Татьяна Шевчук
Проект «Золотая осень»
▼ Скачать
Паспорт проекта
Участники проекта: воспитанники 1 младшей группы, педагоги, родители
Тип проекта: краткосрочный (14 дней)
Вид проекта: познавательно-творческий
Состав участников: групповой
Цель проекта: расширяем и систематизируем знания детей об осени. Воспитываем бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- познакомить детей с понятием «время года – Осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью. Расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
- вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
Публикация «Проект „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результат: дети проявляют интерес к сезонным изменениям в природе, участвуют в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечают на вопросы, эмоционально отзывчивы. Наличие положительного эмоционального отношения и интереса к содержанию игр совместно с воспитателями, передают в рисунке красоту окружающей природы.
Актуальность проекта: В наше время, все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает.
Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства.
Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Проблема: в период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Учитывая особенности детей раннего возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт, а так же то, что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей детей, мотивируя их совершать с детьми целевые прогулки, изготовлять совместно с детьми поделки из природного материала, осуществлять подбор художественной литературы на заданную тему.
Стратегия достижения поставленных задач:
1. Подготовительный этап:
- Опрос детей по проблеме. Определить уровень знаний детей об осени.
- Определение целей и задач.
- Создание развивающей среды:
подготовить материал для художественно – творческой деятельности,
подобрать х/литературу, наглядный материал.
- Выпуск информационного листа “Ознакомление с народными приметами, пословицами, загадками об осени”.
- Приобщить к выполнению задания родителей: подобрать х/литературу (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы.
- Индивидуальные беседы и консультации «Экологическое воспитание дошкольников».
- Привлечение родителей к организации и проведению выставки из природного материала.
2. Основной этап:
- Оформление папки – передвижки “Наблюдение осенью”, “Одежда детей осенью”.
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о времени года «осень»
-НОД
-Сбор осенних листьев для гербария; поделок
- Наблюдение за явлениями природы, за трудом взрослых;
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Чтение х/литературы
- Заучивание песен, стихов об осени;
- Разучивание дидактических, подвижных, хороводных
игр.
3. Заключительный этап:
-Анализ результатов проекта
-Выставка детского творчества на тему: «Осень»
- Выставка поделок из природного материала
-Осенний утренник
Формы работы
1. Непосредственная образовательная деятельность. +
2. Наблюдения в природе. +
3. Чтение художественной литературы. +
4. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов. +
5. Участие в игровой деятельности. +
6. Самостоятельная деятельность +
7. Проведение ситуативных бесед +
8. Продуктивная деятельность. +
9. Музыкально – ритмические движения. +
10. Заучивание стихов, песен. +
11. Организация совместно с родителями выставки из природного материала +
Содержание работы:
«Познавательное развитие»
* Игры с природным материалом (шишки, листья, желуди, семена деревьев и др.)
*Опыты с листочками (летает, мнется, рвется, непрозрачный).
* Видеопрезентация «Осень»
* Дидактические игры:
“Сколько–листочков? ”, “С какого дерева листок?”, “Сложи картинку”, “Большой– маленький”, “Найди такой же листик”, «Овощи в корзине», «Ваза с фруктами»,“Чудесный мешочек”, “Отгадай на вкус”,лото “Времена года”; «Отгадайте, что за растение»; «Лесник»; «Загадай, мы отгадаем» (картотека дидактических игр) .
*Экскурсии по территории д/с, беседы об увиденном
* Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой.
«Речевое развитие»
* Ситуативная беседа “Оденем куклу на прогулку”, “Как собирали урожай”.
* Составление коротких рассказов по теме “Осень”
*Рассматривание альбома «У природы нет плохой погоды»
* Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия:
- папка с иллюстрациями «Природа осенью»;
- альбом «Осенние зарисовки»;
* Дидактические игры: “Что растет в саду? ”, “Что растет в огороде? ”, “Узнай и назови”, “Узнай на вкус”, “Что бывает осенью? ”, “Чего не стало? ”
* Пальчиковые игры: “Погода”, “Пальчики в лесу”, “Засолка капусты”, “Прогулка”, “Капуста”, “Погода”
* Дыхательные упражнения: “Листопад”, “Чья птичка улетит дальше? ”
* Разучивание стих. Берестова “Листопад”, “ Октябрь”
* Чтение стих-й И. Пивоваровой «Осенний клад», А. Плещеев «Осень наступила», С. Островского «На деревьях листьев мало», В. Мирович «Листопад, листопад», В. Авдиенко «Осень», Т. Боковой «Праздник урожая», И. Токмаковой «Осенние листья», Ю. Тувима “Овощи “.
