Раиса Белецкая
Проект «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Волшебная соль»
Актуальность.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Есть такой город Соль-Илецке. Соль - Илецк образовался на больших месторождениях соли. Сейчас добыча соли там ведется под землей, в шахтах. Илецкая соль пользуется спросом во всем мире. Соль — один из величайших даров, который Земля подарила нам. Казалось бы, что интересного можно сказать о такой банальной вещи как соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Публикация «Проект „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Цель: расширить и обобщить знания детей о свойствах соли, формировать представление о соли, как необходимом для человека продукте.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Вызвать познавательный интерес у дошкольника об истории и добычи соли.
• Расширять представления о соли, ее свойствах и качествах, характере использования человеком.
• Приобщать к элементарному экспериментированию, способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями.
• Побуждать ставить цель, определять последовательность действий, оценивать и корректировать свои действия, радоваться результату экспериментирования.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» :
• Расширять кругозор посредством приобщения к опыту познания окружающего мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру.
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» :
• Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Вызвать интерес к нетрадиционному рисованию (рисование солью).
• Окрашивание соли
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Развивать свободное общение со взрослыми посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Приобщать к слушанию познавательной и художественной литературы.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством продуктивной деятельности. Активизировать двигательную активность.
Вид проекта : познавательно- исследовательский, творческий Продолжительность проекта : краткосрочный, сентябрь-октябрь. Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза: соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Используемые принципы реализации проекта :
- Принцип усвоения разнообразных способов получения информации об истории, добыче, пользе, свойствах и качествах соли.
- Принцип активности воспитанника в игровой, экспериментальной и творческой деятельности, самостоятельных выводах на основе наблюдений и обобщений.
- Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности.
- Интеграция образовательных областей, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление об окружающем мире.
В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.
При реализации проекта была решена и ещё одна проблема: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:
ребенок должен получить элементарные знания о соли;
иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;
понимать пословицы, загадки о соли. Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (как? зачем? почему).
Вся работа по созданию проекта «Волшебная соль» разделена на несколько этапов:
1 этап – определение цели и задач проекта
2 этап - создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме, определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду, составление перспективного плана работы над проектом, организация познавательных бесед, дидактических игр, проведение опытов, наблюдений); 3 этап-подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (защита проекта, выпуск презентации).
Технология реализации проекта
1. Беседа «Путешествие в царство соли» Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. Определение проблемы «Зачем нужна соль?»; сказка «Соль дороже золота»
2. Разработка проекта. Определение цели и задач.
Создание условий для реализации проекта.
3. Формирование творческой проектной группы
Создание условий для реализации проекта.
Творческая, проектная группа воспитанника, родителей, воспитателя
4. Подбор познавательной, художественной литературы
Анализ изучаемой литературы и фотографий для организации осуществления проекта
Интернет, детская библиотека
5. Создание детской мастерской для опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебная соль» (изучение свойств и качеств соли, используемой в быту)
Вызвать у воспитанника интерес к естественнонаучным экспериментам по изучению ископаемого соли и определению ее основных свойств.
Проведение опытов – экспериментов с использованием необходимого дидактического материала.
6. Экспериментальная игра «Маленькие мастера»- Нарисуем дерево солью».
Содействовать развитию творческих способностей при выполнении рисунка
7. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Соль хрустит»
Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.
Проведение опытов – экспериментов с использованием необходимого дидактического материала.
8. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Растворимость соли»
Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность.
Проведение опытов –экспериментов с использованием необходимого дидактического материала.
9. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Плавающее яйцо»
Способствовать формированию умений проводить опытно – экспериментальную деятельность. Добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли.
8. Опытно – экспериментальная деятельность на тему: «Кристаллизация соли»
Способствовать формированию умений опытно - экспериментальной деятельности. Добиваться результатов самостоятельно, делать выводы на основе наблюдений.
9. Презентация проекта
Реализация проекта.
Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как только люди узнали вкус соли, они стали ею очень дорожить. Соль была очень дорогим товаром. По своей ценности она приравнивалась к золоту. Соль обходилась настолько дорого, что ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши». Соль обнаруживается в обычных продуктах, таких как, творог, сыр, хлеб, печенье, кукурузные хлопья, в молочных продуктах, мясе. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль - важная приправа, без которой пища не так вкусна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Хлеб - соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом – солью имела еще одно важное значение – наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Отсюда народная примета – Соль рассыпал- к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно. Поэтому про соль придумали много пословиц и поговорок. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. От хлеба – соли и царь не отказывается. Недосол на столе, пересол на спине.
Щепотка соли делает сахар слаще. От хлеба – соли не отказываются. Без хлеба, без соли никто не обедает. Хлеб да соль, да обед пошел. Речь без пословицы, все равно, что еда без соли. Соль – белое кристаллическое вещество с острым, соленым вкусом. Она хорошо растворяется в воде. В разумных количествах соль сравнительно безвредна.
Соль применяют не только для еды, но и в других целях.
• Если вас ужалит пчела или оса, нужно приложить к месту укуса соль, смешанную с водой. Это снимет боль и не допустит образование опухоли.
• Яйца не вытекают, если их варить в соленой воде.
• С помощью соли можно почистить утюг. Насыпать соль на бумажное полотенце и протереть поверхность горячего утюга.
• Когда у меня был насморк, мама промывала мне нос слегка подсоленной водой.
• Если стекла в машине протереть слегка теплым раствором соли, то они не будут запотевать.
• Если убежал суп на плиту, нужно присыпать это место солью и будет легче убрать пригоревшую пищу.
Опыт №1 «Соль хрустит» Мы насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышали хрустящие звуки. Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2 «Растворимость соли» Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.
Вывод: мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 3 «Плавающее яйцо» Для опыта взяли 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности и поэтому в море легче научиться плавать (вода соленая и человек практически не тонет).
Опыт №4 «Кристаллизация соли». «Выращивание кристаллов» Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В чашку опустили ниточку. Через несколько дней мы заметили, что вода из чашки стала испаряться, а ниточка и дно чашечки покрылись кубиками соли. Это кристаллы. Вывод: при испарении воды соль кристаллизуется.
С использованием соли получаются интересные рисунки.
Из соленого теста можно делать красивые поделки.