Аскалепова
Проект «В страну красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«В страну красивой речи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 102»
Проект «В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
Составила: учитель-логопед
Аскалепова Светлана Николаевна
Ростов-на-Дону
2024г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…. ….
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА… ….
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ …. …
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ…. …
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ….….
РЕСУРСЫ…. ….
РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ….
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ….….….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….
Публикация «Проект „В страну красивой речи“» размещена в разделах
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….
ПРИЛОЖЕНИЕ….
ВВЕДЕНИЕ
«Первостепенной задачей на третьей ступени логопедической работы является развитие связной речи детей на основе дальнейшего расширения и уточнения словаря импрессивной и экспрессивной речи, формированию различных грамматических и синтаксических конструкций. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи» (1)
Анализ литературы показал, что при пояснении понятия «связная речь» речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» подпадает даже такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом. Вместе с тем в психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения.
Известно, что диалогическая речь является основой для развития монологической. Живое общение современным детям, а, зачастую, и их и их родителям заменяют компьютерные игры, обмен сообщениями с сокращенными словами в телефоне. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной диалогической и монологической связной речью.
Необходимость владения навыками связной речи весьма актуальна для будущих школьников. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, корректно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции – необходимые навыки для коммуникации, социализации современного ученика. Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучений и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления
и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поискомсовременных моделей обучения и развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР, необходимо уделить внимание смысловой стороне речи, так именно она является определяющей в развитии словаря,
Продуктивная деятельность находит свое применение в различных образовательных областях работы с детьми с ОНР, имеющими речевые нарушения: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи» (1). В логопедической работе в решении задач по развитию
различных компонентов языковой способности, использование продуктивной деятельности в качестве дополнительного инструмента (в том числе и в процессе формирования навыков связной речи) у детей с ОНР, может оказаться весьма эффективным.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Тип проекта : исследовательско-творческий, групповой, межпредметный.
Срок реализации: долгосрочный (1 год,
Участники проекта : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители, специалисты.
Возраст детей – 5-6 лет.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Проблема:
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено особой значимостью связной речи для детей с ОНР, находящихся на III ступени (1 год) обучения.
Работая с детьми с ОНР возникла проблема: нарушения в формировании навыков связная речь имеют стойкий характер. Они с затруднениями рассказывают о событиях своей жизни. Нередко рассказы детей сводятся к простому перечислению предметов, объектов, действий. Они допускают ошибки в отражении логической и временной последовательности в процессе пересказа как литературного произведения, так и рассказа или сказки собственного сочинения.
Цель:
Создание условий, способствующих развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Развивать понимание речи (инструкций, заданий) в процессе планирования и реализации продукта.
2. Развивать диалогическую речь детей в процессе согласованной работы с партнерами (планировании и реализации коллективного замысла).
4. Формировать навыки монологической связной речи на основе максимального включения продуктивной деятельности в коррекционно- развивающий процесс.
5. Осуществлять преемственность в логопедической работе с родителями детей с ТНР и сотрудниками ДОУ;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ
Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с «ОНР. III уровень речевого развития» посредством продуктивной деятельности
Планируемые результаты освоения «Адаптированной примерной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» предусмотрены в виде целевых ориентиров. Проект ориентирован на улучшение качества связной речи в-целом с максимальным включением продуктивной деятельности в качестве инструмента, способствующего повысить мотивацию к развитию диалогической речи, эффективно формировать навыки монологической речи на полисенсорной основе.
Планируемые результаты по формированию навыков связной речи у детей с ТНР посредством продуктивной деятельности
1. Дети могут последовательно передать содержание литературного текста.
2. Используют диалог как средства отражения выразительной и интонационной окраски речи разных героев.
3. Умеют самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Отражают логику развития сюжета, эмоционально передают переживания действующих лиц.
4. Могут составить рассказа по серии сюжетных картин (передавать сюжетное содержание, устанавливать и адекватно отображать действенную основу каждой картинки и действия отдельных персонажей).
5. Составляют рассказ на основе личного опыта, впечатлений.
6. Могут составить рассказ на основе творческого воображения.
7. Могут придумывать и составлять загадки путем использования приема сравнения.
8. Легко используют навыки диалогической речи, отражая внимательное и доброжелательное отношения к ответам других детей.
