Наталья Соколова
Проект «Волонтеры — чуткие сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Челночок»
города Балашова Саратовской области
Проект
«Волонтерское движение в детском саду»
Подготовили и провели:
Социальный педагог: Соколова Н. А.
Педагог-психолог:Преслицкая К. Р.
2022-2023учебный год
г. Балашов
Методический паспорт
Тема «Волонтерское движение в детском саду».
Публикация «Проект „Волонтеры — чуткие сердца“» размещена в разделах
Педагогический проект «Волонтерское движение в детском саду»для реализации в системе образования наразновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим в обучении малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать, в формировании активной жизненной позиция, умении ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Руководитель проекта Преслицкая К. Р.
Соколова Н. А. Педагог-психолог
Социальный педагог
Исполнитель проекта Дети старшей группы
Дети младшей группы
Педагоги
Родители
Педагог-психолог
Социальный педагог МДОУ д/с «Челночок» г. Балашов
Юридический адрес исполнителя проекта г. Балашов, Саратовская обл.
ул. Юбилейная, 11
МДОУ д/с «Челночок»
Адресацияпроекта
Цель проекта Отсутствие у детей старшего дошкольного возраста социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Цель:Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи проекта • Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение первой причины существования проблемы
• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.
• Объединяющая совокупность мероприя-тий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы • Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
• Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитаниенравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость, самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.
Срок реализации проекта.
С сентября 2021 года по май 2023 года. Работа в данном направлении будет продолжаться и в дальнейшем.
Тип проекта : практико-ориентированный, творческий, индивидуально-развивающий, информационно – просветительский.
Исполнители основных мероприятий. Перечислить должности педагогов, которые реализуют основные мероприятия. Педагог-психолог Преслицкая К. Р.
Социальный педагог Соколова Н. А.
Пояснительная записка
Актуальность.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Цель проекта :
Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях. Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Ключевые задачи проекта :
1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, ответственность.
3. Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;
5. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада
6. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;
7. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;
8. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах;
9. Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2021– 2023 учебных годов.
10. Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
11. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Предполагаемый результат: Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
Создание волонтё рской деятельности в детском саду позволит:
- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
-организовать самостоятельную деятельность детей,
-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
-расширить представление о волонтерском движении у детей 3-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
-приобщить детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
-формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
-привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
-обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.
-организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.
Нормативно правовая база проекта :
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
- Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
- Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
- Федеральный закон «Об образовании»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. ;
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г.» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Заповеди волонтеров
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность – в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Кодекс волонтеров :
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и всех научим, Как сделать свое здоровье лучше!
3. Акции – нужное дело и важное.
4. Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается.
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение! Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Содержание проекта
Программа реализации
№ Этап проекта Наименование мероприятия Краткое описание содержание мероприятия Сроки или период (в мес.) Ожидаемые результаты Предшествующие мероприятия Исполнители Механизмы контроля
1 Подготовительный этап Обсуждение и утверждение проекта «Дети волонтеры» Рассмотрение актуальности проекта
Выступление педагогов
Сентябрь
- май Определение направлений работы.
Составление плана работы. Изучение актуальности проблемы Педагог-психолог, социальный педагог Заведующий ДОУ
Формирование новой и уточнение действующей нормативно - правовой базы ДОУ.
-Заключение договора о сотрудничестве с воспитателями младшей и старшей группы
-Организация наставничества детским садом
-Составление плана работы проекта
- Составление Положения о проектной деятельности в ДОУ
Сентябрь
Формирование нормативно- правовой базы ДОУ Изучение нормативных документов Педагог-психолог, социальный педагог,педагоги групп. Заведующий ДОУ
Октябрь Выявление уровня компетентности педагогов, родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства. Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, педагоги групп Заведующий ДОУ
Проведение общего родительского собрания посвященного вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерской деятельности. -Знакомство родителей с Положением о проектной деятельности ДОУ
-Выступление воспитателей
Анализ анкет родителей воспитанников
Ноябрь Выявление уровня компетентности родителей, по вопросам духовно -нравственно воспитания детей, волонтерства
Знакомство с работой проекта «Дети волонтеры» -Изучение актуальности проблемы
-Опросы педагогов, родителей Педагог-психолог, социальный педагог, родители
Заведующий ДОУ
Совершенствование материально-технической базы ДОУ. Использование ИКТ
для занятий с детьми
-приобретение методической литературы, наглядных пособий, иллюстраций. Сентябрь- Май
Развитие предметно-пространнственной среды для дошкольников
-Методическое обеспечение воспитательно- образовательного процесса.
Изучение актуальности проблемы
Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
План реализации проекта -Разработка системы перспективного планирования мероприятий, плана работы с социумом Сентябрь-Май Систематизация накопленного материала Привлечение к сотрудничеству воспитателей других групп, родителей воспитанников Изучение актуальности проблемы
Педагог-психолог, социальный педагог Заведующий ДОУ
2 Практический этап
«Посвящение в волонтеры» Проведение мероприятия в старшей группе Ноябрь Продвижение идеи волонтерства и поддержки волонтерских инициатив в МДОУ Сотрудничество с волонтерами МОУ СОШ №15, подготовка материала Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатели групп, волонтеры Заведующий ДОУ
«Помоги другим» Изготовление пособий для младших групп Ноябрь- Декабрь Организация благотворческой направленности Консультация с педагогами младших групп Социальный педагог Заведующий ДОУ
«День пожилого человека» Изготовление открыток детьми совместно с родителями, пожилым людям Ноябрь
Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений - дети, взрослые и пожилые люди
Подбор материала Социальный педагог, родители
Заведующий ДОУ
«День матери» Изготовление открыток детьми совместно с педагогами Ноябрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений Подбор материала Педагог-психолог, социальный педагог
Заведующий ДОУ
Экскурсия в младшую группу и среднюю группу. Посещение детей-волонтеров в младшую группу, совместно с воспитателями. Декабрь Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей
Консультация с педагогами
Педагог-психолог, социальный педагог, Воспитатели групп. Заведующий
ДОУ
Консультации с педагогами Беседа с воспитателями в ДОУ.
