Телешева Анна
Проект во второй младшей группе «Осень, осень в гости просим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Групповой, познавательно-исследовательский, творческий,
игровой
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители,
музыкальный руководитель.
Срок реализации: три недели
Актуальность проекта :
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет
практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в
свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из
определений любознательности в «Словаре по общественным наукам»
Темочки:
звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям»,
и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать
природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное
восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький
жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных
явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие
вопросы : «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда
прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать,
поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по
ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую
деятельность.
Цель проекта : пополнение и обогащение знаний детей по лексическим
темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи проекта :
•дать элементарные представления об осени, как времени года.
•вызывать интерес к исследованию природы родного края.
•формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их
сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
•Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной
речи, постепенно отходя от мимики и жестов.
•Развивать творчество.
Предполагаемые результаты:
Расширятся знания детей об осени, е признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном
процессе детей и родителей.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные
игры, логоритмика,
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
использование DVD для просмотра презентации об осени;
работа с родителями.
Используемые виды деятельности:
Познавательно-исследовательский;
Игровой;
Чтение художественной литературы;
Продуктивный;
Труд ;
Коммуникативный;
Двигательный;
Музыкально-художественный;
Продукт проектной деятельности.
• Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
• Музыкальный досуг «Осень, осень, в гости просим!»
Содержание проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с
тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка
фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для
выставки «Что нам осень подарила».
2. этап. Практический.
Образовательная область познание.
Задачи. Расширять знания детей об
осени, е признаках и явлениях;
познакомить детей с осенними
явлениями в природе. Уточнить
приспособления птиц и животных в условиях данного
сезона. Закрепить знания об
осенней одежде человека.
Развивать эмоциональную
отзывчивость детей. Расширить
представление о многообразии и
пользе овощей и фруктов; =
Закрепить обобщающее понятие
«овощи», «фрукты» названия
различных овощей и фруктов,
рассказать детям о пользе
овощей и фруктов для человека
(источник витаминов, вкусный
продукт питания). Закрепить
знания о месте их произрастания
— огород, сад. Закрепить умение
описывать овощи и фрукты по
характерным признакам,
согласно схеме. Воспитывать
чувство благодарности к природе
и людям, которые благодаря
своему труду получают урожай.
Поддерживать интерес к
экспериментированию,
определять с помощью опыта
свойства предметов.
Формировать умение понимать
образный смысл загадок.
Развивать слуховую и
зрительную память, внимание,
воображение.
Виды детской деятельности.
Рассматривание иллюстраций,
обследование муляжей и трафаретов
овощей, фруктов, грибов, листьев
Ознакомление с природой:
беседы: «Золотая осень», «Овощи»,«Фрукты», «Цветы осенью»,
«Ягоды», «Поздняя осень»,
«Животный и растительный мир
осеннего леса».
«Жизнь природы осенью», «Овощи и
фрукты на нашем столе». Целевая
прогулка по территории детского
сада. Наблюдение за сезонными
изменениями в природе на участке
детского сада
Загадывание загадок о фруктах.
Беседы: «Где растут фрукты?», «Для
чего нужно кушать фрукты?», «Где
спрятались витамины?» «В осеннем
лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?»,
«Как правильно одеваться осенью на
прогулку?»
«Что растет на огороде, в саду»,
«Чем полезны овощи и фрукты?».
Экспериментирование «Мягкое –
тврдое», «Можно ли рисовать
соком».
«Тонет – не тонет».
Дидактические игры «Что где
растет», «Собираем урожай», «Овощи
и фрукты», «Чего не стало», «Узнай
по запаху», «Узнай по вкусу»,
«Чудесный мешочек». «Времена
года», «Собери картинку»,
«Расскажем мишке о красоте осенней
природы», «Найди дерево по
описанию», «С какой ветки детки»,
«Что где растт».
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи. Развивать стремление
импровизировать на несложные
сюжеты песен; закреплять
навыки организованного
поведения в детском саду;
формировать доброжелательное
отношение друг к другу
Формировать умение создавать
игровой сюжет, научить простым
игровым действиям и игровому
взаимодействию, закреплять
знания по теме.
Виды детской деятельности.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной
магазин», «Наш огород», «Овощной
магазин», «Делаем салат», «Готовим
овощной суп».
Совместное украшение группы к
осеннему празднику.
Сбор природного материала на
прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке
листьев с площадки.
