Валентина Прихидько
Проект «Экологическая тропинка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальной педагогической проблемой на сегодняшний день является поиск эффективных путей и средств развития гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе. Решение этой проблемы связано с приобщением детей к экологической культуре.
Публикация «Проект „Экологическая тропинка в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для успешного экологического образования необходимо создать такую атмосферу, которая будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости у детей, формированию умения и желания активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.
У педагогов возникает множество вопросов, как создать такую атмосферу, как эффективно разработать систему экологического образования, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы экологическое образование реализовывалось через разные виды деятельности ребенка: наблюдение, труд, игру, экспериментирование, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? В качестве развивающей среды с использованием интеграции является экологическая тропинка, как одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического образования.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте дети получают устную (с помощью педагога) или письменную (стенды) информацию об этих объектах. С помощью экологическо тропинки, углубляются и расширяются знания детей об окружающей их среде (растительном и животном мире, совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это способствует воспитанию чувства любви к природе, своей Родине. «Охранять природу – значит охранять Родину». М. Пришвин.
Экологическая тропа не только привлекательна, но и познавательна. Каждому виду информации соответствуют свои объекты на маршруте и свои знаки – символы, которые напоминают дорожные знаки. Тропинка, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений может быть использована для организации мониторинговой и проектной деятельности, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций (уборка территории, уход за посаженными растениями).
Используя экологическую тропу, можно сделать традиционными природоохранные акции в учреждении: «Покормим птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим любимым деревом».
Создание экологической тропы на территории МОБУ НОШ-ДС №80 способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Осмысленное наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Основными посетителями экологической тропы являются воспитанники МОБУ НОШ – ДС №80, педагоги, родители. Доступная, интересная информация на остановках учитывает возрастные особенности детей. Экологическая тропинка может использоваться во все сезоны года. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема проекта «Экологическая тропинка в МОБУ НОШ – ДС №80» является актуальной.
Паспорт проекта
Название проекта «Экологическая тропинка в МОБУ НОШ – ДС №80»
Предмет Экологическое воспитание
Вид проекта Познавательно-творческий
Организация Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение начальная общеобразовательная школа – детский сад №80 г. Сочи
Директор Елена Валерьевна Шломина
Руководитель проекта Валентина Владимировна Прихидько
Проблема Недостаточно сформирована у детей экологическая культура
Цель проекта Экологическое и эстетическое благоустройство территории МОБУ, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
Задачи проекта 1. Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
2. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, животными, птицами, охране и защите природы.
3. Оздоровить детей при помощи создания экологической тропинки.
4. Учить применять полученные знания в творческой деятельности.
5. Развивать любознательность, самостоятельность, интерес к окружающему миру.
6. Сплотить родителей, детей и воспитателей в процессе экологического воспитания детей.
Сроки реализации Долгосрочный. Март – Август 2019 года
Участники проекта Дети дошкольного возраста 3-7 лет, воспитатели, а также родители воспитанников МОБУ.
Гипотеза реализации Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит кругозор, сформирует навыки труда в природе. Также повысит педагогическую грамотность родителей, партнерство и сотрудничество.
Предполагаемый результат Дети: обогащение знаний и представлений детей о бережном отношении к природе; формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающей природе; развиты представления о растительном, животном мире, о птицах; научатся применять полученные знания в разнообразной творческой деятельности.
Родители: активное включение родителей в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
Воспитатели: обогащение методической базы МОБУ НОШ-ДС №80 дидактическим материалом экологического направления; презентация проекта на методическом объединении; повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний детей.
Характеристика экологической тропы.
Вид тропы : экологическая
Местонахождение: г. Сочи, ул. Крымская, 22 территория МОБУ НОШ – ДС №80
Год создания: 2019
Состояние тропы : хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Социальная значимость проекта : практическое использование проекта «Экологическая тропинка в МОБУ НОШ-ДС №80» позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за свои поступки по отношению к природе – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
Правила поведения на экологической тропе.