Январь Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Работа с материалом Педагог-психолог, воспитатели групп. Заведующий ДОУ
«Помоги детям, поделись теплом» Сбор помощи (вещи, продукты, игрушки) для кризисного центра Январь – март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседы с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, родители, воспитатели Заведующий ДОУ
23 февраля и 8 марта Изготовление открыток и подарков к праздникам
Февраль-март Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
Консультация для воспитателей групп в ДОУ
Презентация воспитателей по теме: «Волонтерское движение в детском саду» Февраль Перспективность применения данного опыта Систематизация накопленного материала Педагог-психолог
Заведующий ДОУ
Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию волонтерства» Онлайн консультация Март Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Систематизация накопленного материала Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий
ДОУ
«Праздник Светлой Пасхи»
Изготовление открыток и подарков к праздникам
Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Работа с материалом Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
Посещение младших групп Совместная игровая деятельность, помощь на прогулках, помощь с уборкой, совместная организованная деятельность на улице Декабрь- май Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп Заведующий ДОУ
«Братья наши меньшие» Помощь бездомным животным, приютам. Воспитанники совместно с родителями Апрель Воспитания бережного отношения сокружающей среде и животным Беседа с родителями воспитанников Педагог-психолог, социальный педагог, родители Заведующий ДОУ
«Весенняя неделя добра» Участие детей-волонтеров в благотворительной акции Апрель Воспитание толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности Беседа с воспитанниками Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели групп, волонтеры «Молодежь плюс» Заведующий ДОУ
II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» Выступление с докладом «Чуткие сердца. Волонтерское движение» Апрель Приобщение и просвещение работников учреждений в тему проекта Подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
2023 год
Поздравление с Новым годом Рисование поздравлений к Новому году для участников СВО декабрь Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Рождество Поздравление с рождеством для детей младших групп январь Приобщение и просвещение детей к православным праздникам
Беседа с воспитанниками, предварительная работа Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Мероприятие по безопасности Взаимодействие с волонтерами школы № 15 февраль Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Мероприятие по безопасности для младших групп Демонстрация лэпбука, раскрашивание тематических картинок, игра Март Просвещение детей Беседа, подготовка материала Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
День пожилого человека Посещение центра соцобсуживания, поздравление пожилых людей, Март Приобщение детей к благотворительной деятельности подготовка номера и заучивание стихов Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Пасха Мероприятие для детей младших групп, поздравление с Пасхой при взаимодействии с библиотекой Апрель Приобщение и просвещение детей к православным праздникам
Беседа с детьми, подготовка мероприятия Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Акция «Белый цветок» Участие в весенней неделе добра, вручение цветков прохожим Апрель Организация работы ДОУ благотворительной и добровольческой направленности Подготовка материала, изготовление цветков, беседа с детьми Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
3 Аналитический этап Анализ работы с детьми ДОУ младшей и старшей групп. Анализ реализации проекта Май Выявление знаний детей Реализация проекта Педагог-психолог, социальный педагог, Заведующий ДОУ
Оценка эффективности реализации проекта
№ п/п Критерии Показатели оценки результативности
1. Актуальность и значимость Цель проекта соответствует требованиям ФГОС ДО
2. Рентабельность Проект не требует больших затрат
3. Эффективность Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга, анкетировании.
4. Воспроизводимость Можно использовать в других дошкольных учреждениях.
5. Оригинальность Новые подходы к решению духовно-нравственного воспитания детей через волонтерскую деятельность.
6. Достижения детьми планируемых результатов Увеличение числа детей, с высоким уровнем развития.
7. Результативность работы педагогов Увеличение доли педагогов оптимально использующих проектную деятельность.
8. Научно- практические конференции, семинары, совещания различного уровня Участие, проведение
9. Обобщение опыта
Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ, СМИ
10. Изменение характера взаимодействия ДОУ с семьёй и социумом
Увеличение числа родителей осознанно участвующих в воспитательно – образовательном процессе в рамках проекта, через совместные мероприятия как волонтеров : праздничные концерты, изготовление подарков, участие в акциях, круглые столы, интересные встречи.
Результат реализации проекта
Дети быстро адаптировались в создаваемых условиях:
- участие детей в волонтерском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
Межгрупповое взаимодействие по нашим наблюдениям взаимно обогатила: младших продвинуло в своем развитии, а старшим дало возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Несмотря на выше сказанное считаем, что работа по внедрению технологии показала положительную динамику сформированности и развития у детей саморегуляции поведения, самостоятельности, инициативности и ответственности, а также эмоционального удовлетворения. После посещения младшей группы дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя к ним заботу. Приходя в группу и рассказывая, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Д. С. Лихачев в своей книги «Письма о добром и прекрасном» писал: «Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист». [10, 7]
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.
Педагогический коллектив наметил следующие мероприятия по внедрению технологии «Дети - волонтеры» в нашем дошкольном учреждении:
1. Создание бригады волонтеры- родители.
2. Включение в технологию младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
3. Совместно с педагогом-психологом проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективов.
Инновационных технологий помогают детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.