Светлана Грищенко
Проект «Волшебный стеклярус»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебный стеклярус».
Участники проекта : дети второй младшей групп, воспитатель.
1. Введение.
Так как в основе развития детей большая роль отводится развитию мелкой моторики, но немаловажную роль имеет и сенсомоторная деятельность особенно важная для детей с ОВЗ.
Что такое сенсомоторика (сенсорика в переводе с латинского – восприятие, моторика – движение) – это совокупность действий, для выполнения какой – либо задачи и формирования представления об окружающем нас мире. То есть чем больше мы видим, слышим, ощущаем, осязаем, тем полнее и реальнее для нас окружающий мир.
Публикация «Проект „Волшебный стеклярус“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Часто ли мы задумываемся; чем занять нашего ребенка? Сегодня существует множество способов занять ребенка с пользой, да так, чтобы он был в восторге. Для этого нужно немного времени и желания. Самым уникальным, самым действенным для развития мелкой моторики и сенсомоторики, на мой взгляд, является бисероплетение.
Бисероплетение это эффективный, красочный и привлекательный для ребенка способ развития их творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.
Проект ориентирован на решение одной из главных проблем – развитию мелкой моторики у детей с ОВД.
2. Актуальность.
Работа с бисером и стеклярусом приучает детей с ОВД к аккуратности, проявлению усидчивости, старательности, развивает волевую сферу детей, развивает трудовые умения и навыки, развивается мелкая моторика и в частности тонкие движения пальцев рук.
Занятия бисероплетенем позволяют не только развивать мелкую моторику и сенсомоторику, но и решают задачи разных образовательных областей. Например:
Познавательн – речевое направление
познание: дети учатся видеть красоту окружающего мира и его неповторимость (ФКЦМ); дети получают представление о длине и величине; имеют возможность поупражняться в количественном счете; закрепляют названия цветов и их оттенков (ФЭМП);
коммуникация: дети активизируют в речи существительные, прилагательные, глаголы (развитие речи);
Социально – личностное развитие: дети учатся общению со взрослыми и сверстниками, умению уважать мнение окружающих, взаимопонимания и сотрудничества в процессе коллективной деятельности (социализация); развиваются трудовые умения и навыки (труд);
Физическая культура: непосредственно развитие мелкой моторики и тонкой моторики движения пальцев детей с ОВД, способствует развитию глазомера и координации движений рук под контролем глаз (здоровье);
Бисероплетение помогает решать задачи сенсорного развития детей: активизируется цветовосприятие и цветовидение ребенка, восприятие холодных и теплых цветов; дети учатся подбирать и нанизывать стеклярус и бисер на проволоку по виду, размеру.
Именно всё вышеперечисленное делает проект «Волшебный стеклярус» актуальным.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта.
Стратегическая цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации данного проекта.
Тактические цели:
- создать условия для поддержания интереса и желания к работе со стеклярусом (нанизыванием);
- сформировать у дошкольников развитие мелкой моторики и тонкой моторики движения пальцев детей с ОВД;
- способствовать развитию глазомера и координации движений рук под контролем глаз;
- организовать сотрудничество с родителями.
Задачи проекта :
1. Создать проект «Волшебный стеклярус».
2. Познакомить детей с бисером, стеклярусом, проколкой.
3. Приучает детей с ОВД к аккуратности, проявлению усидчивости, старательности, развивает волевую сферу детей, развивает трудовые умения и навыки, развивается мелкая моторика и в частности тонкие движения пальцев рук.
4. Обогащать и расширять словарный запас детей.
5. Воспитывать навыки аккуратного общения со стеклярусом.
6. Развивать интерес к сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.
7. Привлекать детей к участию в совместной с воспитателем деятельности.
8. Создать условия для активного использования результатов в деятельности детей в оформлении окружающей среды группы.
Длительность проекта : январь – апрель 2014 года.
Ожидаемые результаты:
1. Создание проекта «Волшебный стеклярус».
2. Сформированность умений и навыков работы со стеклярусом при нанизывании на проволоку.
3. Обогащён и расширен словарный запас детей.
4. Воспитаны навыки аккуратности, трудовые умения и навыки.
5. Развитие мелкой моторики и в частности тонких движения пальцев рук.