Я сорвал цветок – и он увял, я поймал мотылька
и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
(П. Гвездослав)
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы, красивые камни и т. д.
7. С тропы можно «выносить» только знание, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы.
1 – этап Подготовительный
Мероприятие Содержание Сроки Ответственные
Педсовет - Определение проблемы экологического воспитания дошкольников.
- Создание экологической тропинки на территории МОБУ НОШ-ДС №80 и разработка проекта. март Директор МОБУ
Воспитатели
Исследование местности - Выделение наиболее интересных объектов территории МОБУ для создания экологической тропинки.
- Изучить особенности природного окружения. март Директор
МОБУ воспитатели
Карта – схема тропинки - Разработать маршрут и составить карту-схему экологической тропинки в помощь воспитателям и детям, в виде стрелок, указывающих маршрут движения. Март
апрель Воспитатель Прихидько В. В.
Паспорт проекта - Указать название проекта; предмет; место создания; вид проекта; проблема; сформировать цель и задачи проекта; указать сроки реализации проекта; участники проекта; гипотеза реализации проекта; предполагаемый результат. Март апрель Воспитатель Прихидько В. В.
Паспорт экологической тропинки МОБУ НОШ - ДС №80 - Значение экологической тропинки в воспитании экологической культуры дошкольников.
- Описание объектов находящихся на маршруте экологической тропы.
- Цель экологической тропы Март апрель Прихидько В. В. воспитатель
Формы и методы работы с детьми и родителями
- Разработка творческих мероприятий экологического содержания. Май июнь Воспитатели
Методические пособия по экологическому воспитанию и образованию дошкольников - Подобрать и изучить методическую, художественную литературу, сценарии занятий, пособия для родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
- Разработать НОД с дошкольниками на экологической тропинке. Апрель май Воспитатели
Конкурс для детей и родителей в выборе хозяина экологической тропинки - Выбрать наиболее интересного сказочного героя, которого можно изобразить на всех табличках видовых точек или в начале и конце маршрута, там, где он (она) встречает детей и прощается с ними. Этот персонаж периодически посылает детям письма и задания. май Воспитатели
дети
родители
2 этап Основной
Мероприятие Содержание Сроки Ответственные
Педагогический круглый стол
Распределение объектов для экологической тропинки по возрастным группам
март Воспитатели
Выбор вместе с детьми и утверждение «Хозяина (хозяйки тропинки)
Утвердить сказочного персонажа, хозяином экологической тропинки май Директор МОБУ
Воспитатели
Изготовление экологических знаков Изготовить экологические знаки для маршрута экологической тропинки Июнь Воспитатели родители
Создание объектов для экологической тропинки
Каждая возрастная группа изготавливает свой объект, оформляет таблички с рисунками, подписями для видовых точек (цель создания объекта, его предназначение и способы использования в экологическом воспитании дошкольников) Апрель май июнь
июль Воспитатели родители
Педсовет
Утверждение карты-схемы экологической тропинки на территории МОБУ апрель
Директор
МОБУ
Материально-техническое обеспечение
Приобрести оборудование для ухода за растениями, семена, рассаду.
Приобрести материалы по изготовлению стендов, работы типографии Апрель май
«Пригласительный билет»
Изготовление каждой возрастной группы, пригласительных билетов для родителей воспитанников МОБУ от «Хозяина экологической тропинки» на день открытия маршрута экологической тропинки. август Воспитатели
3 этап Заключительный
Презентация проекта
Разработать презентацию проекта, подготовить фотоотчёт о проделанной работе. Август
Прихидько В. В.
Экскурсия
Провести экскурсию с детьми и их родителями по маршруту экологической тропинки. август Воспитатели
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКИ
«Царство грибов» - волшебная полянка, создана нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием грибов. Знакомство с внешним видом плодовых тел грибов, их ролью в природе и возможности хозяйственного использования. Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить детей с правилами поведения в природе при сборе грибов.
