Ольга Чвыр
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»
Актуальность проекта
Проект посвящён знакомству детей подготовительной группы с творчеством С. Я. Маршака, приобщению детей к художественной литературе и активному проявлению своих творческих способностей.
Цели и задачи проекта
Вид: Творческо-познавательный.
Публикация «Проект „Знакомство с творчеством С, Я, Маршака“» размещена в разделах
Цель: познакомить детей подготовительной к школе группы с творчеством детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи:
1. Обеспечить предметно - развивающую среду, способствующую развитию театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.
2. Развивать творческие способности детей через включение в театрализованную и изобразительную деятельность.
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения предметно - развивающей среды и речевой активности ребенка.
Участники проекта :
а) дети подготовительной группы;
б) воспитатели;
в) родители;
г) музыкальный руководитель.
Сроки реализации: 1 месяц.
Содержание работы:
I этап - Подготовительный
1. Беседа с детьми: Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
II этап – Реализация проекта
1. Знакомство с биографией, творчеством писателя и его портретом.
2. Выставка книг С. Я. Маршака (стихи и сказки).
3. Чтение произведений С. Я. Маршака.
4. Рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака.
5. Чтение стихотворения «Багаж», рассматривание иллюстраций и распределение ролей.
6. Чтение стихотворения «Вот какой рассеянный», рассматривание иллюстраций и распределение ролей.
7. Беседа с детьми об искусстве театра, о видах театра.
8. Подготовка к инсценировке по стихотворениям : «Багаж», «Вот какой рассеянный» (подготовка костюмов, декораций).
III этап - Заключительный
1. Итоговая беседа с детьми о творчестве С. Я. Маршака;
2. Инсценировка.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта Сроки этапов проекта Задачи этапов проекта
I этап
(подготови-тельный) 1 неделя 1. Выявить насколько дети знакомы с творчеством С. Я. Маршака.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Подобрать необходимую художественную литературу для знакомства с творчеством писателя;
4. Подготовить методические, демонстрационные и другие материалы, необходимые для реализации проекта.
II этап
(основной) 2 недели 1. Пополнить предметно-развивающую среду книгами.
2. Привлекать родителей к активному участию в реализации проекта
3. Познакомить детей с искусством театра и его видами.
4. Развивать дикцию, выразительность речи с помощью упражнений.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
III этап
(заключи-тельный) 1 неделя 1. Организовать открытый просмотр драматизации с участием детей для воспитанников старших групп.
2. Обобщить опыт работы на педсовете.
Совместная деятельность взрослого и детей Обогащение развивающей среды Взаимодействие с родителями
1 этап
Знакомство с творчеством С. Я. Маршака.
Чтение произведений писателя, рассматривание иллюстраций;
- воспитание умения внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
- обучение пониманию смысла произведения.
Размещение в книжном уголке произведений С. Я. Маршака;
раскраски с героями книг писателя в изоуголке,
трафареты, цветные карандаши.
Родителям рекомендуется почитать детям произведения С. Я. Маршака.
Подобрать необходимую художественную литературу для знакомства с творчеством писателя.
Отгадывание загадок по произведениям писателя, самостоятельное придумывание загадок о героях С. Я. Маршака :
- развитие памяти, внимания, воображения;
- развитие лексики и связной речи;
- воспитание умения слушать.
Выставка книг
С. Я. Маршака «Сказки, стихи и загадки». Родителям рекомендуется почитать детям загадки и стихи писателя.
Прослушивание детьми аудиозаписи: «Вот какой рассеянный», «Багаж» :
- воспитание умения слушать;
- развитие внимания. Аудиодиск с записью произведений С. Я. Маршака.
Родителям рекомендуется прочитать и прослушать некоторые произведения С. Я. Маршака.
2 этап
Продолжение знакомства с произведениями С. Я. Маршака – чтение стихотворения «Вот какой рассеянный», «Чего боялся Петя», «Пудель», «Багаж» и других:
- воспитание умения сопереживать героям произведения, понимать характер героя.
Книги Маршака разных лет выпуска и разных издательств.
Выставка книг С. Я. Маршака в книжном уголке.
Родителям предлагается принести в группу книги С. Я. Маршака разных издательств.
Рассматривание иллюстраций;
рисование собственных иллюстраций
к сказке.
Рисование и аппликация:
- развитие творческого воображения.
Иллюстрации в книге «Багаж», «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака, бумага для рисования, кисти, краски; цветные карандаши, картон, цветная и фактурная бумага. Родителям предлагается принести в группу различную фактурную бумагу.
Беседа с детьми о театре, о видах театра, о профессиях людей, работающих в театре (артисты, декораторы, художники-оформители, костюмеры и др.).
Пополнение театрального уголка различными видами театра, иллюстрации театров города Москвы. Родителям рекомендуется сводить детей в театр.
Разучивание стихотворения (индивидуальная работа) «Чего боялся Петя», «Пудель» : - работа над выразительностью речи, над эмоциональным характером героев, - развитие умения выражать своё отношение к героям произведения.
Сценические костюмы, атрибуты. Родителям рекомендуется побеседовать с детьми о героях, которых они изображают.
Предложение детям подготовить инсценировку по мотивам стихотворения С. Я. Маршака «Багаж» и показать её другим детям детского сада.
Атрибуты и элементы костюмов и декорации для театрализации. Родителям рекомендуется показать детям мультфильм «Багаж», «Вот какой рассеянный».
Распределение ролей для постановки «Багаж», «Вот какой рассеянный»
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание умения работать дружно, сообща.
Сценические костюмы, атрибуты, афиши, билеты. Родителям рекомендуется принять активное участие в изготовлении костюмов и декораций.
Изображение героев С. Я. Маршака детьми, инсценировка отдельных эпизодов. Словесно-речевые игры. Упражнения на развитие дыхания и дикции: чтение скороговорок, чтение пословиц и поговорок. Отработка правильного дыхания с помощью специальных упражнений: «Егорка», «Сдувание пушинки» с ладошки, «Задувание свечи».
Упражнения на развитие выразительности речи, выделяя голосом главные по смыслу слова. Подбор методического материала, художественной литературы. Родителям рекомендуется следить за правильным речевым дыханием детей, упражнять в выразительности речи, использовать скороговорки для выработки дикции.
Репетиция «Багаж», «Вот какой рассеянный» :
- работа над выразительностью речи, над эмоциональным характером героев; - обучение умения перевоплощаться с помощью костюма;
- воспитание коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
Музыкальное сопровождение, декорации, элементы костюмов, атрибуты. Родителям подобрать костюмы для постановки. Родителям рекомендуется побеседовать с детьми о ролях в сказке.
3 этап
Инсценировка по произведениям С. Я. Маршака.
Костюмы, декорации, атрибуты, музыка.
Родители и дети старших групп приглашаются в качестве зрителей.
Оборудование:
• музыкальные записи с текстами произведений С. Я. Маршака.
• для инсценировки: декорации, костюмы, атрибуты, касса, буфет, диван.
• художественная литература и иллюстрации с героями произведений.
Предполагаемый продукт деятельности
1. Обновление эстетического пространства группы. Обогащение театрального уголка.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для воспитанников старшей группы.
Список литературы
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.
2. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре. Т. И. Ерофеева, Зверева О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов. М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
4. Гончарова, О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания О. В. Гончарова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
5. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
6. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
7. Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Е. А. Антипина. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).