Татьяна Рыженкова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный образовательный стандарт направляет педагогов на поиск инновационных технологий, средств, методов и приемов, которые бы решали задачи развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Проект в детском саду - хорошая возможность реализовать всё это, интегрируя разные образовательные области.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Работа над проектом – интересный, творческий процесс, его интегрированный характер позволяет научить детей действовать самостоятельно и активно, творчески мыслить, разными способами находить знания и использовать их. Кроме того, проект – прекрасная возможность привлечь родителей к активному участию в жизни сада.
В современном понимании проект - это некая проблема, требующая решения. Если такая проблема есть, то остаётся её сформулировать и создать проект. Такие проекты, растущие от насущного вопроса, более действенны и эффективны. В действительности же бывают и другие случаи – объявленный в ДОУ конкурс проектов заставляет педагогов «придумать» проблему: с одной стороны, это может подтолкнуть к деятельности, а с другой - создать проект ради проекта, «для галочки». Если тема актуальна, проектная деятельность увлекательна и интересна всем участникам.
С детьми какого возраста можно реализовать проект в детском саду? В средней группе дети уже могут быть участниками при поддержке взрослых, становясь старше, они становятся активными партнёрами проекта, но даже самые маленькие дети вполне могут быть включены в проектную деятельность.
Приходя в сад, малыши ещё только адаптируются к новым условиям, поэтому все усилия направлены на то, чтобы сделать этот процесс как можно более благоприятным. И уже к 4 – 5 годам, освоившись в дошкольном учреждении, дети готовы к разнообразной деятельности, в том числе и проектной.
Дети четырёх лет имеют некоторые особенности, которые необходимо знать при включении их в работу над проектом.
У детей среднего возраста возрастают физические возможности, они становятся более активными. Направить эту появившуюся энергию в нужное русло помогут готовые проекты. В средней группе они могут быть различными по тематике, но должны быть доступными для понимания четырёхлетками.
У четырёхлеток часто проявляется повышенная возбудимость. Заметив такое состояние в группе, педагог должен быстро принимать меры. Лучше всего отвлечь детей на что-то интересное. Вернуть силы и расслабиться, снять напряжение поможет правильно организованная деятельность в рамках проекта, хорошо, если она будет разнообразной – и подвижной, и спокойной, но обязательно эмоционально окрашенной. При этом происходит физическое и психическое развитие детей.
Новые возможности появляются в общении со сверстниками. Проект в детском саду в средней группе должен включать различные игры, которые объединяют, учат взаимодействовать.
Детям становится особенно важно получать одобрение взрослых, делать что-то вместе, эти потребности также можно удовлетворить в проектной деятельности, если привлечь к ней не только педагогов, но и родителей. В совместном деле формируется взаимопонимание, возникает радость общения.
Участниками могут стать дети, воспитатели, педагоги-специалисты и родители. В хорошо организованной деятельности дети не только выполняют правила и требования, но и создают шедевры, творят, оформляют, оценивают.
Направленность проектов появляется порой неожиданно: темой проекта может стать что угодно. Дети этого возраста интересуются всем вокруг, хотят разобраться в происходящих явлениях. Работая над проектом, можно знакомить детей с литературой, наблюдать за изменениями в природе во время прогулок в саду и с родителями, учить стихи и песенки, рассматривать иллюстрации, картины и фотографии, проводить опыты, рисовать, делать аппликации.
Проект в детском саду предоставляет возможность интегрирования образовательных областей, а следовательно, полноценного развития личности ребёнка.
Последовательность работы над проектом
Начальный этап - подготовительный, когда определяется проблема, цели, прогнозируется результат, подбирается программно-методическое обеспечение для реализации проекта, проводится изучение опыта других педагогов по теме проекта.
Следующим этапом становится диагностический: проводятся анкетирования, наблюдения, исследования по изучению состояния проблемы на момент начала работы над проектом.
Самым интересным становится сама работа по проекту – творческий этап, на котором, собственно, и происходит совместное движение к результату. Разработанный сценарий мероприятия и его проведение составят суть этого этапа.
Завершается работа над проектом, как правило, презентацией, анализом целей и результатов, изучением итогов деятельности, оценкой проекта и поиском дальнейших перспектив развития. Можно попросить участников оставить отзывы сразу после мероприятия или сделать анализ позже, с учётом всего, что получилось, и того, что не удалось сделать.
Как работать над проектом
Сегодняшние условия жизни делают особенно актуальными экологические проекты. Виды деятельности, формы и методы работы могут быть различны: тематические занятия по проекту, игры детей, совместная деятельность со взрослыми, наглядная информация для родителей, сопровождающая работу по проекту, творческие работы семей. Хорошо дополняют проект диагностические методы: анкетирование и наблюдение, а также исследовательские методы – дети становятся экспериментаторами, изучая мир вокруг себя.
Экологические проекты могут носить конкретную направленность, например, дети и взрослые могут посадить «Аллею семьи», сделать кормушки для птиц или очистить родник от мусора. Такой результат порадует детей, они будут гордиться своими полезными делами, сделанными вместе с родителями.