Елена Штыкова
Групповой детский поисково — познавательный проект «Вершки и корешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Юные исследователи»
Групповой детский поисково - познавательный проект МБДОУ№6 ЗАТО Озёрный.
Тема проекта : "Юные исследователи"
Проект разработал : воспитатель старшей группы Штыкова Е. Н.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
Вид проекта : поисково- познавательный, с участием взрослых.
Публикация «Групповой детский поисково — познавательный проект „Вершки и корешки“» размещена в разделах
- Вершки и корешки
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Тема проё кта:
Опыты «Вершки и корешки»
Участники проекта :
- дети подготовительной группы,
-воспитатели,
-родители.
Цель проекта :
Обогатить знания детей о развитии растений и их видоизменение.
Задачи проекта :
1Развивать познавательный интерес, любознательность и мыслительную активность детей в процессе практического экспериментирования.
2 Обобщать представления детей о зависимости состояния растений от условий среды и ухода.
3 Совершенствовать умение вести наблюдения за объектом, делать выводы, фиксировать результат, устанавливать причинно-следственнные связи.
4 Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и человека.
Актуальность проекта :
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Ценность реального эксперимента, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно-новый продукт.
Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребёнок самореализует себя.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребёнка.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Ознакомление дошкольников со строением, значением функций, видоизменением частей растений занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, оказывает своё влияние и непрерывно воздействует на развитие ребёнка. Включая детей в процесс поиска, мы создаём предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий.
Таким образом, данные диагностик показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, на наш взгляд, может стать поисково- познавательный проект.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный этап:
1. Поддержание повышенного интереса детей к поисково- познавательной деятельности.
2. Создание в группе технической базы для детского экспериментирования, опытов, наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
3. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
4. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
5. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
7. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
8. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам, оформлению тематических стенгазет. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
2. Исследовательский этап
- Теоретическая часть:
- составление перспективного плана,
- разработка конспектов и сценариев мероприятий,
- подбор художественной литературы.
- Практическая часть:
- Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Радуга»)
- Связь с другими видами деятельности:
- Продуктивная (рисование)
- Познавательно-исследовательская (опытническая лаборатория)
- Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, путешествие по оси времени)
- Учебная (трудовая деятельность, речевое развитие)
- Игровая ( организация вечеров- досугов: «А знаете ли вы.?», «Неизведанное рядом», «Юные исследователи».)
- Привлечение родителей (газеты «Лук о семи недуг», «Французские бобы- фасоль», акция «Витаминный огород», создание альбомов «Культурные и дикорастущие растения», домашнее экспериментирование.)
3. Обобщающий этап.
-Заключительный этап:
1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ) .
Новизна разработки
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – познавательной деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о растениях как живых организмах (рост, потребность в уходе, размножение). Взрослые и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты:
Детское экспериментирование – метод целенаправленного практического действия, с помощью которого сформируется собственный жизненный опыт ребенка.
Созданная развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя поисково- познавательную деятельность педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории, чтобы найти решение. Благодаря этому у них сформируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями, разовьют у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта, с позиций хорошо – плохо.