Сбор гербария. игра «Шкатулка с
осенними сказками».
Речевое
развитие.
Задачи.
Развивать диалогическую форму
речи, вовлекать детей в разговор
во время рассматривания картин;
формировать умение вести
диалог с педагогом: слушать и
понимать заданный вопрос,
понятно отвечать на него;.
Задачи логоритмики:
расширение предметного
словаря; развитие слухового и
зрительного внимания;
упражнение в сличении
предметов по цвету и форме;
упражнение в складывании
разрезной картинки; развитие
зрительного восприятия и
памяти; развитие двигательного
воображения и координации
движений.
Творческое рассказывание детей по
темам «Мы гуляли на участке», «Что
я видел в парке?» Рассматривание
иллюстраций об осени, составление
описательных рассказов. Игры: Дид.
игра «Чьи листья» «Подбери
предметы к признакам». «К нам
пришла осень» Ответить на вопросы
по теме «Осень».
Составление описательных рассказов
об овощах и фруктах. Чтение
художественной литературы
Пословицы, поговорки, загадки об
осени.
Чтение и заучивание стихотворений
об осени : Ю. Тувим "Овощи", А.
Пушкин «Уж небо осенью
дышало…», «Унылая пора», А. К.
Толстой «Осень, обсыпается весь наш
бедный сад…» .
Чтение детям: И. Соколов- Микитов
«Листопадничек», «Осень в лесу»,
«Золотая осень». Н. Сладков «Осень
на пороге», М. Лесовая «Листья
солнцем налились» . Логоритмика:
Овощи.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Художественно-
эстетическое
развитие
Учить читать наизусть
небольшие стихотворения;
развивать умения и
драматизировать небольшие
отрывки.
передавать в рисунке красоту
окружающей природы; обращать
внимание на подбор цвета,
соответствующего
изображаемому предмету;
развивать умение ритмично
наносить пятна, мазки (опадают
листья с деревьев); развивать
эстетическое восприятие.
формировать навыки
художественного исполнения
различных образов при пении;
формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение.
Продолжать знакомить с
круглой, овальной формой, уметь
передать их в рисунке.
Совершенствовать умение
скатывать пластилин между
ладонями круговыми
движениями; закрепить примы
вдавливания, оттягивания для
получения необходимой формы.
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные образы с
помощью мимики, жестов,
интонации.
Воспитывать умение
внимательно слушать сказку,
привлекать к посильному
участию в драматизации сказки.
Ю. Тувим «Овощи», Р. Н. С. «Вершки
и корешки», М. Дружинина «Веслый
огород», В. Степанов «Был у зайца
огород», В. Сутеев «Яблоко», Е.
Бацева «Сказка про фрукты». Н.
Егоров «Листопад», И. Соколов –
Микитов «Листопадничек», В.
Бианки «Прячутся», М. Садовский
«Берзы», И. Бунин «Листопад», В.
Авдиенко «Осень».
Разучивание: песня «Осень»,
«Дождик», «Ёжик». танец
«Листочки», «Рябинки», «Опята»
Рисование «Осень». Аппликация
«Падают, падают листья, в нашем
саду листопад».
Рисование «Однажды хозяйка с
базара пришла…» Лепка
«Консервируем фрукты»
Рисование-Витамины, Рисование-
Овощи в корзине, Аппликация-
Яблоки и ягоды,
Бумажный театр «Репка».
Конструирование из бумаги
«Яблочко».
Просмотр мультфильма «Мешок
яблок».
Физическое
развитие
Развить ловкость, быстроту,
внимание, учить действовать по
сигналу. Закрепить знания по
теме. Развивать мелкую
моторику.
Развивать воображение,
ловкость, умение действовать по
сигналу, выразительно
выполнять движения, развить
умение бегать в разных
направлениях, научить детей
управлять своим поведением
Подвижные игры «Огуречик,
огуречик», «Перенеси овощи из
обруча в обруч», «Съедобное –
несъедобное», «Где мы были, что
делали», «Повтори движения»
( трудовые действия: полив, копание,
срывание). Подвижные игры «Ветер и
листья», «Осенью», «Найди свой
домик».
«Перенеси фрукты из обруча в
обруч», «Перелет птиц», «Солнышко
и дождик», «К названному дереву
беги».
Пальчиковые игры «Падают листья»,
«Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы
капусту рубим», «Заяц и кочан
капусты».
