Ольга Королева
Проект «Жить, чтобы помнить»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка о проекте
«Жить, чтобы помнить»
Мониторинг реализации проекта, результат
Название проекта
«Жить, чтобы помнить»
Руководитель
Королева Ольга Владимировна
Консультанты Терентьева Д. А. - заведующая зональной сельской библиотекой,
Абрамова В. В. – учитель истории, руководитель школьного краеведческого музея.
Состав и возраст проектной группы
Публикация «Проект „Жить, чтобы помнить“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Обучающиеся 1 и 3 классов (6 и 7 человек, возраст – 7-9 лет.
Продолжительность проекта
1 месяц
Типология проекта Внутриклассный с выходом на школьный уровень, поселковый уровень, муниципальный, региональный.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта Окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, музыка.
Актуальность Каждый год мы вспоминаем о Победе советского народа в Великой Отечественной Войне. Всё дальше и дальше уходят от нас события тех грозных лет, всё меньше и меньше остаётся в живых участников этой Великой битвы. Но память об этой священной войне, о подвиге наших солдат и тружеников тыла, об узниках фашистских лагерей, о величайших страданиях и беззаветном мужестве советского народа должна жить в сердце каждого гражданина России.
Проект имеет направление на развитие у детей младшего школьного возраста познавательного интереса в области патриотического воспитания, социальных отношений между детьми и взрослыми, а именно: воспитание уважительного отношения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны. Совместное прикосновение родителей и детей к истории своей семьи позволяет привить ребёнку почитание памяти своих предков, отстоявших в тяжёлые военные годы нашу Родину. Ведь из истории отдельной семьи слагается история всей России.
Объект Процесс изучения подвига простого народа в Великой Отечественной войне
Предмет Исторические источники, сбор и обработка информации, интервью в семье
Цель проекта Расширить знания детей о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны на примерах истории своей семьи.
Задачи проекта • Собрать и систематизировать информацию о родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны, об их вкладе в освобождение нашей страны от фашизма.
• Изучить документальные источники об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны.
• Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за прадедов, желание узнать о жизни своих родственников во время Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты
• Углубление знаний детей о Великой Отечественной войне.
• Сохранение памяти о военных годах жизни своих предков.
• Приобретение навыков систематизации и обработки информации из разных источников.
• Удовлетворенность от общения с родителями, родственниками.
• Презентация проекта (стенгазета, «Книга памяти», распространение информации).
Тип проекта
Познавательно-информационный.
Этапы 1 этап подготовительно-организационный:
• формулировка целей и задач проекта;
• составление плана реализации проекта; распределение ролей;
• изучение методической литературы по теме проекта;
• подбор исторического и демонстрационного материала, художественной литературы, музыкального репертуара по теме;
• приобщение родителей и детей к сбору информации о родственниках, участвующих в ВОв, проживавших в тылу;
• актуализация знаний обучающихся по теме проекта;
• заучивание пословиц и поговорок на тему «Родина - мать».
2 этап поисково-информационный:
• поиск информации в исторических источниках;
• беседы со взрослыми, изучение семейных архивов;
• проведение классных часов на тему проекта;
• чтение художественной литературы про Вов;
• изучение подвигов пионеров-героев;
• отбор стихотворений про подвиг народа во время Вов;
• экскурсия в библиотеку, школьный краеведческий музей.
3 этап практический:
• оформление стенгазеты;
• конкурс чтецов; сообщений;
• конкурс рисунков;
• участие на митинге к Дню Победы;
• участие в акции «Бессмертный полк».
4 этап презентация продукта:
• стенгазета (школьный уровень)
• «Блокадный Ленинград», выставка детских рисунков в сельской библиотеке (поселковый)
• Книга памяти (региональный)
• конкурс чтецов «О войне и Победе» (региональный, организатор ГАОУ ДПО ЛОИРО)
• выступление на митинге, посвященном 76-ой годовщине Победы (поселковый)
Проблема В преддверии празднования Дня Победы, было проведено анкетирование среди родителей и опрос детей с целью определения степени осведомлённости о войне 1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей.