6. Развитие интереса к работе со стеклярусом.
7. Привлечение детей к участию в совместной с воспитателем деятельности.
8. Созданы условия для оформления окружающей среды группы работами из стекляруса и бисера.
Продукт:
1. Создан проект «Волшебный стеклярус».
2. Сформированы умения, навыки работы со стеклярусом при нанизывании на проволоку.
3. Обогащён и расширен словарный запас детей.
4. Воспитаны навыки аккуратности, трудовые умения и навыки.
5. Развитие мелкой моторики и в частности тонких движения пальцев рук.
6. Развит интерес к работе со стеклярусом.
7. Привлечены дети к участию в совместной с воспитателем деятельности.
8. Созданы условия для оформления окружающей среды группы работами из стекляруса и бисера (природный уголок, выставка для родителей «Наш волшебный лес» – результат совместной работы с детьми в ходе проекта «Волшебный стеклярус»).
4. Аннотация проекта.
Данный проект позволил интегрировать практически все образовательные области в соответствии с ФГТ. Использование творчески–исследовательского типа проектирования способствует развитию творческой, дает возможность перейти к реализации воспитательного - образовательного процесса с учетом ФГТ более гибко.
Произошло знакомство детей с новым видом деятельности, что стало прекрасным материалом для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, обогащению и расширению словарного запаса детей. Работа со стеклярусом позволяет вовлечь ребенка в активную творческую работу. Проект опирается на научные принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Пути решения проекта :
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 2, 5 месяца: с 13 января по 25 апреля.
1. Подготовительно-ориентировочный этап 13 – 17 января.
2. Практический этап 20 января – 12 апреля.
3. Обобщающе-результативный этап 14 – 25 апреля.
6. План мероприятий.
1 этап - подготовительно-ориентировочный.
а) подбор и изучение литературы;
б) постановка цели, и разработка содержания образовательного процесса;
в) группировка материала, составление плана;
г) индивидуальные и групповые беседы с родителями по развитию мелкой моторики и основам бисероплетения.
2 этап - практический.
а) рассказывание о стеклярусе, бисере, проволоке;
б) рассматривание иллюстраций в книгах по бисероплетению;
в) дидактические упражнения: "Сделаем гусеницу", "Присоединим вагончики паровозика";
г) продуктивная деятельность – нанизывание стекляруса;
д) работа с родителями:
- беседа об организации работы с бусинками дома и её содержание.
3 этап - обобщающе-результативный.
- создание мини-леса в природном уголке;
- выставка для родителей «Наш волшебный лес».
В результате проведённой работы у детей сформированы знания и умения работы со стеклярусом. У детей развивается мелкая моторика и координация движений рук под контролем глаз. Обогащён и расширен словарный запас у дошкольников.
7. Риски и пути преодоления рисков.
Риски:
- низкое развитие мелкой моторику рук дошкольников с ОВЗ;
- низкая активность родителей в помощи реализации проекта;
Преодоление рисков:
- индивидуальные и групповые консультации для родителей;
- повысить уровень самообразования.
8. Выводы:
Данный проект позволит организовать совместную деятельность воспитателя и детей через достижение единой цели. Способствовал развитию кругозора, взаимопониманию товарищей, взаимопомощи, отзывчивости. Работа со стеклярусом позволила детям с ОВЗ развивать мелкую моторику и координацию движений рук под контролем глаз. Дошкольники погрузились в волшебную страну бисеропетения, вызвали огромный эмоциональный всплеск, высвободили творческие, коммуникативные, трудовые способности.
9. Литература:
1. Ступницкая М. А. «Новые передовые технологии. Работа над проектами» - Ярославль: Академиря развития, 2008 г.
2. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. : «Сфера», 2006г.
3. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие». –М. : ТЦ Сфера, 2005г.
4. БондареваН. И. «Рукоделие из бисера» Ростов-на Дону: «Феликс», 1999г.
5. Стольная Е. А. «Цветы и деревья из бисера» – М. : «Мартин», 2005г.
6. Интернет сайты: masteclassy.ru; odinklik.ru
Воспитатель первой категории МБДОУ д/с № 136 «Радуга» г. Брянска Грищенко Светлана Евгеньевна