«Вышел дождик на прогулку»,
«Осенние листья», «Корзинка».
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из
природного материала;
беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к
воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
3-й этап – заключительный.
• Поощрение участников выставки «Что нам осень подарила»
• Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами
проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен ;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию
творчества и, знаний и умений у детей.
3. Заключительный этап:
- оформление выставки детских работ: «Осень»;
- оформление выставки «Что нам осень подарила» (совместно с
родителями);
- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;
- занятие по логоритмике для детей по теме «Осень» с учителем –логопедом;
Приложение:
1. Развлечение: «Осень, осень, в гости просим!»
Воспитатель приглашает детей послушать музыку и, обращая внимание на
картину на доске, спрашивает:
- ребята на какое время года похожа музыка?
(осень….)
почему вы так подумали?
(грустная, не веселая)
- конечно, ребята, это осенняя музыка, она печальная, слышно как падают
листья, дует ветер…
Бродит осень по дорожке
Промочила осень ножки
Льют дожди и нет просвета
Затерялось где-то лето.
(входит осень)
Осень : я слышала здесь обо мне говорили?
Воспитатель: ой ребята кто это к нам в гости пожаловал? (Осень)
- Да, осень, мы говорили о тебе!
Осень : А вы знаете приметы по которым я прихожу?
( дети: да….)
Осень : у меня есть загадочные карточки, вы попробуйте их разгадать.
(дети с воспитателем выкладывают карточки- схемы и объясняют их
значение – примету осени)
Осень : молодцы, вижу вы хорошо знаете мои приметы, а знаете ли вы стихи
обо мне?
Воспитатель: конечно, осень, мы тебя ждали и выучили много песен и
стихов.
Дети читают стихи об осени :
Здравствуй, осень золотая,
Голубая неба высь!
Листья желтые, слетая,
На дорожку улеглись!
Осень - дивная пора!
Все она позолотила,
Листьев - целая гора!
В стаи птиц она созвала,
Разукрасила леса.
Все деревья облетели
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет
Грязь и лужи у ворот.
Осень : какие красивые стихи, молодцы ребята, порадовали меня.
А давайте с вами споем и немного поиграем:
М/п игра «Падают листья»
Воспитатель: вот какая красивая осень у нас в песне.
Осень : ребята, а ещ осенью собирают не только грибы, но и урожай на
огородах и в садах. Я вам принесла овощи и фрукты но они все перепутаны,
их надо разобрать.
Воспитатель: это мы быстро поможем. В кастрюлю будем носить фрукты для
компота, а в тазик овощи для супа и салата.
Д/игра «Овощи и фрукты»
Осень : молодцы, вы хорошо знаете овощи и фрукты.
Воспитатель: осень, а мы ещ хоровод знаем «Есть у нас огород», хочешь с
нами поиграть?
Осень : конечно, хочу.
Хоровод «Есть у нас огород»
Воспитатель: Здорово! Хороший урожай собрали, ничего не забыли.
Осень : Мне очень понравилось у вас играть, жалко только, что уже скоро
наступит зима и мы с вами не скоро встретимся!
Воспитатель: не печалься осень, мы тебе подарок нарисуем, чтобы ты о нас
вспоминала и не грустила! Правда ребята? ( дети: да)
Мы нарисуем портрет осени, чтобы она не скучала. А поможет нам Наталья
Тимофеевна.
Рисование осеннего дерева печатками.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами
проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен ;
- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию
творчества и, знаний и умений у детей.
2. Логоритмика «Овощи»
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте)
Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок) (руки на поясе,
наклоны в стороны)
А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь) (хмурим брови)
К нам идт сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз) (шаг на месте, щки
надуты)
Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки)
3. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот. фруктов нужно много. Вот:
Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.
Попеременные удары ребрами ладоней по столу.
Отожмем лимонный сок,
Интенсивное сжимание-разжимание кулачков
Слив положим и песок.
Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.
3. Занятие по логоритмике для детейпо теме «Осень»
В музыкальном зале развешены «осенние» листья. Дети слушают
аудиозапись звуков осеннего леса.
Учитель-логопед читает стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льтся,
Это время года осенью зовтся.
Дети садятся на ковр и ещ раз слушают звуки осеннего леса, называют, что
услышали (шум ветра и ветвей, шорох листьев, крик журавлей, стук дятла,
скрип деревьев).
Ритмическая разминка.
Учитель-логопед (У. -л.)