“Чудесное лукошко” – отгадывание загадок про овощи.
Драматизация сказки “Репка”.
«Художественно-эстетическое развитие»
* Слушание: “Осенью” муз. С. Майкопара, «Листопад», муз. Т. Потапенко; «Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля
*Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Времена года» «Осень»
* Пение: “Дождик” рус. нар. мел., обр. В Фере.
* Музыкально-ритмические игры:
“Тут грибок, там грибок”, “Прятки с листочками” муз. Вихаревой.
*Инсценировка песни “Огородная-хороводная”, муз. Можжевеловой.
* Ритмическая игра на ложках “Дождик” р. н. м.
Игровая деятельность.
* Игры– манипуляции с муляжами овощей, фруктов.
* Театрализованная игра “Репка”.
* С/р игры :“Собираемся на прогулку”, “Кукла Маша готовит салат”,
“Кукла идет гулять”.
* Настольная игра “Домино” (овощи-фрукты).
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Раз, два, три – к дереву беги!»; «Краски»; «Четыре стихии»; «С ветки на ветку»; «Листопад»; «Дует ветер», «Ветер и тучки», «Овощи в корзину», «Ветер и листья».
Тематическое планирование
1.«Речевое развитие» (развитие речи)/понедельник «Осень золотая»: Расширяем представление детей об
окружающей природе.
Развиваем художественное восприятие,
внимание.
2.«Художественно-эстетическое развитие» (рисование)/вторник «Осеннее дерево»:Развиваем умение пользоваться кисточкой
и красками,наносить мазки способом примакивания;
формируем интерес и положительное отношение к
рисованию.
3.«Познавательное развитие»(ознакомление с окружающим)/среда «Листопад, листопад»:Познакомим детей с осенним явлением –
листопадом,
рассказываем о значение листопада для
жизни растений
и животных.
4.«Художественно-эстетическое развитие» (лепка)/четверг «Листопад»: Расширяем представление об осенних
явлениях;упражняем в использовании элементарных
приемах пластилинографии.
5.«Речевое развитие»/пятница «Что наденем на прогулку?»: Помогаем запомнить последовательность
одевания;побуждаем использовать в речи названия
предметов одежды.
6.«Речевое развитие»/понедельник «Что нам осень принесла?»: .Расширяем представление об окружающей
природе.
7.«Художественно-эстетическое развитие» (рисование)/вторник «Ягоды рябины»: Развиваем умение рисовать тычками,
заканчивая изображение.
8.«Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)/среда"Сравниваем осенние листочки":Развиваем умение детей сравнивать листочки по размеру, цвету; развиваем речь, обогащаем словарь.
9.«Художественно-эстетическое развитие» (лепка)/четверг «Ягоды рябины»:Развиваем умение детей лепить из пластилина
округлые формы, закрепляем знания красного
цвета.
10 «Речевое развитие»/пятница Рассматривание картины «Осень»: Закрепляем умение рассматривать картину,отмечать признаки осени.
. Ожидаемые результаты
Дети.
* Сформированы элементарные представления об осени.
* Сформировано представление о труде взрослых осенью.
* Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
* Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители.
* Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания.
* Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
* Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
* Привлекают детей к совместному труду в природе.
Педагоги.
* Ведут активную работу по экологическому воспитанию.
* Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
* Используют современные педагогические технологии.
* Распространяют и обобщают опыт.
Обеспечение проекта:
Кадровый ресурс Педагоги:
-Воспитатели группы
-старший воспитатель
-музыкальный руководитель
Материально-технический ресурс:
-технические средства обучения (мультимедиа, принтер, сканер, фотоаппарат, ноутбук, музыкальный центр)
-наглядно-методические пособия
-методическая литература
Родительский ресурс:Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:
-консультации;
-индивидуальные беседы
-семейные выставки
Информационный ресурс:
-использование ИКТ
-обмен опытом работы (консультации, выставки и т. д.)
-изучение методической литературы
Список литературы:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984
3.0т рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и
методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005
5. О. Г. Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности», АЙРИСС ПРЕСС Москва, 2008.
6. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно- тематические занятия1-я младшая группа», Москва, «Скрипторий 2003», 2013.