В результате была выявлена проблема:
- ограниченные знания родителей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной войне;
- отсутствие у детей представления о событиях войны 1941-45г. и судьбах своих родственников, участвовавших в ней.
Перечень основных мероприятий
Разработка мероприятий по реализации проекта :
- работа с семейными архивами;
- сбор информации для «Книги памяти»;
- оформление стенгазеты;
- подбор иллюстративного материала;
- проведение тематических занятий; бесед;
- посещение сельской библиотеки, школьного краеведческого музея;
- выставка рисунков; участие в викторине «Чтобы помнили.»
- просмотр фильмов, презентаций;
- разучивание стихотворений, песен;
- участие в конкурсах разного уровня.
Предварительная работа
Рассказы учителей о подвигах солдат – земляков на войне (Смолкин Василий Николаевич - сын полка, Смирнова Мария Даниловна, Пятницкая Антонина Ильинична – блокадница, Вольнова Валентина Тимофеевна).
Чтение художественной литературы, просмотры фильмов.
Список книг о войне (примерный)
Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.)
Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.)
Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчикам и ставшим сыном полка.)
Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.)
Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.)
Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.)
Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне
Артюхова Н. Светлана
Баруздин С. Шел по улице солдат
Воронкова Л. Девочка из города
Голявкин В. Рисунок на асфальте
Драгунский В. Арбузный переулок
Кассиль Л. Дорогие мои мальчишки, Огнеопасный груз, Твои защитники
Маркуша А. Я — солдат, и ты — солдат
Яковлев Ю. Как Серёжа на войну ходил
Просмотр фильмов, разучивание песен. Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России». Фильм «Наследники Победы».
Фильм «Сын полка» (6+)
Год выхода: 1946
Режиссер: Василий Пронин
Разучивание и исполнение музыкальных произведений: «Этот День Победы», «Катюша»;
Рабочее планирование проекта.
Познавательное развитие:
Беседа «Этот день мы приближали, как могли»
Цель: формирование первичных представлений о военных профессиях, военной технике.
Беседа «Герои нашего поселка»
Цель: знакомство с именами героев войны, их вкладом в Победу. Посещение школьного краеведческого музея (рассматривание фотографий, знакомство с собранными материалами)
Классный час «Они сражались за Родину»
Цель: формирование представлений о советской армии, о празднике «9 мая», о своих прадедушках и прабабушках, прошедших войну.
Викторина для учеников начальных классов, посвященная Великой Отечественной войне.
Цель: уточнение и систематизация представлений детей о войне, расширение словарного запаса.
Митинг у памятника «Дорога Жизни» (ежегодно).
Цель: расширение кругозора детей, получение новой информации о Великой Отечественной войне.
Художественно- эстетическое развитие:
Конкурс рисунков на тему: ««Блокадный Ленинград». Выставка детских рисунков в сельской библиотеке.
Цель: формирование представления о реальных событиях ВОв.
Изготовление фото фронтовиков (привлечение родителей) для участия в акции «Бессмертный полк»
Конкурс стихов «Нам дороги эти позабыть нельзя»
Цель: развитие интонационной стороны речи.
Чтение художественной литературы о ВОв
Цель: умение слушать художественный текст, следить за развитиями в произведениях, отвечать на вопросы по их содержанию.
- Урок Памяти: «Моей семьи война коснулась»
Цель: формирование у детей понятия о значимости мира посредством ознакомления с фактами о подвигах участников ВОВ на фронте и в тылу.
Результат • Всероссийский проект «Киноуроки в школах России» - просмотр фильма «Наследники Победы»
• конкурс чтецов «О войне и Победе» (региональный, организатор ГАОУ ДПО ЛОИРО)
• Книга памяти (муниципальный, региональный)
• «Блокадный Ленинград», выставка детских рисунков в сельской библиотеке (поселковый)
• выступление на митинге, посвященном 76-ой годовщине Победы (поселковый)
• стенгазета (школьный уровень)