Марина Кулакова
Проект во второй младшей группе «По следам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Публикация «Проект во второй младшей группе „По следам сказок“» размещена в разделах
Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) 17.04.2023-21.04.2023г.
Тип проекта : познавательно – творческий.
Состав участников: фронтальный, индивидуальный.
Участники: воспитатели, дети 3-4 года, родители, муз. руководитель.
Цель:
Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта :
• Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
• Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям;.
• Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) при передаче содержания сказки.
• Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
• Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие;
• Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок,
Этапы проекта :
1. Работа с родителями.
2. Беседа с детьми.
3. Инсценировка сказки.
4. Чтение произведения.
5. Дидактическая игра.
6. Художественное творчество.
Содержание проекта :
День недели Этапы проекта Страница
Понедельник
• Работа с родителями:
Папка-передвижка «Воспитание сказкой».
Анкета «Сказка в жизни ребёнка».
• Художественное творчество. Рисование «Катится колобок…».
4
Вторник
• Познание «Стоит в поле теремок».
Д/И «Угадай сказку по героям» 5-6
Среда
• Чтение произведение «Гуси - лебеди».
• Д/И «Расскажи сказку по картинкам» 7
Четверг
• Инсценировка сказки «Курочка Ряба». 8
Пятница
• Худ. творчество (аппликация) «Выросла репка на грядке…». 9
Результат 10
Приложение 11-13
Литература 14
Понедельник
Тема: Катится колобок…
Цель: формирование умения создавать простой сюжет по сказке «Колобок».
Задачи:
• Формировать умение рисовать округлые формы, простые образы с помощью прямых и кривых линий, закрашивать изображения;
• Развивать воображение, речь, память, внимание.
• Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность.
Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, листы бумаги, гуашь, кисти, банки с водой, подставки для кистей.
Ход НОД:
Игровое упражнение «Угадай сказку». Рассматривая картинки, дети называют героев и сказку. Воспитатель предлагает детям рассказать сказку по картинкам.
Игровое упражнение «Колобок и лиса». Воспитатель-лиса,дети-колобки. По окончании музыкального отрывка, колобок должен успеть укатиться от лисы в домик
Рисование «Колобок». Воспитатель предлагает нарисовать для колобка много друзей. Рассматривание формы и цвета колобка. Показ способов рисования круга (из точки, как «клубочек», или дугами, затем закрасить, линий («дорожка»). Самостоятельная деятельность детей.
Рефлексия. «Колобок» радуется, что у него появилось много друзей. Какие получились колобки? (веселые, озорные). Что колобки увидели по дороге? (цветочки, деревья травку). И т. д.
Вторник
Тема: Стоит в поле теремок…
Цели: Закреплять умение соотносить две группы предметов, выражать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько - сколько. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятия: «длинный - короткий».
Задачи:
• Развивать мышление, мелкую моторику, чувство равновесия.
• Воспитывать умение концентрировать внимание, культуру речи, аккуратность.
• Закреплять цвета, развивать внимание, память, фантазию.
Оборудование: игрушки животных (мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь, теремок, цветы разного цвета, полоски разной длины, геометрические фигуры.
Ход НОД:
Дети сидят за столами, перед ними на столе стоит теремок.
Воспитатель (доставая игрушечную мышку) :
Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
- А к терему 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. Мышка запуталась, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка, по длинной дорожке или по короткой? Ребята как вы думаете? Да, ребята правильно, по короткой дорожке быстрей мышке добежать до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски, «дорожки», они разные по длине, давайте мы их сравним. (Дети сравнивают полоски).
-Молодцы ребята, вы правильно указали короткую дорожку, вот мышка и добралась до теремка, и стала там жить - поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)
Воспитатель (доставая игрушечную лягушку) :
Стоит в поле теремок-теремок.
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.
- Пока лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «Беда! Помогите, детвора!»
- Ну что, ребята, поможем лягушке? Посмотрите, у вас лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе. (Дети выкладывают бусы.)
Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие красивые бусы получились, но вот, к сожалению, лягушка цвета все забыла и просит,чтоб вы ей напомнили, она будет показывать фигуру, а вы называть цвет, будьте внимательны. (Дети выполняют задание). Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике. (2)
- Тут на опушку выскочил зайчик (воспитатель показывает игрушечного зайца, а там ёлочки в ряд стоят. Ребята, у вас лежат треугольники. Составьте из них ёлочки. А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют? Давайте с ним поиграем.
Физминутка «Зайка»
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок.
Прибежал зайчик к теремку и его впустили, и стали они жить все вместе.
Воспитатель. Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну конечно же, лиса (воспитатель показывает игрушечную лису). Попросилась она тоже в теремок и её впустили. Лисичка решила украсить теремок цветочками (выставляет цветы, дети запоминают какие флажки выставлены, какого цвета). Наступила ночь, все закрыли глаза (убирается 1 цветок).
Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного цветка не хватает. Какого? (Игра повторяется несколько раз).
А по лесу уж медведь идёт (воспитатель достает игрушечного медведя). Вдруг увидел теремок – как заревё т: «Вы пустите меня в теремок!» Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок? (Нет.)
Почему? (Медведь очень большой.)
Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! (Дети решают построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило.)
А сколько зверушек будет жить в нём? (Много)
Построим теремок после. А сейчас скажите, в какой сказке вы побывали? Понравилась вам сказка? И вы мне все понравились, были внимательные, активные, молодцы!
