Курбанова Патимат Лачиновна
Проектная деятельность в средней группе «Рисование песком на стекле. Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: Воспитатель МОУ Средней образовательной школы №8
Курбанова П. Л.
Информационная карта проекта :
1. Название проекта «Рисование песком на стекле. Песочные фантазии».
2. Ф. И. О. автора Курбанова Патимат Лачиновна
3. Должность Воспитатель
4. Учреждение МОУ Средняя общеобразовательная школа №8 ДО “Земляничка”
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование песком и на песке
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Средняя группа
- Темочки
5. Вид проекта Педагогический; творческий.
6. Тип проекта Долгосрочный; практико-ориентированный;
инновационный.
7. Целевая группа
проекта Педагог, дети средней группы,
родители.
8. Сроки проведения 2023- 2024 учебный год
9. Цель проекта Создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей среднего дошкольного
возраста, через обучение рисованию песком на стекле.
10. Основные задачи проекта - Познакомить с техникой рисования песком, как художественным материалом.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Ни у кого уже не вызывает сомнения, что начинать развитие творческого потенциала, следует с самого раннего возраста, когда ребенок только еще начинает открывать для себя окружающий мир. Таким образом, одной из самых важных задач для педагогов, психологов и родителей на современном этапе, является индивидуальный подход к развитию творческого потенциала ребенка.
Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала.
Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, и вам передается удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то своими руками. И ведь при этом дети не боятся ошибиться или сделать что-то не так. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение.
Рисование песком - это своего рода релаксация. Это не та техника, где выражаются основы художественного образа. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново.
Рисование песком очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше, понимать себя, своих друзей и родителей. Рисование песком дает ребенку возможность погрузиться в мир своих придумок, фантазий и воображений.
Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.
Участники проекта - дети, воспитатель.
Цель проекта - создать условия для коррекции и развития когнитивной и эмоциональной сфер и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, через обучение рисованию песком на стекле.
Задачи проекта :
- Познакомить с техникой рисования песком, как художественным материалом;
- Развивать творческие способности, воображение, познавательный интерес.
- Развивать познавательные процессы и обогащать эмоциональный опыт детей.
- Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.
- Обогащение тактильного опыта у воспитанников, формировать представления о свойствах песка.
- Развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- Уточнять и расширять активный и пассивный словарь детей.
Предполагаемые результаты:
- Увеличить динамику развития по ИЗО;
- Умение применять усвоенные техники в изобразительной деятельности;
-Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла;
В результате освоения техники рисования песком :
- дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
- отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
- отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
- будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
- смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
- смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
- смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
Правила при работе с песком.
Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
Нельзя вдыхать песок - можешь задохнуться!
После игры с песком – помой руки!
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Способы рисования песком.
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени». Существует несколько способов рисования на песочном столе.
Самый простой: светлым по тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка, наносим путём равномерного рассеивания («солим») песка над поверхностью стола с высотой 20-30 см. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают, разгребают.
Способ тёмным по светлому (насыпание). Он немного сложнее. На чистый «световой» лист можно сыпать песок любым образом : линиями тонкими, толстыми, фигурными ( например: чайки над морем).
Способ отпечатков. Отпечатки могут наноситься боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями ( например: прыгают зайчики, идёт слон, растёт цветок).
Способ вытирания Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении.
Техника процарапывания. Итог процарапывания - создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца.
Рисование стекой (деревянная палочка). Используется для чёткого и тонкого прорисовывания линий рисунка. Помогает в создание композиции воздушной формы.
Техника "трафарет". Трафарет накладывается на чистую поверхность стола планшета и посыпается небольшим количеством песка. Снять аккуратно трафарет с поверхности стола, оставшийся след подкорректировать стекой или пальцем мизинца. Можно использовать трафареты рисунка бабочки, листьев, рыб, черепахи и т. д.
Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции. Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Со временем чувствуешь, как и что изобразить, понимаешь, какие у песка возможности.
Этапы реализации проект
1 этап – подготовительный.
- Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование).
- Разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Составление перспективного плана.
- Подбор дидактического материала для занятий. 2 этап – основной.
- Реализация педагогического проекта «Песочные фантазии». 3 этап – аналитический.
- Анализ результатов деятельности по реализации задачи, подведение итогов.
- Представление результатов и опыта работы по данному направлению.
Формы работы:
Работа с родителями:
- Беседы с родителями.
- Консультации для родителей.
- Оформление уголка для родителей по данной теме.
- Фотовыставки работ детей. Демонстрация занятий с детьми.
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, свечи, мыльные пузыри, соломинки, пластилин и т. д.).
- Создание презентации песочного творчества детей для родителей.
Работа с детьми:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений;
Работа с педагогами:
- Памятки, консультации, мастер-класс.
Перспективный план реализации проекта «Песочные фантазии». Работа с педагогами и родителями.
Сентябрь Оформление стенда для родителей «Мы рисуем песком»
Ежемесячно Обновление информации для родителей на стенде «Мы
рисуем песком».
Октябрь Консультация для педагогов «Оборудование для
рисования песком : возможности»
Ноябрь Памятки для педагогов «Использование песка в
Изо деятельности с детьми дошкольного возраста».
