Ирина Ким
Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина «Край любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
"Край любимый"
Интерактивные методы обучения.
Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина
Тип проекта : познавательно – творческий.
Авторы проекта : Воспитатель МБДОУ № 119 Ким Ирина Вячеславовна
Длительность проекта : Долгосрочный (реализуется в течение 9 месяцев)
Участники: Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители
Публикация «Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина „Край любимый“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Проекты
- Проекты творческие
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю: как взрослым, так и детям. Но впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем возрасте, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Поэзия Есенина благотворно воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине, расширяют знания о своём народе. Рязанская земля, где «мужики косили, и сеяли свой хлеб», была страной его детства. Русская природа, крестьянский уклад жизни, народное творчество, великая русская литература - все это является источниками его поэзии, это то, что способствовало становлению его великого таланта в раннем детстве. Именно в этом возрасте формируется полноценная личность ребёнка. И поэтому одной из важных задач нашего детского сада № 119 города Рязани является приобщение детей к искусству, к художественной литературе, в частности к поэзии Есенина, которая оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение на детей.
И уже на первых этапах работы в этом направлении я вижу, что интерес детей к поэзии и к народному творчеству достаточно велик. С этой целью в нашем детском саду в народном стиле оформлена специально отведённая комната, где ребята знакомятся со старинным русским бытом. Детям интересно увидеть самовар, чугунки и крынки, стол с расшитой скатертью, покачать куклу в зыбке, рассмотреть прялку.
Процесс освоения детьми различных тематических блоков изучения поэтического наследия Есенина осуществлялся в разнообразных формах детской образовательной деятельности : беседы о жизни поэта «Есенин – наш земляк»; развлечение, посвященное 120-летию со дня рождения поэта «Край берёзовый – край Есенина», на котором дети знакомятся с русской песней, частушками, поговорками, загадками, где разыгрываются старинные народные игры, здесь же звучат лирические песни на стихи Есенина, в которых воспевается красота русской природы, родного края, отражается крестьянский уклад жизни русского человека; в познавательной экскурсии «Путешествие в село Константиново» дети с помощью видеозаписи узнали старинный быт крестьянской глубинки, увидели дом, где жил поэт; проводила конкурс чтецов «Край любимый» и конкурс рисунков по творчеству Есенина; были оформлены папки передвижки и альбом о жизни и творчестве поэта, ребята выступали в детской библиотеке, где проводились мероприятия, посвященные празднованию 120-летия со Дня рождения поэта. В ходе работы использовался наглядный материал: фотографии семьи поэта, репродукции картин по сезонам, слайды, фонотека песен, написанных на стихи Сергея Есенина.
Формирование чувств патриотизма в моем проекте в течение года осуществлялось через интеграцию разных видов детской деятельности (познавательной, художественно-изобразительной, музыкальной) и носило развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Для начала на прогулках со своей группой я веду беседу на темы: «Времена года», «Природа рисует красками», провожу речевые упражнения: «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок», «Скажи красивые слова о заснеженном лесе».
Затем, продолжаю знакомить ребят с поэзией Есенина и пытаюсь в устной форме составить с ними «Синквейн».
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором ребёнок, выражает своё отношение к предмету, показывает свои чувства, ассоциации.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Так после составления всех пяти строк получится небольшой белый стих.
И вот после прочтения стихотворения «Черёмуха» и «Берёза» у нас детьми получилось следующее:
СИНКВЕЙН
Для следующих этапов занятий я привлекаю к работе родителей и предлагаю им выучить вместе с детьми понравившееся стихотворение, а затем подобрать иллюстрации или нарисовать вместе с ребенком картину природы к выбранному ими произведению поэта. И уже на следующих занятиях дети читают выученные стихотворения, демонстрируя свои рисунки. Из собранного материала я составляю альбом о природе «Времена года». А на занятиях по окружающему миру я использую картинки из этого альбома при составлении «Диаграммы Венна».
Диаграмма строится на двух или нескольких пересекающихся кругах. Этот приём помогает провести анализ и синтез при рассмотрении двух или трёх предметов, имеющих различные и общие черты. В данном случае я черчу на доске два пересекающихся круга и помещаю над ними два дерева: рябину и березу, нарисованные родителями и детьми. Ребята сравнивают деревья, а я записываю в кругах (или выставляю в картинках) те части дерева, которыми они отличаются: ствол, ветки, листья цветы, плоды. Затем, в линии соприкосновения окружностей, мы помещаем всё, что объединяет эти растения: питание (корнями, солнцем и водой, летние и осенние краски листвы и т. д.
