Юлия Зиновьева
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала
старший воспитатель
МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №36
г. о. Самара
Зиновьева Юлия Вячеславовна
1. Задачи:
- расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;
- развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;
Публикация «Проектирование сюжетно-ролевой игры „Библиотека“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Библиотека. Сюжетно-ролевая игра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Изготовление атрибутов:
Изготовление книжек-малышек.
Изготовление формуляров, читательских билетов, ящиков для их хранения.
Подбор детских книг, журналов, энциклопедий.
Подбор иллюстраций к художественным произведениям.
Изготовление игрушечного компьютера из бросового материала или старых деталей компьютера.
Изготовление закладок для книг.
Изготовление номерков для гардероба.
Обогащение впечатлениями:
Встреча с библиотекарем в группе детского сада (рассказ о работе библиотекаря, правилах поведения в библиотеке).
Экскурсия в библиотеку.
Беседы с детьми о работе библиотекарей, составление рассказов.
Встреча со школьниками – читателями библиотеки.
Чтение произведений художественной литературы о книгах, разгадывание загадок.
Просмотр диафильмов, мультипликационных фильмов.
Совместный проект с родителями «Дом, где живут книги» (создание фотоальбома с изображением библиотек города, залами библиотек).
Экскурсии в книжный магазин (с родителями).
Беседы об увиденном на экскурсиях.
Беседы о любимых книгах, жанрах.
Беседа «Для чего нужны библиотеки»
Обучение игровым приемам:
Учить задавать вопросы, выявляющие желания читателей
Раскладывать книги на стеллажах по жанрам или по первой букве фамилии автора
Заполнение формуляра
Умение работать с книгой в читальном зале
Умение ремонтировать книги
Умение предложить книгу, кратко рассказать о ней
3. Перспективный план подготовки к игре «Библиотека»[/b]
Сюжет «Библиотека»
Заведующий библиотекой (атрибуты: стол, стулья, ручка, карандаши, бланки заявок) - организует и контролирует работу персонала; устраняет конфликты; делает заявки на приобретение новых книг; готовит выставки и встречи с читателями (речевые обороты: «Здравствуйте!»,«Нравится ли вам у нас?»,
«Расскажите, что произошло?»,«Я хотел бы сделать заказ на новые книги»)
Библиотекарь абонементного отдела (атрибуты: формуляры, читательские билеты, компьютер игрушечный, книги, журналы, столы, стулья, стеллажи, ручки, карандаши) - приветливо здоровается, помогает определиться с выбором книги, подбирает необходимую литературу (речевые обороты: «О чём бы вы хотели узнать, прочитать?», «Понравилась ли вам книга, которую вы брали в прошлый раз?», «Вы подбираете книгу для себя или членов своей семьи?», «До свидания, приходите к нам ещё»)
Библиотекарь читального зала (атрибуты: как у библиотекаря абонементного отдела) - подбирает интересующую литературу, напоминает, что обращаться с книгами нужно аккуратно и не выносить из читального зала, предлагает посмотреть новинки, журналы (речевые обороты: «У нас появилась новинка, не хотели бы вы её прочитать?», «Просьба соблюдать тишину и не мешать другим читателям», «Рады видеть вас в нашем читальном зале»)
Читатель (атрибуты: читательский билет) - объясняет, что его интересует, что бы он хотел прочитать, какие журналы посмотреть, расписывается в формуляре (речевые обороты: «Здравствуйте», «Меня интересует … книга»
«А есть ли у вас произведения … автора?», «Большое спасибо»)
Гардеробщик (атрибуты: номерки для одежды или сумок) - принимает от читателя вещи, выдаёт ему номерок, действия в обратной последовательности (речевые обороты: «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, номерок», «Всего доброго!»)
Сопутствующий сюжет «Презентация книги»
Писатель (атрибуты: книга, ручка) - рассказывает о книге, ставит автографы (речевые обороты: «Разрешите представить вам мою новую книгу», «Книга, о которой я хотел бы вам сегодня рассказать о …»)
Иллюстратор (атрибуты: цветные карандаши, разноцветные листы бумаги) – создание иллюстраций к книгам (речевые обороты: «Постарался передать замысел писателя в рисунках»)
Сопутствующий сюжет «Кафе»
Продавец (атрибуты: кукольная посуда, муляжи пирожных, выпечки, коробочки от соков) - продаёт сок, воду, предлагает чай, выпечку (речевые обороты: «У нас сегодня очень вкусный чай», «Попробуйте, пожалуйста…»,
«Уберите за собой посуду»)
Сопутствующий сюжет «Транспорт»
Водитель (атрибуты: стульчики, руль, макет светофора, табличка «БИБЛИОТЕКА») - доставляет читателей в библиотеку и домой (речевые обороты: «Присаживайтесь», «Куда вас отвезти?»)
Пассажир - объясняет водителю, куда хотел бы добраться (речевые обороты: «Отвезите нас, пожалуйста, по … адресу»)
4. Ход игры.
Мотивация. Педагог обращается за помощью к инициативному ребёнку: «… я сегодня хотела бы приготовить пирог с яблоками, а рецепт не знаю, не подскажешь, где можно прочитать рецепт?» Подвести к тому, что много различной информации можно почерпнуть из книг, а много книг хранится в библиотеках. Спросить, есть ли у детей желание поиграть в игру «Библиотека».
Уточнить у детей, какие атрибуты нужны для игры, где лучше всего расположить читальный зал, стеллажи с книгами. Попросить детей обосновать свой ответ. Предложить коробку с атрибутами, и предметами-заместителями.
Распределение ролей. Предложить детям распределить роли с помощью конкурса. Напомнить, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям.
Первым читателем выступает воспитатель, выбирает книгу, следит за правильностью заполнения формуляра, устраивается в читальном зале. Педагог наблюдает за игрой и лишь, в крайнем случае, включается в игру при помощи наводящих вопросов или советов.
При угасании игры педагог может предложить детям различные линии сюжета:
- в библиотеку приходит с книгой писатель (эту роль берёт на себя педагог, рассказывает детям о своей новой книге, можно предложить детям нарисовать иллюстрации к ней;
- открытие выставки книг;
- получение книг со склада;
- посещение кафе.
5. Окончание игры. Раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.
6. Оценка игры. На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):
- вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?
- вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?
Уточнения педагога: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как (имя ребёнка) предлагала читателям книги и журналы, а вам что понравилось?