9. Выполняют синтаксического анализ (деление предложения на слова, определение количества и порядка слов, выделение предлога, составления схемы предложения без предлога и с предлогом).
При разработке проекта предусматриваются критерии результативности педагогической работы:
• у ребенка достаточно развит словарный запас, сформированы лексико-грамматические категории;
• у ребенка сформированы первоначальные навыки диалогической и монологической речи (в соответствии с целевыми ориентирами третьей ступени первого года обучения);
• ребенок эмоционально откликается на совместное (со сверстниками и взрослыми) выполнение заданий в процессе продуктивной деятельности окружающего мира;
• ребенок желает и умеет делиться своими впечатлениями друг с другом, с родителями и воспитателями;
• ребенок умеет отражать полученные представления в продуктивных видах деятельности;
• ребенок владеет навыками и техническими приемами продуктивной деятельности, в соответствии с данной возрастной группой;
• ребенок имеет представления о способах получения и обмена информацией в современном обществе, о формах хранения информации;
• ребенок способен использовать для составления рассказа смысловой рисунок, самостоятельно составленный «план в картинках», предметы –заместители.
• родители проявляют интерес к диалогу с другими детьми; к книге, как к источнику информации; к совместному литературному творчеству, созданию своих книг;
• родители активно принимают участие в реализации проекта;
• воспитатели, специалисты повышают свою профессиональную компетентность, мотивацию и интерес к развитию связной речи посредством продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
Ожидаемые продукты проекта : уровень развития связной речи детей с общим недоразвитием речи повысится за счет расширения реальных представлений о мире и включения в логопедическую работу разных видов продуктивной деятельности; разработка конспектов занятий по развитию связной речи посредством продуктивной деятельности, разработка консультаций, методических рекомендаций для воспитателей и родителей, подбор методической и художественной литературы; творческие работы: детей: сочинение сказок, рассказов, их оформление в виде книг; разработка и оформление пособий по развитию связной речи, выставок, фотоматериалов в соответствии с этапами проекта; размещение статей по теме проекта на сайт детского сада, видеоматериалов с рассказами детей в электронном портфолио на сайте «maam.ru». Пополнение речевого центра, книжного центра и игрового центра книжками- малышками, поделками, пособиями, сделанными руками детей;
Средства для реализации проекта :
• организованная образовательная деятельности по коррекции и формированию навыков связной речи;
• художественно-продуктивная деятельность, занятия по развитию речи;
• конкурсы на лучшего рассказчика;
• выставки работ детей (персональных, коллективных, продуктов совместного творчества детей и их родителей (поделки, картины, коллажи, книжки-малышки);
• театральные инсценировки, постановки на основе сказок и рассказов, сочиненных детьми;
• выставка дидактических игр и пособий, разработанных в процессе проекта;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
ЭТАП МЕРОПРИЯТИЯ
I. Подготовительный (информационно-аналитический)
Анкетирование родителей и воспитателей детского сада.
Выбор темы проекта. Разработка гипотезы, цели и задач проекта.
Подбор художественной и методической литературы.
Развитие мотивации участников проекта.
II. Организационный Изучение учебно-методической материала и литературы.
Разработка технологии по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Консультации для родителей и воспитателей по теме проекта.
Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности.
III. Практический
Реализация технологии по развитию связной речи в системе логопедической работы в интеграции с ИЗО деятельности, лепкой, аппликацией, конструированием
Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности (изготовление поделок, коллажей, фотоальбомов, книжек- малышек (рассказов на основе личного опыта, театрализованных инсценировок.
Работа с родителями, специалистами по оформлению рисунков, коллективных работ (изготовление поделок, книг, атрибутов, декораций к театральной постановке, пособий по развитию связной речи).
Реализация разработанного плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности.
IV.Заключительный Анализ результатов реализации проекта;
Презентация проекта;
Размещение информации о проведении проекта на сайт детского сада;
Составление методических рекомендаций для воспитателей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе;
Составление рекомендаций для родителей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе;
Оформление выставки совместной работы родителей с детьми;
Обобщение работы, оформление проекта для участия в конкурсе.
План реализации проекта
1. Подготовительный (информационно- аналитический) этап
Деятельность логопеда:
Подбор специальной литературы по вопросам развития связной речи детей посредством продуктивной деятельности. Подбор методического материала для воспитателей и консультационного материала для родителей по данной теме.
