Ахмедова Зарина Исаевна
Проект «Вместе всей семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала педагогов детского сада
в процессе организации взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников через реализацию проекта по организации совместной творческой деятельности детей и взрослых «Вместе всей семьей»
Публикация «Проект „Вместе всей семьей“» размещена в разделах
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности и закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Поэтому неотъемлемым компонентом личности современного педагога является творчество, без которого невозможно выработать педагогическое мастерство - обязательную составляющую овладения педагогической профессией и её совершенствования.
В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Необходимо менять формы взаимодействия с родителями, искать такие, которые помогут педагогам детского сада более эффективно вовлечь их в образовательный процесс. Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива детей и взрослых является совместная творческая деятельность, организовать которую задача педагога.
С целью создания условий для конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через организацию совместной творческой деятельности детей и взрослых в старшей группе был разработан и реализован проект «Вместе всей семьей».
В реализации проекта приняли участие педагоги и специалисты детского сада, дети в возрасте 5 - 6 лет и их родители (законные представители, социальные партнеры.
Проект реализуется педагогами с 01.11.2022 по настоящий момент.
При подготовке к реализации проекта педагогами группы были проанализированы имеющиеся условия организации взаимодействия с родителями (законными представителями) группы и предметно – пространственная среда.
В процессе анализа условий организации взаимодействия с родителями группы было выявлено, что для организации взаимодействия с родителями педагогами в основном применялись традиционные формы, такие как родительские собрания, информационные стенды и индивидуальные беседы. В свою очередь родители воспитанников проявляли недостаточный уровень заинтересованности в совместной творческой деятельности детей и взрослых, участии в конкурсах различного уровня, низкий уровень вовлеченности в образовательный процесс. На просьбу педагогов создать вместе с ребенком дома творческую работу, стремились создать ее самостоятельно без участия ребенка или сводя его участие в создании поделки к минимуму.
Учитывая тот факт, что родители воспитанников — это работающие люди и большую часть дня они проводят на работе, на совместную деятельность с ребенком у них остается очень мало времени. Поэтому на подготовительном этапе проекта педагогами группы было принято решение создать видеоролики для организации совместной деятельности родителя и ребенка по созданию творческих работ.
При анализе предметно – пространственной среды в группе было установлено, что имеющиеся атрибуты для сюжетно – ролевых игр позволяли воспитанникам обыгрывать однообразные сюжеты по теме «Семья», не предполагая их развитие и обновление, установление взаимосвязи с другими сюжетно – ролевыми играми. Также было отмечена необходимость в обновлении демонстрационного и дидактического материала по теме «Семья».
В рамках организации подготовительной работы родители (законные представители) воспитанников были проинформированы и ознакомлены с проектом «Вместе всей семьей», его целями, задачами и содержанием совместной деятельности.
В рамках основного этапа реализации проекта была организованна совместная деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей). Наиболее яркими мероприятиями реализации проекта стали следующие.
В рамках Недели экологии в детском саду родители вместе с детьми приняли участие в акции «Каждой пичужке – наша кормушка». Родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц из различных материалов, развесили их в своих дворах для кормления птиц. Для изготовления кормушек родителям педагогами были предложены различные материалы, способы и схемы изготовления кормушек. А также подготовлена информация о том, чем можно кормить зимующих птиц и рекомендации по их кормлению. Изготовленные кормушки стали частью предметно – пространственной среды прогулочного участка и средством для организации наблюдения (в т. ч. самостоятельного, за пределами детского сада) за зимующими птицами и их особенностями.
При подготовке ко Дню матери педагогами группы была оформлена фотовыставка «Мама, ты тоже маленькой была!». Главными героями данной фотовыставки стали мамы воспитанников группы в детском возрасте. Оформленную фотовыставку педагоги использовали в качестве дидактического средства при организации образовательной деятельности, что позволило им создать условия для проявления эмоциональной отзывчивости у детей, развивать умения различать настроения и эмоциональное состояние окружающих, обогащать представления ребенка о себе и своей семье.
