Юлия Шабашова
Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
В ФОРМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ С ПЕДАГОГАМИ ДОО.
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО.
Актуальность
«Мамы, папы, нам без вас – всё равно, что вам без нас»
С. Михалков
Актуальность определяется тем, что изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
Публикация «Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему „Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО. В основе стандарта заложен один из следующих основных принципов: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей (пункт 1.2.2). ФГОС ДО прописывает основные принципы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьёй (пункт1.4.5); приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6). Задачами стандарта являются: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (пункт1.6.5); обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (пункт 1.6.9). Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (пункт 1.7.6).
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания единого образовательного пространства должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ CИТУАЦИЯ ПО ТЕМЕ:
«Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Цели Действия
(способы, методы по реализации целей) Средства Время Результат
1. Ознакомление с требованиями ФГОС ДО по вопросу построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО.
2. Выявление эффективности и недостатков используемых форм работы по построению партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии требованиям ФГОС ДО.
3. Осознание педагогами необходимости построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО.
4. Развитие умения установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создавая атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки.
5. Совершенствование совместного с родителями воспитания и развитие
дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
1. Целевое пространство:
1.1. Анкетирование педагогов и родителей «Взаимоотношения родителей с педагогами»
Цель: провести диагностический анализ уровня коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями.
1.1. Анкета, результаты анкетирования
20 мин. Интерес и
понимание значимости проблемы.
Постановка целей.
Выявление затруднений педагогов в вопросах построения партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии требованиям ФГОС ДО.
Выявления запросов родителей, пожеланий.
Понимание и освоение ФГОС ДО
2. Поисковое пространство:
2.1. Мини-лекция «Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников». Работа с понятиями.
Цель: обеспечить развитие умения педагога установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2.2. Семинар-практикум для педагогов «Общение педагогов с родителями»:
2.2.1. Занятие 1. «Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи».
Цель занятия: развитие без оценочного восприятия партнера по общению.
2.2.2. Занятие 2. «Определение стиля педагога в общении с родителями»
Цель занятия: осознание педагогом своей позиции в общении с родителями.
2.2.3. Занятие 3.
«Когда душа с душою говорит.»
Цель занятия: развитие навыков непроизвольного, непринужденного общения, эмпатии, более точного восприятия партнеров по общению.
2.2.4. Занятие 4.
«Ораторами не рождаются, ораторами становятся»
Цель занятия: развитие навыка публичного выступления. 2.1. Слайд-презентация, текст доклада «Специфика работы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников». Словарь по теме, ФГОС ДО, вопросы педагогам.
2.2. Выставка методической литературы.
Текст доклада «Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи». Вопросы педагогам, записи, выполненные задания.
1час
1час х 4
Осознание смысла понятий по теме.
Представление о современных подходах к построению партнёрских взаимоотношений между семьёй и ДОО в соответствии требованиям ФГОС ДО.
Способность к анализу своей деятельности и нахождению путей исправления недостатков.
Умение включаться в обсуждение, в общую работу, высказывать свою точку зрения.
3. Рефлексивное пространство:
3.1. Педагогический совет «Построение партнёрских взаимоотношений между семьёй и коллективом ДОУ, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников через организацию физкультурно-музыкальных мероприятий, приобщая детей и родителей к ценностям здорового образа жизни, обеспечивая снижение заболеваемости»
Обсуждение и вывод о результатах и перспективах работы. 3.1. Материалы педсовета: результаты тематической проверки, доклады по обобщению опыта, слайды, вопросы педагогам, карточки (раздаточный материал, записи, выполненные задания, проект решения.
2 часа Понимание необходимости в реализации ФГОС ДО. Использования развития навыков общения с родителями и использования форм взаимодействия с родителями в процессе которых они становятся полноправными участниками образовательной деятельности.
Список литературы
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
2. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – С. 23-35.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М. : Карапуз, 2008. – 264с.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. –М. : ИЦ «Академия», 2008. -192с.
5. Богославец Л. Г., Майер А. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города // Управление ДОУ. - №5. – 2004. – С. 18.
6. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи // Народное образование. -2002.- № 8.-С. 32.
7. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. В. Загик, Т. А. Марковой. – М. : Владос, 2009. -192с.
8. Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2011. – 111с.
9. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. – М. : Сфера, 2008. -197с.
10. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 160 с.
11. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
12. Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. -2000.-№2.- С. 44–49.
13. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е., Мусиенко С. И. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2008 -224с.
14. Дружинин В. Я. Психология семьи. – Екатеринбург, 2010. -176с.
15. Дуброва В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234с.
16. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с
17. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2008. -80с.
18. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –М. : Просвещение, 2009. -256с.
19. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
20. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.
21. Коротаева Е. В. Основы педагогических взаимодействий. –Екатеринбург:
УрГПУ, 2010. -118с.
22. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема //Проблемы педагогики и психологии. – 2011.-№1.-С. 209.
23. Котырло В. К., Ладывир С. А. Детский сад и семья. – Киев, 2008. -214с.
24. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 232 с.
25. Левков Ю. Я. Формирование педагогической культуры родителей. – Иркутск: ИГПИ, 2008. -125с.
26. Маркова Т. А. Воспитание дошкольников в семье. – М. : Сфера, 2007. -189с.
27. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2009. – 143 с.
28. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
29. Мухина В. Возрастная психология. – М. : Просвещение, 2008. -456с.
30. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения-М. : Просвещение,2003
31. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2009. – 160с.
32. Павлова Л. Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, - М., 2002. №8. С. 8-13.
33. Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. – 1960.- № 7. – С. 208.
34. Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. – М. : Сфера, 2007. -173с.
35. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
36. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. –М. : Класс, 2008. -768с.