«Птичья столовая» - данный объект создан для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Птицы: голуби, сойки, воробьи, синички. Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
«Наш любимый водоём» - искусственный водоём с обитателями (рыбки, улитки, уточки, лягушки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
«Тропа здоровья» - позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребенка. Дети могут совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности. Прошагать по гальке, по песку, по керамзиту, по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия; улучшение координации движений; улучшение функции сердечно сосудистой системы и дыхательной системы; повышение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей и приобщение детей к здоровому образу жизни.
«Зелёная аптека» - создана нами для того, чтобы познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний о ценности их для здоровья. Учить правилам сбора, сушки трав «зелёной аптеки».
«Пасека» Медоносная пчела – это общественное
насекомое, она не может жить одна, вне семьи. В состав пчелиной семьи входят матка, трутни и рабочие пчёлы. Рабочие пчёлы строят ячейки в сотах, ухаживают за личинками и маткой. Они собирают с цветков пыльцу, перерабатывают нектар в мёд и заполняют им соты. Пчёлы ещё ценны тем, что они участвуют в опылении растений, а в частности сложноцветных.
Прекрасными медоносными растениями считают: донник жёлтый, донник белый, клевер розовый, одуванчики, подсолнечник, гречиху, липу.
Объекты для наблюдений: пчелиные домики (улья, пчёлы (игрушки); растения медоносы (подсолнечник, гречиха, клевер, донник, цветы).
«Сказочный паровозик с цветами» - создан для наблюдения за цветами, которыепосажены в вагончики. Это цветы (петуния, бархатцы, нарцисс, лаванда, астра). Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут все лето и до самой поздней осени. Это позволяет знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживает интерес к жизни растений, учит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть ее красоту. Приучать детей к трудовой деятельности, в уходе за цветами.
«Муравейник» - создан для углубления знаний о муравьях, их внешнем виде. Формировать представление о роли муравьев в жизни леса и образе жизни. Развивать любознательность, внимание, память. Воспитывать у детей бережное отношение к муравьям. Воспитывать любовь к природе.
«Куст сирени» - крупный кустарник с многочисленными стволами до 6 м. Цветки сирени с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листы зеленые, плотные, заостренные. Сирень, морозо и ветроустойчива. Растет на любых почвах. Хорошо переносит стрижку. Создание данного объекта экологической тропинки на территории МОБУ носит эстетическую и познавательную направленность.
«Альпийская горка с фонтанчиком» - представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняют ландшафтную композицию, мостик, мельница, фигурки животных и птиц.
Цель создания альпинария: формировать представления детей о разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях альпинария (сочетание объектов живой и неживой природы).
«Птичий городок» - на данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
«Лиственное и хвойное деревья» - создан объект для наблюдения детей за корой хвойных и лиственных деревьев, за внешним видом, особенностями строения, способами размножения, местами произрастания. Развивать познавательный интерес, умение делать умозаключение на основе сравнительного анализа. Развивать творческие способности и творческую активность через продуктивные виды деятельности. Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту и неповторимость
.«Кубанский дворик» - создан с малыми архитектурными формами: деревянная изба, мельница; фигура домашней птицы (уточка с утятами, белка, сова и плетень. Все это способствует расширению кругозора детей, экологическому воспитанию. На данном объекте дети знакомятся с домашними животными, домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, о содержании и кормлении домашних животных, о том, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
«Наш весёлый огород» - создан объект для развития наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомиться с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Наш весёлый огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Всё, что есть у нас на территории МОБУ, результат работы педагогов. Благодаря сплочённости педагогического коллектива нам удалось грамотно спланировать маршрут экологической тропинки, создать необходимые условия для детей: наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой.
В своей работе мы опирались на следующие принципы: функциональность; многоплановость; соответствие возрасту детей; здоровьесбережение; эстетичность.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе.
Мероприятия Задачи Ответственные
Экологические беседы
Учить ребенка логически мыслить, выражать их, развивая свою речь.
