люба молчина
Проект «Весна пришла, птиц позвала…»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №6
Г. Ярославль.
ПРОЕКТ
«Весна пришла, птиц позвала…»
ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛЧИНА Л. А.
Группа №13
Актуальность
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Публикация «Проект „Весна пришла, птиц позвала…“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задач и каждого педагога.
Тема проекта была выбрана не случайно так, как весна - самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. И была разработана для реализации в первые недели весны. В начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети.
Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин, солнце – яркое и теплое, капель).
В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков, первых весенних цветов.
Следует обращать внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны, важно расхаживают грачи, поселяются в скворечнике – скворцы.
Хотелось обогатить знания детей об изменениях происходящих весной в природе, воспитывать у детей интерес к труду взрослых. Продолжать развивать связную речь, умение понятно для окружающих выражать свои мысли, формировать интерес и любовь к природе. В связи с этим была определена такая тема.
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательный; экологический, групповой, краткосрочный (1-2 недели).
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта :
Формирование элементарных представлений о весне, сезонных изменениях в природе, через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего) ; познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово) ; продуктивной.
Задачи:
1. Познакомить детей с изменениями в живой и неживой природе, в жизни растений и животных весной.
2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.
3. Формировать представления о труде взрослых в природе
4. Развивать игровые, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
5. Побуждать детей совершенствовать навыки рисования и лепки, воспитывать аккуратность.
Условия успешной реализации проекта
Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей;
Приобщение детей к умению видеть и слышать природу;
Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей, педагога;
Осуществление тесного взаимодействия между родителями и педагогами.
Подготовка к проведению:
1. Подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу для чтения детям.
2. Подобрать пальчиковые и подвижные игры, физкультминутки, дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
3. Составить перспективный план.
Планирование работы
Образовательные области Виды деятельности
Коммуникация Рассматривание картин: «Ледоход»; «Встречаем птиц»; «Прощай, Зима!», «Первые цветы», «Строим скворечник»; репродукция И. Левитана «Март».
Составление описательных рассказов по картинкам.
Заучивание стихотворений о весне, объяснение смысла.
Беседа «Как помириться».
Познание Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Где звенит капель?», «Собери цветок».
Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками; проталинами, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.
Беседа: «Наступила весна», «Уж тает снег, бегут ручьи», «Как изменилась одежда», «Первые цветы», «Птицы прилетели».
Опыты: изучение трё х состояний воды: вода, снег, лёд.
Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки и загадки о весне.
Р. н. с. «Заюшкина избушка», Г. Андерсен «Гадкий утёнок».
З. Александрова «Капель», «Весенняя уборка»;
Е. Благинина «Одуванчик», А. Плещеев «Весна», В. Берестов «Март», Е. Авдоленко «Воробей», Г. Ладонщиков «Подснежники»
Л. Аграчев «Ау», Л. Толстой «Пришла весна…», Н. Сладков «Весенние радости», «Ранняя птичка»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Г. Новицкий «Опять пришла зима на дачу»;
В. Шипунова «Сосульки-плаксы», «»Солнышко», «Бумажный кораблик», «Ручеек»; Г. Лагздынь «Весна»;
Заучивание: И. Токмакова «К нам весна шагает!», А. Плещеев «Уж тает снег!».
Социализация Дидактические игры «Угадай, кто я?», «Кто, где живет», «Чудесный мешочек», «Времена года», «Когда это бывает?», «Кого разбудило солнышко?», «Назови дерево», «Назови птиц».
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Времена года»,
«Подбери картинку», «Чей малыш?», «Чей домик?»,
«Дикие и домашние животные», «Найди пару» .Игра-забава «Солнечные зайчики».
Игра-ситуация: «Вот уж зимушка проходит»[1, с. 89],
«Приветливый ручей»[1, с. 96].
Труд Опытно-экспериментальная деятельность: «Тонет- плавает», «Веселые кораблики», «Теплый - холодный», «Сосулька-плакса», игры с вертушками, «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек».
Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу.
Безопасность Беседа на тему: «Опасный лёд», «Ног не намочи – не становись в ручьи!», «Румяные щечки», «Будем беречь природу».
Наблюдение за сосульками (длинные, острые, тяжёлые, состоящие изо льда); нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки.
Художественное творчество Рисование:
«Сосульки-плаксы» [4, с. 110]; «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» [4, с. 118].
Лепка:
«Сосульки-воображульки» [4, с. 108]; «Птички в гнездышке» [4, с. 126] .
Аппликация:
«Ходит в небе солнышко» [4, с. 116]; «Ручеек и кораблик» [4, с. 120] .
Музыка Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной
Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена.
Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.
Физическая культура
Здоровье Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!», Солнышко, солнышко».
Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»
Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла».
Закличка «Солнышко» с движениями.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей Альбомы для рассматривания: «Времена года», «Красавица Весна», «Дикие животные», «Птицы»; открытки, иллюстрации.
Книжки-раскраски:
«Птицы», «Времена года», «Дикие животные».
Взаимодействие с родителями Консультации:
«Что нужно для организации игр с водой дома?»,
«Какие игры с водой можно организовать дома?»,
«Что нужно для организации игр с песком?»,
«Какие игровые упражнения можно делать с малышом дома?»
«Как правильно отвечать на детские вопросы?»,
«Одеваем детей по сезону», «Весенний рацион детей», «Аллергия».
Организация выставки совместного творчества родителей и детей «Весна пришла, птиц позвала!».
Итог проекта :
1. Драматизация сказки «Заюшкина избушка».
2. Выставка совместных работ (рисунков, аппликаций).
3. Праздник «Как мы весну искали!».
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
• тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, продуктивную) ;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с признаками природы, дети проявляли интерес и желание участвовать в экспериментах, наблюдать;
• возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;
• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Литература
1. Губанова Г. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада /Н. Ф. Губанова. - М. : Мозайка-Синтез, 2008.
2. Дыбина О. Б. ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации/О. Б. Дыбина. - М. : Мозайка-Синтез, 2008.
3. Комарова Т. С. занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада: конспекты занятий /Т. С. Комарова. - М. : Мозайка-Синтез, 2005.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
Приложение
Консультация для родителей по ознакомлению с природой
детей второй младшей группы
Уважаемые родители!
В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.
Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны : солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.
Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают); узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.