Нина Кулакова
Проект «Веселые пальчики» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Веселые пальчики»
Вид проекта : практический, краткосрочный.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети группы раннего возраста общеразвивающей направленности, родители воспитанников, воспитатели группы
Актуальность проблемы.
Темочки:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому, очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его
возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
• совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
• развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат:
• пополнение предметно-развивающей среды;
• развитие речи ребенка, употребление в речи наиболее сложных предложений, появление в речевом словаре новых слов;
• накопление ребёнком двигательного и практического опыта, развитие мелких мышц кисти.
Необходимые материалы.
дидактические игры;
«сухие бассейны»;
крупы;
шишки, пуговицы;
песок;
пальчиковый театр;
шнуровки;
прищепки бельевые;
емкости для воды.
Список литературы.
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Е. С. Ренизрук, Л. В. Забродина «Сказку читаем – речь развиваем»
Т. Б. Полянская "Игры и стихи для развития эмоциональной сферы дошкольников»
Ю. М. Хохрякова, "Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
Р К. Хазиева «55 развивающих игр для малышей от года до трех»
Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков»
Содержание проекта.
Этапы проекта.
Подготовительный этап
Постановка целей и задач; определение актуальности; подбор методической литературы, подбор художественной литературы, организация предметно-развивающей среды. Подбор материала для игр.
Основной этап
Ознакомление детей с художественной литературой.
Лабиринты.
Массаж рук с помощью подручных предметов.
Упражнения пальчиковой гимнастики.
Художественное творчество.
Проведение д/игр и п/игр.
Консультации для родителей.
Заключительный этап
Подведение итогов проекта :
организация выставки;
развлечение «Солнышко и веселые пальчики».
Формы работы с детьми
Пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук.
Формы работы с родителями
Беседы, консультации, анкетирование, конкурсы, выставки.
Срок Содержание Участники Ответственный
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Подбор материала для игр. Воспитатели Воспитатели
Составление картотеки пальчиковых игр
Анкетирование «Что такое мелкая моторика?»
Воспитатели, родители
Информация в родительский уголок. «Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики».
Воспитатели
Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи».
Воспитатели, родители
ОСНОВНОЙ
Игры с прищепками «Ёлочка» Воспитатели, дети Воспитатели
Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Игры с песком «Найди игрушку»
Д/и «Волшебный мешочек»
Д / и «Сортируем макароны».
Рисование солнышка на манной крупе.
Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»
Д/и «Разноцветные пуговки»
Д/и «Бусы»
Лепка «Ежик» (спички, пластилиновый комочек)
Консультация для родителей «Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте». Воспитатели, родители
Пальчиковый театр» Колобок» Воспитатели, дети
Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)
Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»
Игры с прищепками «Ежик»
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
Игра с песком «Печенье»
Рисование пальчиками «Ежик»
Дидактическая игра «Волшебные шнурки»
Игры с водой «Поймай рыбку»
Изготовление пособий по развитию моторики Родители, воспитатели
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Выставка пособий. Воспитатели Воспитатели
Развлечение «Солнышко и веселые пальчики»
Развлечение «Солнышко и веселые пальчики»
Цель: создать радостное настроение, повысить эмоциональный настрой ребенка.
Задачи.
• Активизировать действия детей с помощью пальчиков в процессе выполнения движений под текст несложных стихотворений и песен.
• Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на русские народные песни, пляски и игры.
• Развивать их танцевальное творчество.
Оборудование:
• фланелеграф; картинки для фланелеграфа – солнышко, сорока, зайчик, цветы, мишка.
• цветы – для каждого ребёнка;
• игрушка – мишка.
Действующие лица: ведущий, Весна, сорока.
Во время занятия ведущий выкладывает картинки на фланелеграфе так, чтобы к концу занятия получилась весенняя картина.
Ведущий
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну- красну кликают!
На фланелеграф- солнышко.
Песня «Солнышко»
Солнышко, солнышко, Вращают кистями, подняв руки
Выгляни в окошечко, вверх («фонарики»)
На ребяток погляди, Приставляют ко лбу сначала одну
ладонь, потом другую («смотрят»).
Ты ребяткам посвети. Поднимают обе руки вверх, подставляя
Ладошки к солнышку.
Ведущий
Вот и к нам весна пришла,
Солнце людям принесла,
Солнце ярко засветило
И снежок весь растопило
На фланелеграф- ручейки, траву, цветы, дерево.
Заходит Весна
Весна
Пальчики правой руки по
с пальцами левой руки, похлопывая
кончикам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую
Весна
Солнышко разбудило все вокруг. Ваши пальчики проснулись?
Упражнение «Пальчики проснулись»
Перед выполнением упражнения дети сжимают пальцы в кулаки.
Пальчики проснулись, Дети разжимают пальчики.
Сладко потянулись. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Солнышку помахали Машут кистями рук.