Д/И «Угадай сказку по героям»
Цель: учить детей узнавать сказки по героям.
Среда
Тема: «Гуси - лебеди».
Из сборника сказок А. Н. Афанасьева
Цель: Познакомить детей со сказкой «Гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз.
Задачи:
• закреплять лексико-грамматические умения и навыки (образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать глаголы к существительным);
• совершенствовать связную речь детей;
• учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания;
• учить детей правильно употреблять вречи предлоги.
• развивать у детей слуховое и зрительное внимание,
• формировать фонематический слух на уровне звука и слова.
Ход НОД:
Вопросы:
• Почему Гуси-лебеди унесли мальчика?
• Почему девочке не помогла печка?
• Почему девочке не помогла яблоня?
• Почему девочке не помогла речка?
• Кто жил в избушке в лесу?
• Почему девочке помогла печка?
• Почему девочке помогла яблоня?
• Почему девочке помогла речка?
Приложение 2
Д/И «Расскажи сказку по картинкам»
Цель: учить детей рассказывать сказку опираясь на иллюстрации.
Четверг
Тема: «Курочка Ряба»
Цель: Стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки.
Задачи:
• проявлять интерес к инсценированию сказки и отдельных эпизодов вместе с воспитателем высказываться по поводу происходящего;
• имитировать характерные действия персонажей, (мышки, курочки) учить детей передавать эмоциональное состояние другого человека (движением, мимикой)
• развивать связную речь в названии персонажей сказки;
• воспитывать творческие способности детей.
Персонажи: Дед, бабка, курочка, мышка.
Оборудование: костюмы, маски, яйцо золотое, молоток, стол.
Приложение 3
Пятница
Тема: «Выросла репка на грядке»
Цель: Формирование умения составлять целое из двух частей.
Задачи:
• Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист;
• Продолжать знакомить с жёлтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием;
• Развивать память;
• Учить пересказывать текст сказки, опираясь на иллюстрации.
Оборудование: половина альбомного листа, заготовки для репки. Клей, кисточки по количеству детей, иллюстрации к сказке.
Ход НОД:
«Круглый бок, желтый бок
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (репка)
Молодцы, правильно отгадали загадку. Посмотрите, какая у нас красивая репка! (показ репки) Дети, давайте вспомним сказку.
Воспитатель читает отрывок из русской народной сказки «Репка», показывает детям соответствующую иллюстрацию: «Посадил дед репку. И выросла репка большая-пребольшая…»
Воспитатель предлагает детям обрисовывающими жестами в воздухе показать, какая большая репка выросла у дедки и как трудно ее вытащить из земли. Как еще можно сказать про репку какая она? (Большая-пребольшая, огромная-преогромная, большущая).
Физкультминутка «Репка»
Вот мы репку посадили Наклоны
И водой ее полили. Имитация движения
А теперь ее потянем, Имитация движения
И из репки кашу сварим, Имитация движения
И будем мы от репки, Здоровые и крепкие. Показать силу.
Предлагает детям выложить репку из деталей, которые у них лежат на столе, не используя клей и кисточку. Напоминает детям, как правильно пользоваться клеем и кисточкой. Помогает детям в работе. Наблюдает за правильностью выполнения работ. Дети аклеивают репку (самостоятельное выполнение работ детьми).
А теперь давайте посмотрим, какие красивые они у нас получились. Теперь бабка сварит много каши и из репки и всех накормит.
Результат:
• Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
• Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
• Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
• Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
• Предметно – развивающая среда пополнилась разными сказками и дидактическими играми по сказкам.
• Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
Приложение 1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?
___
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
___
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
___
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
___
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
___
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
___
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
___
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
___
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
___
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр. ?___
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
___
Приложение 2
Сказка : Гуси-лебеди
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. "Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора". Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять. Бежала, бежала, стоит печка. "Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?" - "Съешь моего ржаного пирожка, скажу". - "О, у моего батюшки пшеничные не едятся!" Печь не сказала. Побежала дальше, стоит яблонь. "Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?" - "Съешь моего лесного яблока, скажу". - "О, у моего батюшки и садовые не едятся!" Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега. "Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?" - "Съешь моего простого киселика с молоком, скажу". - "О, у моего батюшки и сливочки не едятся!"
И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает: "Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?" - "Вон туда-то!" - указал. Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега. "Речка-матушка, спрячь меня!" - "Съешь моего киселика!" Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала : "Спасибо!" и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблонь. "Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!" - "Съешь мое лесное яблочко!" Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дороге печка. "Сударыня печка, спрячь меня!" - "Съешь моего ржаного пирожка!" Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели. А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Приложение 3
Сказка Курочка Ряба читать :
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое — золотое.
Дед бил — не разбил.
Баба била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба. А курочка Ряба кудахчит:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!
Литература
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/05/proekt-dlya-vtoroy-mladshey-gruppy-po-sledam-skazok
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-kolobok-mladshaja-grupa.html
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/01/16/konspekt-nod-po-femp-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-tema-stoit-v-pole
4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-vo-vtoroi-mladshei-grupe-vyrosla-repka-na-grjadke.html
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/01/17/nod-vo-2-mladshey-gruppe-po-hudozhestvennoy-literature
6. https://infourok.ru/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-rasskazivanie-skazki-gusilebedi-s-elementami-dramatizacii-3384109.html
7. https://www.kirskaz.ru/afanasiev/sk-afanasieva46.html