Татьяна Батманова
Проект «Весеннее пробуждение природы» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Поисково – исследовательская деятельность как средство формирования
экологического мировоззрения детей дошкольного возраста.
Тема: «Весеннее пробуждение природы»
Автор проекта : воспитатель Батманова Т. Р.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта : Дети средней группы, педагог, родители.
Публикация «Проект „Весеннее пробуждение природы“ для средней группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Время реализации проекта : март – апрель 2021 года.
Актуальность проблемы :
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. И моя задача, как педагога, помочь детям в проведении этих исследований, в выборе объекта исследования, в поиске метода его изучения и доведении до логического завершения.
Цель проекта : Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию в процессе поисково – исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны.
Формировать реалистическое понимание природных явлений и взаимосвязи между ними, элементарные исследовательские умения.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивать у детей наблюдательность, мышление, познавательные способности, связную речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать стремление к выполнению творческих работ.
Воспитывать бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления детей о сезонных изменениях в природе;
- развивать интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Результат проекта :
Экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки, стихотворения, загадки, рассказы и сказки о весне. Просмотр презентации проекта : «Весеннее пробуждение природы». Коллаж «Спешит весна, звенит капель»
Этапы проекта
I этап Подготовительный
1. Разработка плана реализации проекта (исходя из интересов и потребностей детей)
2. Обогащение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.
3. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о весне, усилиями педагога, детей и их родителей.
4. Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
II этап Основной
1. Реализация содержания краткосрочного проекта «Весеннее пробуждение природы».
2. Проведение мероприятий в группе и на улице.
3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью. Информирование родителей об организации наблюдений ранней весны (папки – передвижки, экологические памятки и брошюры).
Схема осуществления проекта через разные виды деятельности.
Познавательное развитие.
Наблюдения за живой и неживой природой (за таянием снега и льда, появлением проталин, за сосульками, за ручейками, лужами, солнцем, капелью, птицами, за почками на деревьях).
Рассматривание иллюстраций и картин о ранней весне.
Ознакомление детей с пословицами, стихами, потешками, частушками, песенка-ми, закличками и загадками о весне.
Беседа о ранней весне.
Викторина «Когда это бывает».
Совместное создание родителей и детей коллажа под названием «Спешит весна, звенит капель».
Создание конспектов поисково - исследовательской деятельности.
Сравнение зимних и весенних признаков по картинкам.
Просмотр тематических видеофильмов и мультфильмов.
Выставка детских работ, сделанных совместно с родителями «Весенние пейзажи».
Экспериментирование со снегом и водой: «Откуда берется вода?», «Защит-ные свойства снега» (снег защищает растения от гибели, «Сосулька – плакса», «Почему сосульки растут вниз головой?», «Какой лё д быстрее тает: колотый или пластом?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?»,
Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Весенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».
Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий.
Развлечение «Секреты воды»
Наблюдение за трудом дворника (уборка снега, колка льда)
Развитие речи.
Чтение художественной литературы о весне:
Н. Сладков «Медведь и солнце».
Л. Толстой «Весна пришла».
В. Бианки «Последняя льдинка».
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок).
С. Маршак «Весенняя песенка», «Апрель! Апрель!».
Ф. И. Тютчев «Весна», «Весенние воды».
И. Токмакова «К нам весна шагает…».
М. Пожаров «Солнечные зайчики».
А. Фет «Уж верба вся пушистая».
Социально – коммуникативное развитие.
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Что после чего бывает?», «Составь модель весны», «К нам пришла весна», драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Слушание музыки, пение.
М. Глинка «Жаворонок».
«Выйди солнышко» (музыка и слова Р. Паулса).
Распевка «Солнышко».
Песня «Воробей с березы».
Укр. нар. песенка «Веснянка» в обработке Г. Лобачева
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование пейзажа «Пришла весна»
Конструирование из бумаги «Ходит в небе солнышко»
Лепка «Сосульки – воображульки»
Аппликация «Солнышко покажись!»
Физическое развитие.
Подвижная игра с солнечными зайчиками.
Подвижные игры: «Свет и тень», «Тучка и капельки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
Комплекс утренней гимнастики «Идет весна аукает».
Комплекс гимнастики после сна «Солнечные зайчики»
Физкультминутки «На дворе у нас весна»
Пальчиковая гимнастика: «Солнце, солнце – ярче грей», «Дождик, дождик, весе-лей!»
III этап Заключительный
1. Мини – выставка продуктов детской деятельности
2. Коллаж «Спешит весна, звенит капель», созданного совместно с родителями.
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
В ходе работы над проектом старалась заинтересовать каждого ребенка, поддерживала любознательность и устойчивый интерес к поисково – исследовательской деятельности. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматривала тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Таким образом, поисково – исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.