Кожанова Ольга
Проект «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта (ФГОС) по дошкольному образованию. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
Публикация «Проект „Эмоциональное благополучие детей раннего возраста в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
С каждым годом все больше проблем возникает с развитием у детей речи, навыков общения, поведенческих норм. Анализ детского поведения, показывает, что воспитание сегодня отстаёт от реальных потребностей общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-коммуникативному направлению, как с детьми, так и с родителями, а так же оснащения группы необходимым материалом. Исходя из выше сказанного я определила тему своего проекта «Формирование эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации» и определила цель и задачи.
Цель проекта : создание в процессе обучения и воспитания условий для позитивной социализации детей
Задачи проекта : 1. Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установление доброжелательных отношений к сверстникам и окружающим взрослым.
2. Сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивая устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, учет индивидуальных возможностей детей.
3. Способствовать развитию речевых средств общения, способностей
к творческому самовыражению в процессе игрового общения.
4. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами).
Ожидаемый результат:
1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
2. Развитие навыков вежливого обращения
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения.
4. Воспитание любви к близким людям
Этапы:
Первый этап, научно- познавательской деятельности включал – изучение по данной теме трудов современных педагогов М. И. Чистяковой, Л. Б. Дерягиной, И. В. Мальцевой и др., обзор методической литературы.
Второй этап – разработка плана работы на год по социально- коммуникативному развитию раннего возраста. Третий этап- состояние реализации проекта, подведение итогов. В план работы я включила следующие направления: работа с детьми, родителями, педагогами.
Практическая часть
Поступление ребенка в детский сад является одним из главных составляющих успешного развития его в современном социальном мире. Но и в то же время коренным образом меняет положение ребенка. Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние.
В своей работе с детьми я использовала психогимнастику как средство формирования эмоционального благополучия дошкольников.
Психогимнастика – это специальные упражнения, этюды и игры, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребенка. В основу разработки игр и упражнений я использовала книгу М. И. Чистяковой «Психогимнастика». В образовательной деятельности я использовала психогимнастику в качестве профилактической работы с целью психофизической разрядки. В комплекс упражнений входит: разминка, гимнастика, эмоции, поведение, завершение. Задачи разминки: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместной деятельности, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Задачи гимнастики - дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога. Следующий этап эмоции.
Цель: овладение умениями воспроизводить эмоции в заданных упражнениях: собачка принюхивается, лисичка прислушивается, маме улыбаемся. Целью следующего этапа является развитие умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Содержание данных игр – это проигрывание различных форм поведения, развитие навыков построения детьми подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях. Этап завершения закрепляет положительный эффект. Упорядочивает активность детей, улучшает самочувствие и настроение. Это могут быть хороводные игры, песни, танцы, чтение любимых стихотворений. По времени комплекс занимает от 7 до 10 минут. Провожу я психогимнастику 2 раза в неделю.
В психогимнастике дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями.
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Этот вид терапии используется при эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Мною был составлен цикл непосредственной образовательной деятельности по книге Л. Б. Дерягиной «Лепим куличики, пускаем кораблики», который состоял из 14 занятий. Цель: оказать помощь вновь поступившим детям в период адаптации используя приемы песочной терапии. Игры в песочнице я проводила с подгруппой детей, особое внимание уделяя вновь прибывшему ребенку. В наших группах всегда есть дети, которые уже адаптированные к жизни в детском саду и новичок уже выполнят по подражанию или из любопытства. Вначале я показываю способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. Нет ограничений и во времени. Хорошо, если ребенок принесет из дома одну из своих любимых игрушек. Она станет посредником для ребенка в играх с песком. Продолжительность игр составляло 10-15 минут и проводилось 2 раза в неделю. Структура: приветствие, основная часть и прощание. В качестве первой и последней части я использовала мелодии.
Для дальнейшей работы в данном направлении я использовала методическое пособие Большебратской Э. Э. «Песочная терапия». В данном пособие представлена методика моделирования игр - сказок на песке.
Игра включает несколько этапов. Первое - введение в игровую сред. Установка на внимательное слушание и активное участие (присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний). Например: Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие, закройте глаза или здравствуйте мои маленькие волшебники, настало время творить. Далее знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки. Истории и строительство в песочнице игрового пространства. Например: в гости к ребятам пришла кукла Аленка рассказала свою историю о волшебном цветке, который сможет вылечить её маму, или пришла Лисичка и просит помочь испечь её пирожки. третий этап -моделирование конфликта, трудностей. Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир. Например: налетел сильный ветер и разрушил песочный город.
Далее - выбор помощи, борьба и победа, празднование победы, перспектива дальнейших приключений. Например: дети лепят из песка домики для песочных жителей, пирожки, волшебные цветы. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов. Это средство коммуникации, естественная динамическая и оздоровляющая деятельность. Главными качествами, которым должен обладать педагог - это творчество и фантазия.
Для развития умения проявлять свои чувства в работе с детьми я использовала книги И. В. Мальцевой «Развитие эмоций. Тучка-злючка. Мур-мур-мяу. Кораблик. Ко,ко,ко». В данной книге прописана методика прочтения каждого отрывка и мимика на лице воспитателя в этот момент. Воспитатель должен быть настоящим артистом. И тогда неравнодушное прочтение текста, картинки с понятными сюжетами и персонажами, с которыми малыш легко отождествляет себя, помогут испытать внутренний подъем и интерес.
Используя технические средства обучения, я использовала в работе с детьми аудиокнигу «Веселые уроки». Малыши знакомятся с забавными домовятами и прослушивают десятки историй о том, как быть вежливыми и воспитанными, усваивают правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения.
Хорошей формой социального развития детей являются дидактические игры: «Накормим грустного и веселого котика рыбкой», «Развивающие книжки: Смешарики. Изучаем эмоции. Вежливые слова, «Грустная и веселая ромашка», «Мешочки настроения».
С целью формирования образа «Я», оформила уголок «Я пришел». Сфотографировала детей, фото прикрепила на кружок, с тыльной стороны фото нарисовала домики и повесила в приемной группы. Каждое утро, приходя в садик, дети видят свое фото, радуются, запоминают имена других детей, этот макет сближает детей, развивает внимание и память. Вечером уходя домой, они переворачивают ромашку и видят нарисованный домик, значит они уходят домой.
Для формирования чувства принадлежности к своей семье, любви к близким людям в нашей группе есть не только семейные альбомы и газеты, но и дерево добрых дел. На дереве я разместила семейные фотографии «Помощники».
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности, независимо от возраста детей. Они выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, профилактическую. В своей работе я использовала методику Железновых «Музыка с мамой». Ежедневно провожу пальчиковую гимнастику «Поросята», «Мальчик с пальчик» «Червячки» и др. Что способствует развитию мелкой моторики рук, речь, пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Следующее, на что хочу обратить внимание, это на логиритмические песенки Железновых. Цель логоритмики – коррекция и профилактика речевого развития посредствам сочетания слова и движения. Они очень легко запоминаются, и так же легко исполняются. Мои детки их очень любят.
В работе с родителями я использовала такие формы как информационные стенды, консультации, в планах организация практических занятий по обучению родителей упражнениям по психогимнастике, песочной терапии, логоритмических упражнений. Родители оказала огромную помощь в изготовлении оборудования и материала.
Заключение: В результате проведенной работы дети успешно прошли социальную адаптацию, установили доброжелательные отношения к сверстникам взрослым. Данные формы работы способствовали развитию познавательной активности, коммуникативности, инициативности.