«Диаграмма Венна»
(Схема 1)
Можно дать ребятам и третий круг диаграммы, но только после того, как они заполнят два круга, т. е. надо идти постепенно от простого к сложному.
Эту работу можно проводить и на интерактивной доске (на экране)
Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности, улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, учит сравнивать и отличать.
Итак, постепенно от соприкосновения с прекрасным миром природы я подвожу ребят к жизни Есенина, и мы заочно отправляемся на экскурсию под названием «Путешествие в Константиново» (здесь при помощи мультимедийной системы демонстрируется видеоролик, составленный мной непосредственно на родине поэта, в селе Константиново). На экране показывается дом, в котором изображён крестьянский быт, школа, где учился поэт, ведётся рассказ о детстве Есенина, здесь же изображается природа, окружающая его с раннего детства, звучит нежная музыка, которая мелодично сливается со стихами в единое целое. (Приложение1). Весь видеоматериал разбиваю на разделы, т. е. этапы жизни поэта. В перерывах между отрывками провожу вопросно-ответную беседу по просмотренному материалу. В заключение виртуальной экскурсии мы с детьми рассматриваем памятники поэту, говорим об их местонахождении и предназначении. (Приложение №2).
Вся работа по ознакомлению детей с творчеством Есенина проходила в тесном взаимодействии с родителями. В ходе совместной деятельности родители знакомились с работой, которая проводилась в течение года, присутствовали на различных мероприятиях, помогали создавать предметно-развивающую среду, принося предметы старинного быта. Были оформлены папки-передвижки для родителей, проведено родительское собрание на тему «Патриотизм в творчестве Есенина». А затем вместе с родителями мы собираем фото и открытки о жизни Есенина, из которых составляем альбом под названием «Жизненный путь Сергея Есенина». Всё это способствует формированию творческих качеств ребёнка, развитию эстетического вкуса, вызывает интерес к художественной литературе и образному мышлению, а главное, формирует патриотические чувства, чувство любви к малой родине и творчеству нашего земляка Сергея Есенина.
В процессе систематической работы дошкольники научились понимать поэзию Есенина, расширился их литературный кругозор, проявился интерес к истории родного края.
Когда у ребят уже накопился определенный объём знаний в этом направлении, я составляю с ними кластер «Детство Есенина».
В центре магнитной доски под ключевым словом «ЕСЕНИН» размещаю портрет юного поэта. Затем в разных направлениях от опорного слова провожу стрелочки. Рядом на столе лежат, заранее подготовленные к ответам детей, карточки: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя, друзья, школа. Задаю вопрос: «Кто окружал Есенина в детстве?» Ребята выбирают нужные слова и прикрепляют их к стрелочкам. На следующем этапе игры дети вынимают из альбома по одной картинке, которая соответствует тому или иному слову на карточке, и поочерёдно вывешивают их на доске, рассказывая о своём персонаже или предмете. Так к концу оформления кластера ребята составляют целый рассказ о детстве поэта, о его доме, школе.
КЛАСТЕР
(Схема 2)
«Кластер» позволяет детям, раскрепоститься, свободно размышлять, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает организовать и развить диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию.
Использование в своей практике интерактивных методов обучения помогает мне организовать учебный процесс таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность ребят в процессе познания, освоения материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Вся работа по ознакомлению детей с творчеством Есенина способствовала формированию патриотических чувств, ребята научились любить родной край, тонко чувствовать природу, замечать её красоту, проявлять заботу об окружающей среде.
Сам поэт верил в то, что все доброе и лучшее в человеке идет из детства и сохраняется в его сердце на всю жизнь. А главное сокровище детской и взрослой души – способность творить, радоваться и удивляться миру. И только через духовное развитие и развитие творческих способностей дети прославят наше любимое Отечество так же, как славят родную землю уже 120 лет стихи великого русского поэта, замечательного уроженца Рязанского края Сергея Есенина.
«Край берёзовый – край Есенина»
«Собери красивые слова из листьев уходящей осени».
«Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок»
Конкурс чтецов по творчеству Сергея Есенина
Ребята собирают кластер о детстве С. Есенина