Гульсара Исламгалиева
Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании УУД
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовкой области»
на уроках в начальной школе
и её роль в формировании УУД.
учитель начальных классов
Исламгалиева Гульсара Жакотовна
2021 г.
Публикация «Проектная деятельность на уроках в начальной школе и её роль в формировании УУД» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г. Э. Лессинг
I. Введение
По мнению американского педагога У. Х. Килптрика - основателя метода проектов, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». В России под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в начале XX века были попытки использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов в 20-30 годы привлек внимание отечественных педагогов (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев, они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Но в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника : научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта предполагает :
• связь обучения с жизнью;
• развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
• развития умения адаптироваться к действительности;
• умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.
II. Типология и классификация проектов
Имеются различные виды классификации проектов (И. С. Сергеев, Е. С. Полат) : по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности и результатам проекта.
По доминирующей деятельности применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов :
• Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, микрорайона и т. д. ( из опыта работы: учебное пособие, листки здоровья, проект озеленения школьного двора, подготовка и проведения концерта ко дню 9 мая для ветеранов поселка, подготовка подарков ветеранам, выпуск Книги памяти.) Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
• Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью с целью анализа, обобщения и представления широкой аудитории (выпуск школьных газет или публикации на школьном сайте репортажей о жизни класса, или проблемах школы, окружающей среды и т. д.)
• Творческий проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но уже в 4 классе ученики справляются с такими проектами (театрализации, организация спортивных состязаний, выпуск книжек-малышек для детей детского садика или учеников 1 класса). Участвуя в нем участники проекта берут на себя роли сценаристов, артистов, оформителей. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
По признаку предметно-содержательной области проекты разделяются на монопроекты и межпредметные проекты. По характеру контактов - внутриклассные, внутришкольные, межрегиональны и т. п. ; по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные и т. д. ; по продолжительности – кратковременные (проект-урок) или продолжительные - от нескольких дней до года или на курс начальной школы.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Ученик встает перед выбором формы презентации :
• деловая игра;
• диалог персонажей (одушевленных, неодушевленных, исторических деятелей и т. п.);
• отчет о экспедиции (научной, познавательной, исторической);
• реклама;
• соревнование;
Для учителя момент презентации – анализ деятельности его подопечных (как проявляли самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались, а для ученика – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ: все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проектом, кроме конкретного продукта, является:
• ход мыслительной деятельности детей;
• собранная ими информация;
• приобретенные ими знания;
• появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;
• найденный конструктивный замысел.
III. Этапы работы над проектом
Проектное обучение – это определенные этапы от замысла до результата, обобщенно эту работу представляю в таблице (по Н. В. Матяш) :
IV. Роль проектов в формировании УУД
Какова роль проектной работы в формировании УУД? По мнению И. С. Сергеева, формируются следующие умения :
• рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи);
• поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;
• навыки оценочной деятельности по И. Логвиновой процедура оценивания должна быть организована учителем так, чтобы: «ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;
• ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
• ученик получал обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели»).
• умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки)
• коммуникативные умения (планировать инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.)
• презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).
Учебный проект с точки зрения учащегося (по Н. Ю. Пахомовой) – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
VI. Опыт использования метода проектов во внеклассной работе
Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Какова воспитывающая роль проекта? Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат: то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Мы даём возможность нашим ученикам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Технология проектной деятельности для урочной, внеурочной и внеклассной работы одинакова. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли, и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к отчету, сам отчет и рефлексия. По типологии, организуемые во внеклассной работе проекты часто относятся к творческим, ролевым, исследовательским.
В начале каждого учебного года предлагаю детям на первых классных часах проекты, организующие и мобилизующие коммуникативные и социальные возможности каждого младшего школьника – «Законы нашего класса», «Герб нашего класса». Хочется отметить, что ученики, переходя в следующий класс, по-другому смотрят на одну и ту же проблему, предлагая более «взрослые» варианты решений. Кроме того, подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к празднованию Дня Победы, мои ученики 4 класса запланировали (и в дальнейшем успешно выступили) и инсценирование песни военных лет, и стихотворный монтаж. Проектными стали такие классные часы, как «Что в имени тебе моем», «Что может носовой платок?», «Как дарить подарки.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и под руководством учителя.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
Наши родители участвовали в проектах «Человек труда», «Семейный фотоальбом», «С чего начинается Родина» .Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Таким образом:
• Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
• Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Так в радостной атмосфере совместного сотворчества, организуя работу над проектом, решаю задачу развития творческой и коммуникативной активности.
VII. Результативность опыта
Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе школы :
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
• уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
• прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
• у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся:
• немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
• для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.
3. Повышается учебная активность школьников.
Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения у учащихся 3 класса (2008-2009 уч. год) предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу (Приложение № 6).
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе» и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос, «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников.
Третьеклассники предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов, родители (80%, одноклассники (60%, значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик- учитель - родитель» достигнута.
Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»-60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%.
Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80% третьеклассников, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%.
Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции, так практически все учащиеся 3 класса (100%) отметили, что выполняют творческие работы с хорошим настроением.
Экспертиза качества успеваемости учащихся начальных классов за период использования проектной технологии в обучении (с 2005г.) показывает, что уровень обученности детей составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 85%. Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности.
VII. Заключение
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и в большей степени сам процесс. Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:
• личностно ориентировано;
• использует множество дидактических подходов;
• самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
• приносит удовольствие учащимся, использующим продукт своего труда.
Метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействует все аспекты жизни детей в школе и дома.
Реализация метода проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Обучение школьников проектной деятельности, ее организация и руководство со стороны взрослых влияет на формирование психологических новообразований личности, на формирование средств и способов мыслительной деятельности, на созревание механизмов произвольной регуляции поведения личности.
Таким образом, проектная деятельность является средством обучения и развития личности.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, с одной стороны, использование метода проектов чревато перекосами в учебной программе, ведь ни в один проект невозможно уложить все требуемые знания. С другой стороны, очевидны и преимущества этой системы занятий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, развитие кооперации и научной пытливости, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, сознательная дисциплинированность группы и т. д. Опыт многих учителей доказывает, что указанный метод разрушает школьную рутину. Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:
• формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
• получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
• повышению активности и самостоятельности учащихся;
• овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
• осознанию учеником ценностей совместного труда;
• повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
• развитию позитивной внутренней мотивации к познанию;
• эстетическому воспитанию;
• формированию высокой информационной и общей культуры учащихся.
Именно эта педагогическая технология позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Реализация метода проектов привела моих учащихся к следующим положительным результатам:
• Сохранение учебной мотивации познавательной активности.
• Возможность развития своих творческих способностей.
• Улучшение качества успеваемости.
Опыт работы с применением метода проектов позволяет утверждать, что метод проектов может широко использоваться в практике обучения любому предмету, на любой ступени обучения, и не только в начальной школе, при любой модели обучения, так как он способствует всестороннему развитию ребенка.
Обращение к проблеме организации проектной деятельности является в настоящее время актуальным в условиях обновления содержания образования.
Литература.
Лутцева Е. А. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии : Книга для учителя начальных классов. - «Начальная школа XXI век», 2009.
Материалы виртуального университета повышения квалификации работников образования
Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников : Книга для учителя начальных классов. – М. : Вентана-Граф, 2008.
Методическая газета «Начальная школа» 2011-2012 г.
Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2009, № 8-9, с. 151-157.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 2008.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты : его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2009
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М. : АРКТИ, 2009.