Пойдм осенними дорожками,
Пусть листики шуршат под ножками.
Дети встают, идут по кругу под музыку Т. Ломовой «Погуляем».
Листья осенние в танце кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Лгкий бег на носочках, при остановке музыки приседают.
Ветер осенний поднялся — и вот
Листья по кругу ведут хоровод.
Боковой приставной шаг под «Немецкую народную танцевальную мелодию».
Ветер крепчает и дует сильнее —
Листья по кругу летят вс быстрее.
Боковой галоп под «Контрданс» Ф. Шуберта.
В край далкий улетая,
Нам помашет птичек стая.
Ходьба «стайкой», махи руками в стороны под музыку Т. Ломовой
«Спокойная ходьба».
Дождик мелкий моросит,
«Кап, кап, кап!» — он говорит.
Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу под музыку к песне
«Ах вы, сени» в обработке Т. Ломовой.
Упражнение «Дождик» на координацию движения с музыкой и речью.
Дети.
Дождик, дождик на дорожке
(стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки
(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать
(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать
(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так
Через лужицы скакать
(прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(присесть — «спрятаться в домик»).
Упражнение «По грибы» на развитие динамического слуха.
У. -л. Вышло солнце из-за тучи,
Обогрело лес дремучий.
И в земле грибы проснулись,
Потянулись, встрепенулись.
И давай расти, расти —
Глаз от них не отвести.
Дети под музыку к русской народной песне «Выйду ль я на реченьку» в
обработке Т. Ломовой постепенно поднимаются, делая на каждую четверть
движение вверх.
Педагог раскладывает на полу бумажные боровики и мухоморы:
За грибами мы собрались,
Но в грибах не разбирались.
Что себе мы соберм?
Что для волка запасм?
Это нам никто не скажет,
Только музыка подскажет.
Под громкую музыку дети собирают боровики «для себя», под тихую —
мухоморы «для волка».
Упражнение «Грибники» на развитие чувства ритма и координацию
движений.
У. -л. «Волчьи» грибы оставим в лесу для волка, а съедобные сложим в
корзину и пойдм по тропинке домой.
По узенькой тропинке
Идм гуськом.
Несм грибы в корзинке
И песенку пом.
Дети идут вдоль каната друг за другом, пропевая и делая на каждую
ритмическую единицу один шаг под музыку к русской народной песне
«Петушок» в обработке М. Красева.
Дети.
Ки-ки-ки, лис-ти-ки.
Ко-ко-ко, сол-ныш-ко.
На-на-на, ти-ши-на.
Ки-ки-ки, гриб-ни-ки.
Артикуляционная гимнастика.
У. -л. Ох, долгий, долгий путь.
Присядем отдохнуть.
Дети садятся на коврик. Учитель-дефектолог показывает предметные
картинки (солнышко, дождик, грибок, ветерок, говорит слова и показывает
соответствующее упражнение, а дети выполняют.
«Улыбка» : Солнышко нам улыбнтся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).
«Дождик» : Дождик каплями прольтся (рот приоткрыт, язык стучит в
верхние резцы: т-т-т-т-т).
«Грибок» : Вырастет грибок (прижать кончик языка к нбу, оттягивая
нижнюю челюсть вниз, таким об-разом растягивая подъязычную связку).
«Ветерок» : Подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит
на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф).
Пение.
Дети исполняют песню «Осень» (сл. И. Плакиды, муз. М. Кишко).
Пальчиковая гимнастика.
Дети сидят на стульях.
У. -л. Соберм для мамы осенний букет, но сначала вспомним, какие бывают
листья.
Дети. Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальцу в кулак,
Будем листья собирать
(сжимают и разжимают кулаки).
Листья берзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберм
(загибают поочердно пальцы в кулак, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесм
(«шагают» по ногам средним и указательным пальцами).
Игра «Букет для мамы».
Детям раздают картонные листочки разного цвета от разных деревьев. Пока
играет музыка «листочки» (дети) «летают» по залу. Как только музыка
останавливается, каждый «листочек» должен найти свою пару — такой же
«листок». Выигрывают первые три пары. Затем дети меняются листочками, и
игра продолжается. Звучит отрывок из пьесы «Пиццикато» Л. Дешба «Бег».
Релаксация.
У. -л. Устала что-то осень,
Она ложится спать
И приглашает деток
Немножко полежать.
Дети ложатся на ковр, звучит мелодия «Дождик, дождик, подожди».