Ольга Сандимирова
Проект «Взаимодействие с родителями в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для дошкольников средней группы
Тема РМО «Субъек – субъективное взаимодействие участников образовательного процесса ДОО»
«Сюжетно-ролевой игры в средней группе»
«Игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».
В. Штерн
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта
4. Пути реализации проекта
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Моя семья. Игры и дидактические пособия
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Семья. Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Атрибуты и пособия своими руками
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
5. Результаты проектной деятельности
6. Список литературы
7. Приложение
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный (60 дней)
Тип проекта : детско-педагогический, коллективный, просветительский, познавательно-игровой
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети средней группы, родители.
Проект разработал : воспитатель МБДОУ ДС № 18 Сандимирова Ольга Николаевна
Пояснительная записка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей
На базе этих убеждений был реализован наш проект, который был проведен в ноябре -декабре 2019 года. Он был направлен на решение нескольких проблем:
• Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра, так как именно в ней интенсивно развивается речевая активность детей.
• У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых.
• Практическое внедрение новых атрибутов для сюжетно ролевых игр, выполненных руками родителей и педагогов.
Актуальность
Актуальность данной темы выражена в процессе того, что сюжетно-ролевые игры в детском саду, как и на игровой площадке или в квартире, выполняют целый ряд функций.
Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
Во-вторых, сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют коммуникативную функцию. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться!
В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в магазин» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь покупателю» и т. д.)
В-четвертых, сюжетно-ролевые игры выполняют функцию самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
И, наконец, сюжетно-ролевые игры осуществляют функцию коррекционную (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим продавцом, но не умею «предлагать товар». Вывод: надо научиться!»)
Сюжетно-ролевую игру отличает непременное наличие вымышленной ситуации и сочетание экстремальности, интерпретации с четко заданными правилами. Обязательно необходимо вместе с детьми проанализировать условия и возможность проведения ролевой игры, собрать и подготовить «инвентарь» - комплекты для таких игр, представляющие собой специально созданные с этой целью игровые наборы профессиональных предметов, детской посуды, денег, овощей и фруктов, оборудования и т. д. и т. п. А если есть возможность – и ролевые костюмы (продавца, повара, военного – всевозможные варианты, в зависимости от игры).
Цели и задачи проекта :
Цели проекта :
- Обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
- Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей; расширять словарный запас.
- Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию, умение выслушивать взрослого и друг друга.
- Привлекать родителей к посильному участию в декоративно-оформительской деятельности при подготовке к ролевой игре.
Задачи:
Образовательные задачи:
• расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения; совершенствовать диалогическую форму речи.
• формировать знания детей о профессиях;
• формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
• выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
• обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
• закреплять правила поведения в общественных местах;
• формировать положительные отношения между детьми;
• развивать интерес к игре;
• формировать умение объединятся в группы в игре.
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважение к труду взрослых.
Пути реализации проекта :
Работа с детьми в себя включает:
• лепка «Лимон, слива»;
• рисование «Овощи и фрукты», сюжетное рисование «Магазин»;
• дидактические игры «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Где это можно купить?», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «На экскурсию в магазин», «Все работы хороши» ;
• просмотр мультфильмов;
• беседы;
• чтение загадок, стихов;
• наблюдения;
• динамические паузы;
• организация сюжетно-ролевых игр;
• пальчиковые игры: “Ягоды”, “Капуста”, “Лимон”, “Огород”, “Муку в тесто замесили”. Цель: развивать
• совместная творческая работа с детьми на тему: «Какие разные фигуры» (педагог - дети) с применением нетрадиционных техник аппликации;
Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.
Результаты проектной деятельности :
1. Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о ходе сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Семья»;
2. Сформированость игрового и социального мотива деятельности;
3. Эмоционально положительное отношение к детскому саду; 4. Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;
5. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению атрибутов и вспомогательного материала для организации предметно- развивающей среды по теме «Магазин», «Семья».
Список литературы
1. Богуславская З. М. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 4-24)
2. Бойченко Н. А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», Киев «Радянская школа», 2008г. Стр. 18-26
3. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 2005 г. (стр. 3-16).
4. Година Г. Н. «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 95 - 101)
5. Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско - родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. - 2006, №6
6. Зворыгина Е. В. «Первые сюжетные игры малышей». Москва, Просвещение, 2008 г. стр. 3
7. Изгаршева В. М. «Игрушки и пособия для детского сада», Москва, «Просвещение», 2007 г. (стр. 54-70)
8. Коссаковская Е. А. «Игрушка», Москва, «Просвещение», 2008 г. (стр. 12-14)
9. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», Москва, «Просвещение», 2006 г. (стр. 3-58)
10. Нижегородцева Н. В., В. Д. Щадриков. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе. - М., Владос, 2009.
11. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 2006г. (стр. 8)
12. Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 2003 г. (стр. 3-8)
13. Ссылки на сайты fectival.1sentember.ru/articles/, infourok.ru, www/maam.ru
14. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Вераксы; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. –ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», Москва 2014. – 156 –158с.
Приложение №1
Этапы проекта
1. Развитие речи
- Уточнить знания детей о магазине, семье.
- Беседы “Куда мы ходим за продуктами?”, “Кто такой продавец?”, “Кто такой кассир?”, “Откуда продукты берутся в магазине?”, “Какие отделы есть в продуктовом магазине?”,“Как правильно вести себя в магазине”,“Полезные продукты”
- Пробудить интерес к родному слову; развивать речевую активность, коммуникативные способности;
- Чтение художественной литературы:
Загадывание описательных загадок о о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. Чтение: Е. Санин “Продавец”,О. Повещенко “Продавец”,Н. Кнушевицкая “Продавец”,В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”,Т. Собакин “О пользе овсяной каши”, С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”
- Дидактические игры: «Магазин», “Разложим продукты для разных отделов магазина”.
2. Художественное творчество
- Познакомить детей с предметами из магазина;
- При знакомстве с экспонатами использовать воображаемые ситуации; атрибуты, выполненные руками родителей; рассказы детей, педагога;
- Вызвать у детей интерес к разным видам деятельности;
- Разыгрывания миниатюрных этюдов на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- Привлекать детей к посильному участию в декоративно-оформительской деятельности при подготовке к ролевой игре.
3. Социализация
- Сюжетно – ролевые игры;
- Принятия роли на себя и непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре;
- Способность следить за развитием действия и эмоционально на него отзываться.
4. Продуктивная деятельность
- Развивать творческую активность детей, используя продуктивную деятельность детей, родителей, педагогов (моделирование, рисунки, аппликация, поделки из бумаги, глины, пластилина, природного материала, фетра, шерсти и др.).
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном. Помощь в пополнении атрибутами и пособиями, выполненными своими руками для проведения сюжетно – ролевых игр «Магазин» и «Семья» в детском саду.