И большими стали, Выпрямляют пальчики, руки подняты вверх.
Ведущий:
А теперь пойдем гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! — «Пробегают» пальчиками по бедрам.
Вышли пальчики гулять.
На фланелеграф- зайчиков.
Весна
Встретили пальчики Дети показывают «зайчика» —
На полянке зайчика. поднимают прямые указательный
и средний пальцы и шевелят ими, безымянный и мизинец прижаты к ладони большим пальцем.
Пальчиковое упражнение «На лесной лужайке»
На лесной лужайке Раскрывают ладони, поднимают руки и машут
Разыгрались зайки: расслабленными кистями
Лапками хлопали, Хлопают в ладоши
Ножками топали, Притопывают ногами
Ушками махали, Прикладывают раскрытые ладони к ушам, сгибают
и разгибают сомкнутые пальцы обеих рук
Выше всех скакали, Поочередно поднимают высоко над головой и
опускают то одну, то другую руку
Глазками глядели,
Песенку пропели: Машут руками
«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ля-ля-ляйки!»
Ах, какие веселые зайки!
Ведущий
По полянке погуляли Дети «шагают» указательным
И цветов насобирали. и средним пальцами по ладони
другой руки.
На фланелеграф- цветы.
Танец «Греет солнышко теплее» Т. Вилькорейской
Греет солнышко теплее, Дети качают цветком над головой.
Стало в доме веселее,
Мы в кружок, мы в кружок
Встанем поскорее.
Мы цветы свои поднимем, Идут по кругу, подняв цветы.
Зашагаем дружно с ними.
Выше всех, выше всех
Мы цветы поднимем.
Мы покружимся немножко, Выставляют ноги на пятку.
Веселей пляшите, ножки,
И вот так, и вот так Кружатся, подняв цветок вверх.
Попляшите, ножки!
Ведущий
Дальше пальчики бегут. Дети не спеша «проходятся
Ну, а мишка тут как тут. пальчиками по бедру до колена.
«переваливаясь» с большого пальца на мизинец.
На фланелеграф- мишку.
Игра «Пальчики и мишка» (с игрушечным мишкой)
Вот как пляшут пальчики Дети вытягивают руки и шевелят пальцами.
У девочек и мальчиков. (2 раза)
Подошел к нам мишка. Выдвигают руки вперед, пальцы слегка
Мишка косолапый, раздвинуты («лапы», и слегка покачиваются
Пальчики потрогать из стороны в сторону.
Хочет у ребяток. Ведущий с мишкой ходит перед ними.
А мы пальцы спрятали, Дети быстро прячут руки за спину. Ведущий
Спрятали, спрятали. старается задеть руки детей ладонью или
Не заденешь лапою, игрушечным мишкой
Лапою мохнатою. .
М и ш к а. У-у. Ни у кого пальчики не задел! (Отворачивается, ложится на бок и ревет.)
Весна Хватит, мишенька, играть,
Пора мишке поплясать.
Игра «Мишка ходит в гости» А. Шенберга
Дети сидят. На 1-ю часть ведущий водит мишку. С окончанием музыки мишка «останавливается» перед кем-нибудь из детей, «рычит», как бы здороваясь с ним. Ребенок отвечает: «Здравствуй, мишка!», берет мишку двумя руками, выходит на середину круга и пляшет на 2-ю часть музыки. При повторении игры мишка «приглашает» другого ребенка.
Ведущий
Ой, мы так сильно шумели, что сороку разбудили.
На фланелеграф- сороку.
Прилетела к нам сюда.
Сорока: Пирожков и каши вкусной
Хочет наша детвора?
Пальчиковая игра «Сорока - белобока»
Сорока- белобока Дети на ладошке одной руки
Кашку варила, другой рукой, собрав большой,
Деток кормила. указательный и средний пальцы,
«варят кашку».
Этому дала, Поочередно загибают пальчики,
Этому дала, начиная с мизинца.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! Показывают большой палец.
Ты воды не носил, Указательным пальцем второй
Дров не рубил, руки грозят большому пальцу.
Каши не варил —
Тебе нет ничего! Разводят обе руки чуть в стороны.
Вот тебе горшок пустой, Сжимают пальцы в кулак.
Иди в угол и постой! Указательным пальцем показывают на угол.
(Русская народная потешка)
Сорока
Я тесто замешу,
Оладьев напеку.
Русская народная песня «Ладушки - оладушки»
Ладушки, ладушки, Дети ритмично хлопают в ладоши.
Пекла мама оладушки,
Маслом поливала, Круговыми движениями потирают
ладони друг о друга.
Деточкам давала. Вытягивают руки вперёд ладонями вверх
Сорока улетает.
Ведущая
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли
С весной нам было весело,
И оно осталась с нами.
Весна
Вы добром меня встречали,
Песней, пляской привечали.
Всех подарком одарю,
Никого не обделю.
Весна угощает детей конфетами.