Воспитатели
Наблюдения
Развивать способность к анализу и синтезу, обобщению. Обогащать память ребенка, развивать речь. Воспитатели, родители.
Элементарные опыты Учить детей объяснять и доказывать. Учить выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Воспитатели
Экскурсии Научить детей видеть и понимать красоту природы. Развивать наблюдательность. Пробуждать интерес, вызывать удивление. Формировать нравственные качества. Воспитатели, родители
Целевые прогулки Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру. Воспитатели
Экологические конкурсы, викторины Укреплять здоровье детей. Способствовать физическому, умственному воспитанию. Развивать детскую самостоятельность. Воспитатели, родители, педагоги
Решение экологических ситуативных задач
Развивать творческую активность детей в решении экологических проблем. Воспитатели
Чтение художественной литературы Прививать любовь к книге. Развивать внимание, память, воображение, речь. Формировать интерес к художественной литературе. Воспитатели
Родители
Обсуждение и проигрывание ситуаций Развивать творческие способности ребенка, обогащать речь. Учить высказывать свое мнение. Воспитатели
Трудовой десант Формировать у детей трудовые навыки. Воспитывать желание помогать взрослым. Учить детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. Воспитатели
Труд в природе Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Расширять кругозор детей. Формировать знания о растениях и животных. Способствовать развитию у детей наблюдательности, любознательности. Вызывать у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. Учить оценивать результат своего труда. Воспитатели
«Красная книга природы»
Познакомить с понятием «Красная книга».
Развивать воображение, мышление дошкольника. Знакомить с отдельными представителями животного и растительного мира занесенными в красную книгу
Воспитатели
Родители
Составление гербария
Ознакомить с флорой своего края. Развивать усидчивость и внимательность. Развивать мелкую моторику.
Воспитатели
Родители
Экологические досуги, развлечения, праздники
Формировать бережное отношение к природе. Развивать связную речь. Расширять словарный запас. Учить правилам поведения в природе. Развивать любознательность, инициативность, самостоятельность. Совершенствовать вокальное, танцевальное творчество. Развивать навыки инсценирования песен: учить изображать сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях.
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Родители
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные)
Побуждать детей к самостоятельности в игре. Учить подчиняться правилам. Формировать качества дружелюбия и дисциплинированности. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях. Знакомить с народными играми.
Воспитатели
Родители
Театрализации, инсценировки
Развивать интерес к театрализованной игре. Вызывать желание пробовать себя в разных ролях. Учить детей создавать творческие группы. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекать их в различные театрализованные представления. Представлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Воспитатели
Родители
Муз. руководитель
Безопасное поведение в природе – кукольный театр, видеофильмы, познавательные, обучающие мультфильмы
Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Знакомить с явлениями неживой природы: гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Воспитатели
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе.
Мероприятия Задачи Ответственные
Фотовыставки Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Совместные экологические праздники, развлечения
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Воспитатели,
родители
Участие в конкурсах
Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.
Воспитатели, родители
Субботники на территории МОБУ НОШ-ДС №80
Вызвать желание у родителей, сделать наше МОБУ НОШ-ДС №80 чище и лучше.
Воспитатели и родители
Изготовление рисунков, поделок
Формирует хорошие доверительные отношения между родителями и детьми, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.
Родители и дети
Организация экскурсий, походов
Взаимодействие с родителями, как ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека в природе.
Воспитатели и родители
Оформление стенгазет на тему экологического воспитания
Экологическое просвещение и взаимодействие с родителями.
Родители и дети
Мастер - классы
Развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых.
Воспитатели и родители
Привлечение родителей к пополнению и обогащению объектов экологической тропы.
Формирование у родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Воспитатели и родители
Экологические сказки для детей
Создание «Экологических сказок»- книжек – малышек, рисовать иллюстрации к ним. Дети с родителями придумывают экологические сказки исходя из опыта общения родителей с природой.
Родители и дети
Заключение.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем возд