В преддверии Нового года педагогами была организована серия мастер – классов по изготовлению новогодних поделок детьми и взрослыми. Мастер – классы были представлены в формате видеозаписи и предполагали создание поделок из подручных материалов, которые можно найти в каждом доме. Родители могли просмотреть видеоролики по предложенной педагогами ссылке в удобное для них время. По итогам проведения мастер – классов родителями и детьми были предоставлены совместные творческие продукты, которые послужили украшением группового помещения. Также совместные творческие работы детей и родителей приняли участие в конкурсах различного уровня и были отмечены дипломами и грамотами победителей. Мы считаем. что самым ценным в проведении данного мероприятия стало желание некоторых родителей делиться результатами совместной творческой деятельности, рассказывать интересные факты из совместной деятельности с ребенком, радоваться совместным успехам.
Для создания праздничного настроения и положительного эмоционального настроя у участников образовательных отношений в группе была организована и проведена акция «Украсим елочку вместе». Для участия в мероприятии родители вместе с детьми изготовили елочные украшения из фетра и украсили ими елочку, подготовленную заранее воспитателями группы. Данная акция позволила педагогам знакомить детей и взрослых с традициями празднования Нового года, привлечь взрослых и детей к участию в подготовке к празднику, преобразовать групповое пространство, используя продукт совместной деятельности, способствовала освоению детьми умениями совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
С целью обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о традиционных зимних развлечениях и видах спорта педагогами группы при поддержке родителей были оформлены фотоколлажи «Активный зимний отдых всей семьей». Данный коллаж выступает дидактическим средством при организации занятий с детьми по познавательному, речевому и социально – коммуникативному развитию. Например, используя данный коллаж дети под руководством взрослых могут вспомнить правила безопасного поведения во время зимних игр, составить описательный рассказ или сочинить историю, где главными героями будут дети и их родители.
С целью повышения родительской компетентности родителям группы были предложены информационные материалы по вопросам образования и развития детей дошкольного возраста, организации совместного досуга и безопасного отдыха в период зимних каникул. Представленные материалы были оформлены педагогами в виде ссылок на интернет - источники, что позволило родителям ознакомиться с ними более подробно в комфортной обстановке и в удобное для них время. Мы считаем, что такая форма организации взаимодействия более предпочтительна для родителей, т. к. они могут неоднократно обращаться к заинтересовавшим их информационным материалам, участвовать в их обсуждении, присоединяясь к тем или иным интернет- сообществам, принимать участие в деятельности родительского сообщества не только на уровне детского сада.
Подводя итоги организованной деятельности следует отметить следующие результаты.
Во – первых, организованная совместная творческая деятельность детей и взрослых способствовала установлению сотрудничества между участниками образовательных отношений, доверительных и дружеских отношений между детьми и родителями. Мы считаем, что реализация проекта «Вместе всей семьей» позволила в некоторой степени восполнить для детей недостаток родительского внимания, а для родителей предоставила возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир и его восприятие окружающего мира.
Во – вторых, вызванные совместной творческой деятельности положительные эмоции стимулировали всестороннее развитие ребенка и способствовали развитию его интереса к совместной деятельности. Оказанная родителями поддержка в совместной деятельности стала основой для формирования у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе и своих силах. Во время реализации проекта родители воспитанников приобрели практические умения, благодаря которым они могут вместе с детьми заниматься и творить.
Мы считаем, что представленный проект позволил нам достичь поставленных целей и эффективно решить задачи взаимодействия участников образовательных отношений (детей и взрослых). Во многом достижению результата проекта способствовало творчество, проявленное педагогами группы.
В завершении своего выступления хочу отметить, что настоящий воспитатель, Воспитатель с большой буквы – это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале – совместно с семьёй). Педагогические ситуации в условиях рабочего дня воспитателя бывают столь различными и своеобразными, что порою требуют от воспитателя немедленных, стремительных и нередко виртуозных творческих решений.