Наталья Казаринова
Проект «Вторая жизнь мусора»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста
"Вторая жизнь мусора"
Участники: воспитатели, воспитанники, родители
Место реализации: МДОУ детский сад №25 компенсирующего вида
Тип проекта : творческий, групповой, краткосрочный
Актуальность
«Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Публикация «Проект „Вторая жизнь мусора“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Человечество вступает в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой, и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. Фундамент экологической культуры и природоохранного сознания составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.
В настоящее время очень остро стоит проблема накопления огромного количества отходов, так как практически каждый день мы выбрасываем всевозможные картонные коробки, пластиковые бутылки, баночки, пробки, одноразовую посуду и вряд ли задумываемся о том, что ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей и идей для творчества, и очень многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, детской поделки или игрушки. Потребность в рациональном использовании отходов становиться с каждым днём всё более актуальной. Не выбрасывая мусор, а используя его для оригинальных поделок, мы сохраняем чистоту окружающей среды! Поэтому, для того чтобы решить эту проблему, необходимо сформировать у детей новый тип мышления, бережное отношение к окружающим их предметам с тем, чтобы они как можно дольше служили людям и не загрязняли среду в качестве отходов.
Проблема: что же делать с мусором, которого так много?
Цель проекта : формирование у детей положительного отношения к окружающей среде, привлечение внимания детей и родителей к экологическим проблемам, к эффективному вторичному использованию отходов в целях охраны окружающей среды.
Задачи проекта :
1. Формировать экологическую культуру у взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.
2. Развивать творческие способности детей и родителей. Оптимизировать детско-родительские отношения.
3. Показать на примере работ, как можно вторично использовать отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.
4. Насыщение предметно-развивающей среды группы полезными поделками из ненужных вещей.
Прогнозируемые результаты
1. Привлечение внимания детей и родителей к проблеме сохранения чистоты окружающей среды на примере рационального использования отходов.
2. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
3. Продуктивное использование ненужных вещей в целях сохранения окружающей среды.
4. Изготовление поделок для предметно - развивающей среды группы.
Технология проекта и этапы реализации плана проекта
I этап - подготовительный
Основными задачами на этом этапе были изучение методической литературы по данной проблеме, определение участников проекта, их роли в достижении предполагаемых результатов, проведение анкетирования родителей, планирование работы с учетом возрастных особенностей детей и составление перспективного плана для всех этапов проекта.
На этом этапе важно было заинтересовать детей и родителей проблемой накопления огромного количества отходов и необходимостью их вторичного использования в целях бережного отношения к окружающей среде.
План реализации подготовительного этапа:
№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Участники
1. Сбор информации из различных источников об использовании ненужных вещей Воспитатели, родители
2. Сбор и подготовка необходимого материала для изготовления различных поделок Воспитатели, дети, родители
3. Анкетирование родителей Воспитатели, родители
4. Составление плана реализации проекта Воспитатель
II этап - основной
Для реализации основного этапа был подобран материал для бесед и занятий с детьми и родителями, собран материал для изготовления различных поделок, составлен план работы по реализации проекта.
№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Участники
1. Беседа "Какой вред может нанести природе мусор?" Воспитатели, дети
2. Акция «Мой чистый двор» Воспитатели, дети, родители
3. НОД "Чудеса для детей из ненужных вещей" Воспитатели, дети
4. Игра-викторина "Берегите наш город от мусора" Воспитатели, дети
5. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения. Воспитатели, дети, родители
6. Экологическая игра. Магнитные истории "Учимся сортировать мусор" Воспитатели, дети
7. Конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь" Воспитатели, дети
8. Изготовление музыкальных шумовых инструментов, различных видов театра Воспитатели, дети, родители
9. Составление творческих рассказов на тему "Истории не выброшенных вещей" Воспитанники, родители
10. Мастер-класс для детей и родителей "Ненужных вещей не бывает" Воспитатели, дети, родители
11. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования Воспитатели, дети, родители
12. Беседа "Береги свою планету" Воспитатели, дети, родители
Для привлечения внимания детей к проблеме загрязнения окружающей среды были проведены разнообразные мероприятия, направленные на формирование у детей экологически грамотного поведения.
Из беседы "Какой вред может нанести природе мусор" дети узнали о последствиях некоторых своих действий по отношению к окружающей среде, получили представления о разумном использовании некоторых бытовых и хозяйственных отходов.
Фантазия и немного времени - нам этого, оказалось, достаточно, чтобы изготовить из пластиковых заготовок нестандартное оборудование и игры для центра физического развития, целую коллекцию шумовых инструментов для музыкального центра.
Дети просто обожают киндер-сюрпризы. После того, как шоколад съеден, а игрушки присоединились к своим товарищам на полках шкафчика, остаются пластиковые яйца, из которых у нас получилось еще одно нестандартное оборудование – скакалка (обруч).
Большой интерес у детей и родителей вызвал объявленный конкурс поделок из ненужных вещей "Подари мне вторую жизнь". Большинство из них приняли в нем активное участие, изготовив свою оригинальную поделку.
Не обошли вниманием и свой участок, мы украсили его красивыми поделками, изготовленными совместно с детьми и родителями.
III этап - заключительный
Для реализации заключительного этапа проекта "Вторая жизнь мусора" мы использовали весь материал, изготовленный в ходе проекта. Итоговым мероприятием стал «Экологический марафон» и представление результатов нашего проекта родителям. Мы с большим удовольствием оформили выставку работ, сделанных детьми совместно с воспитателями, родителями. Ребята с гордостью продемонстрировали поделки, которые мы изготовили для различных центров группы.
№ п/п Мероприятия или основные направления деятельности Участники
1. Экологический марафон Воспитатели, дети
2. Выставка детско-родительских работ "Вторая жизнь мусора" Воспитатели, дети, родители
3. Представление результатов проекта родителям Воспитатели, дети, родители
Итоги реализации проекта
Данный проект, на мой взгляд, получился познавательным, практическим и результативным. Дети активно участвовали в его создании. Знакомились с экологическими терминами (экология, эколог, утилизация, решали проблемные ситуации, позволяющие проявить индивидуальность каждого.
В результате проведенного проекта у детей сформировались представления о возможности использования бросового материала в полезных целях.
Творческий проект стал эффективной формой взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям родители учились организовывать совместный досуг с ребенком и больше времени уделяли его творческому развитию.
Выставка работ показала значимость проекта : дети испытывали чувство радости, удовольствия, успеха и самореализации. Это ли не чудо? Конечно, чудо, ведь все, что мы делаем, это для того, чтобы наши дети были счастливы.
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей и родителей, нашел практическое применение.
Список используемой литературы:
1. Н. А. Рыжова Экологическое образование в детском саду, М: Издательский дом "Карапуз", 2001г.
2. С. Н. Николаева Юный экололог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2010г. СПб "Детство- Пресс", 2008г.
3. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! СПб "Детство- Пресс", 2008г.
4. И. А. Лыкова "Художественный труд в детском саду" (конспекты занятий и методические рекомендации).
5. В. Морозова "Забавные поделки из подручных материалов".
6. М. Костюченко "Поделки из бросового материала".
7. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. - М. : Эксмо, 2012. - 512 с.
8. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. - М. : АСТ:Астрель, 2008. - 210 с.
9. Е. Цамуталина "100 поделок из ненужных вещей"