Февраль Консультация для педагогов «Рисуем песком на стекле»
Апрель Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки»
Май Представление результатов и опыта работы по данному
направлению
Ежемесячно Итоговая фотовыставка работ детей
Тематическое планирование по рисованию песком в средней группе :
Октябрь 1 «Чувствительные ладошки» Знакомство со световым столом. Тактильное знакомство с песком.
2 «Волшебство линий» Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
3 «Мой любимый дождик» Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Снятие тонуса ладоней.
4 «Веселые грибочки» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность. Закрепить умение равномерно наносить песок изображая грибы различные по величине и форме. Снятие напряжение рук.
Ноябрь 5 «Яблоки и груши» Учить рисовать предметы круглой и вытянутой формы указательным пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
6 «Моя любимая чашка» Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
7 «Солнышко, куда ты прячешься?» Учить рисовать лучики прерывистыми линиями и сплошными. Закрепить навыки рисования кругов. Снятие психоэмоционального напряжения.
8 «Воздушные шары» Познакомить детей с техникой рисования песком. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
Декабрь 9 «Зимушка, зима! Снеговик» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Закрепить навык рисования кругов различных по диаметру.
10 «Маленькой елочке холодно зимой» Учить рисовать елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация
11 «Рукавичка» Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие.
12 «По замыслу» Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения.
Январь 13 «Снежинка» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление.
14 «В январе все деревья в серебре» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики.
15 «Машина»
Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление.
16 «Морской мир “Рыбка”» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.
Февраль 17 «Домашние животные», “Кот с усами”
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.
18 «Дикие животные» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.
19 «Ёжик» Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.
Воспитывать эстетическое восприятие.
Март 20 «Здравствуй, весна!» Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию.
Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.
21 «Мамин день» Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.
Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям
22 «Птицы прилетели домой» Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам.
23 «Ваза с цветами» Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами.
Апрель 24 «Мои любимые животные из сказок» Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.
25 «Божьи коровки на лужайке» Рисование пальчиками.
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.
26 «Жили у бабуси два веселых гуся» Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство : делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать воображение.
27 «Кораблик в море» Поэтапное рисование водного транспорта. Совершенствовать речевые навыки, приговаривая при рисовании.
Май 28 «Летние мотивы» Учить рисовать летние пейзажи. Развивать творческое воображение, композиционные умения. Вызывать положительные эмоции при рисовании песком.
29 «Дождь, ураган» Развивать чувство композиции. Умение работать в коллективе.
30 «Бабочки» Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушевки. Рисовать творческое воображение. Вызывать интерес к созданию коллективных композиций.
31 «Мы рисуем, что хотим» Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.
Самоанализ творческих работ. Итоги года. Фотовыставка детских работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Приложение 1.
Консультация для родителей.
Рисование на песке
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем появится школа, где еще сильнее укрепляется директив по отношению к личности ребенка, затем – взрослые социальные институты. Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» — если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть, быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приводит к тому, что вырастает творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым. Но как узнать, какие проявления эмоций полезны для ребенка, а какие нет? Как не навредить ребенку, поддерживая его порывы, ведь это может быть попустительством, как не избаловать его? Действительно, не так просто в этом разобраться, ведь мы часто опираемся только на свой детский опыт – как воспитывали нас…
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Педагог, внимательно наблюдает за действиями малыша, поддерживает его инициативу, его фантазию, создает ситуацию успешности, принятия ребенка, помогает ему выразить свои чувства… и если это становится для ребенка частью его жизни, то он научается жить в мире с самим собой, а что может быть важнее?
Занимаясь,рисованием на песке малыш, как можно глубже знакомится со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит – проживает. «Песочница» является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает рисунок из песка : стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнениях. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.
Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Приложение 2.
Памятка для родителей
Рисование песком на световом столе
«Позвольте ребёнку творить!»
Особый интерес у детей и взрослых вызывает рисование песком. Необычное искусство рисовать песком называется Sand Art, то есть «искусство песка», создание рисунков на поверхности стекла.
Песочная терапия помогает одновременно реализовать два направления:
- восстанавливать, компенсировать и корректировать глазодвигательные, зрительные и психические функции.
Занятия с песком очень полезны :
• вызывают эмоционально - положительные состояния, удовольствие от игры;
• погружают в мир своих желаний, дают возможность помечтать, пофантазировать;
• воспитывают эстетический вкус;
• снижают тревожность, агрессию;
• позволяют преодолеть чувство страха;
Занятия с песком полезно использовать с детьми замкнутыми, застенчивыми, неуверенными в себе, так как рисунок на песке, в отличие от бумаги, легко удалить или изменить. Соприкосновения с песком снимают стресс, напряжение.
• развивают коммуникативные навыки и социальную активность;
• повышают тактильную чувствительность;
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственные представления, ориентировку на плоскости;
• дети овладевают практическими навыками, осуществляя творческий замысел;
• расширяют кругозор.
Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза.
Занятия с песком не имеют возрастных ограничений и могут использоваться для работы с детьми, начиная с 2-3-х летнего возраста. Длительность занятий для детей до 5 лет составляет 10 минут, старше 5 лет – 20 минут.