Наталья Орлова
Проект «Занимательная астрономия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Занимательная астрономия»
Орлова Наталья Петровна, Леонова Наталья Александровна
Паспорт проекта
Актуальность: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств.
Публикация «Проект „Занимательная астрономия“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
При реализации проекта «Занимательная астрономия» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой и т. д.
Проблема:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель:
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космоса.
Участники проекта
- Дети старшей группы.
- Родители.
- Педагоги старшей группы.
Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный (2 недели) групповой, межпредметный.
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Ожидаемый результат:
- Заинтересованность детей темой о космосе,
- проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме,
- рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Задачи:
Для детей:
- Познакомить детей с понятиями: космос, планета, ракета, космонавт.
- Формировать представление детей о профессии космонавта.
- Развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми.
Для родителей:
- Повышать педагогическую культуру родителей, привлечь их к празднованию Дня космонавтики.
Для воспитателей:
- Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Модель трех вопросов
Что мы знаем о космосе?
В космосе темно.
В космосе есть планеты.
Есть планета Земля.
В космосе есть ракеты, Солнце.
В космосе есть галактика.
В космосе есть метеориты.
Что мы хотим узнать?
Как летают космонавты в космосе?
Как управлять ракетой?
Как кружатся планеты?
Как стать космонавтом?
Какие есть планеты?
Узнать про кольцо Сатурна.
Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?
Смотреть мультфильмы.
Читать книги.
Смотреть картинки.
Читать энциклопедию.
Спросим кого-нибудь.
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагогов:
1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта
2. Подобрать художественную литературу
3. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений
4. Сделать дидактические настольные игры
5. Подготовить наглядный материал
Деятельность детей:
1. Участие в беседах
2. Игры: Сюжетно-ролевые, дидактические и настольные
3. Чтение художественной литературы и беседы по содержанию
4. Рисование рисунков, выполнение работ по аппликации и лепке по теме проекта
Деятельность родителей:
1. информация о начале работы над проектом. Приглашение к участию
2. Участие в выставке поделок «Папа, мама, я – творим космические чудеса»
3. Размещение информации по тематике бесед и занятий с детьми
Предметно – развивающая среда
• Телескоп.
• Иллюстрации и фотографии по теме «Космос. Космонавты».
• Художественная литература. Загадки о космосе и космических телах.
• Слушание песен на космическую тематику.
• Дидактические игры «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Объясни словечко», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему», «Составь космические корабли из геометрических фигур», Конструирование ракеты из спичек (Счетных палочек).
• Настольно - печатная игра.
• Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» «Юные исследователи космоса».
• Строительная игра «Космодром».
• Изготовление планетария.
• Бумага, карандаши, краски.
• Конструктор и строительный материал.
• Художественные произведения.
• Мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Незнайка на Луне».
• Рассматривание осколка метеорита.
Мероприятия для детей.
Познавательное развитие:
Ребенок и окружающий мир:
«Земля – наш дом во Вселенной»
«Первооткрыватели космоса»
«Планеты Солнечной системы»
Конструирование:
«Наш космический корабль»
Конструирование ракеты из спичек (Счетных палочек)
Эксперимент:
Наблюдение за звёздным небом
Почему всё падает на Землю?
Речевое развитие:
«Ракета летит к звёздам»,
заучивание стихов о космосе считалок: «По порядку все планеты» А. Хайт, «Сатурн» Р. Алдонина, «На луне жил звездочет», «Комета» Г. Сапгир
отгадывание загадок, составление сказок о космосе
К. Булычев «Тайна третьей планеты», «Девочка с Земли»
Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»
«Как мальчик стал космонавтом» (рассказы о Юрии Гагарине)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование:
«Путь к звёздам»
«Лунный пейзаж»
Оригами:
«Космонавт»
Лепка:
«Веселые инопланетяне»
«Парад планет»
Аппликация:
«Звёздное небо»
«Ракета»
Выставка поделок совместно с родителями: «Папа, мама, я – творим космические чудеса»
Изготовление модуля Планеты Солнечной системы
Музыка слушание музыкальных произведений, беседы
Социально-коммуникативное развитие
Безопасность
Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»
Здоровье
Беседа «Кого принимают в космонавты?», физминутки
Дидактические игры
«Найди лишнее», «Что изменилось?», «Объясни словечко», «Скажи наоборот», «Что лишнее и почему», «Составь космические корабли из геометрических фигур»
Настольно - печатная игра
Сюжетно – ролевая игра
«Космонавты»
«Юные исследователи космоса»
Посещение планетария «Как месяц в гости к звездам ходил»
Физическое развитие
Развитие потребности в физическом совершенствовании, развитие физических качеств, воспитание культуры движений
Подвижные игры:
«Тренировка на внимательность»;
«Быстро найди свою команду»;
«Быстро найди свое место в космическом корабле»;
«Партнеры».
Предполагаемые результаты:
• Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
• Повышение уровня мотивации к занятиям.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
• Дети должны знать и называть:
Наша планета – Земля.
Другие планеты нашей Солнечной системы.
Первые живые существа в космосе – собаки.
Имя первого космонавта – Юрий Гагарин.
Название спутника Земли – Лун. а
На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.
Мониторинг знаний детей по теме «Занимательная астрономия» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в спокойной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
Кто летает в Космос?
Кто первый полетел в космос?
Как звали первого космонавта?
На чем летают в космос?
Зачем люди летают в Космос?
Результаты диагностики показали, что знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература
1. Белавнина И. ,Найдёнская Н. «Планета - наш дом. Мир вокруг нас». Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Моква, «Лайда», 1995г
2. Гальперштейн Л. Я. Моя первая энциклопедия: Науч. -поп. Издание для детей. - М. :ООО «Издательство «Росмэн-Пресс», 2004
3. Наука: энциклопедия: учебное пособие для дополнительного образования / Аннабель Крейг и Клифф Росни; перевод с англ. А. М. Голова; оформление Стива Пэйджа и Рассела Пантера. - Москва: Росмэн, 1999.
4. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2012.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
6. Скоролупова О. А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003.
7. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
8. Я познаю мир: Дет. энцикл. :Космос/Авт. -сост. Т. И. Гонтарук. - М. :ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.