Подготовка и проведение диагностики детей, анкетирования воспитателей и родителей по теме проекта. Формулирование проблемы, постановка цели проекта.
Деятельность детей:
Осознание проблемы, принятие задач проекта;
Деятельность родителей:
Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта.
Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта
Деятельность воспитателей совместно со специалистами:
Проведение Круглого стола «Развитие связной речи детей посредством интеграции образовательных областей» с участием воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкальным руководителем.
II. Организационный этап
Деятельность логопеда:
Изучение специальной литературы по вопросам развития связной речи детей посредством продуктивной деятельности. Изучение методического материала для воспитателей и консультационного материала для родителей по данной теме.
Деятельность детей:
Включение с совместную с воспитателями и родителями практическую деятельность, логопедическую работу по развитию связной речи
Деятельность родителей:
Активное сотрудничество с логопедом и воспитателями в процессе логопедической работы. Участие родителей в беседах,консультациях, мастер-классах
Деятельность совместно со специалистами:
Совместная разработка технологии, соответствующих пособий по развитию связной речи детей посредством продуктивной деятельности.
III. Практический этап
Деятельность логопеда:
• Проведение цикла занятий по развитию связной речи в рамках технологии с использованием продуктов практической деятельности детей: рисунка, поделки, книжки- малышки, дидактических пособий.
Деятельность детей:
• Участие детей на занятии, в совместной с другими детьми, воспитателями и родителями деятельности
Деятельность родителей:
• Выполнение рекомендаций логопеда по развитию связной речи (рассматривать реальные предметы, проговаривать под руку в процессе изучения темы, изготовления поделок, книг)
Деятельность совместно со специалистами:
• Реализация технологии
• Изготовление пособий по развитию связной речи совместно с музыкальным руководителем и детьми
• Проведение театральных постановок совместно с музыкальным руководителем и воспитателями в соответствии с лексическими темами.
• Систематизация материала для оформления презентации.
IV. Заключительный этап
Деятельность логопеда:
• Разработать и оформить методические рекомендации для воспитателей по использованию продуктивной деятельности в работе по связной речи.
• Разработать и оформить рекомендации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях.
Деятельность детей:
• Участие детей в коллективных работах (картине, панно, самодельные книги, декорации в постановкам)
Деятельность родителей:
• Выполнение рекомендаций логопеда по оформлению книг, поделок по изучаемым лексическим темам
РЕСУРСЫ
Нормативно - правовые ресурсы:
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года
No1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
• Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года No273-ФЗ, вступивший в силу с 01.09.2013 г.
• Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
• Основная образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Адаптированная программа корекционо- развивающей работы в группе комбинированной направленности. Г. А. Карагужева, Е. Б. Адаховская.
• УСТАВ ДОУ.
Кадровые ресурсы:
• логопед Г. А. Карагужева;
• воспитатели группы комбинированной направленности М. С. Пронина, Л. И. Ахминеева;
• Музыкальный руководитель Т. М. Сарычева.
Информационные ресурсы:
• учебно-методическая литература;
• художественная литература;
• реальные предметы, материал для проведения организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей;
• конспекты занятий;
• интернет ресурсы.
Материально– технические ресурсы:
• поделки детей, книжки- малышки, декорации к разным видам театров;
• сенсорные коробки разных видов;
• стол с песком;
• развивающая предметно-пространственная среда группы, участка;
• фотоаппарат;
• компьютер;
• принтер;
• канцелярские товары;
• информационный стенд.
РИСКИ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ
риски пути преодоления
недостаточное количество литературы, дидактических пособий по теме проекта воспользоваться ресурсами методического кабинета, интернет ресурсами
отсутствие ребенка во время проведения мероприятий проекта индивидуальная работа с ребенком
малая активность родителей, воспитателей, специалистов в ходе реализации проекта Беседы и консультации с родителями, воспитателями, специалистами способствующие заинтересованности их участия в решении задач проекта.
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ
Теоретическая значимость проекта.
• Изучение учебно-методической литературы,
знакомство с инновационными методами развития связной речи детей.
Практическая значимость проекта.
• Технология по формированию монологической формы речи старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством продуктивной деятельности в процессе обучения способствует повышению уровня их речевого развития
• Разработанная технология по формированию навыков связной речи у детей с ОНР (на первой ступени 1 года обучения) может быть использована в логопедической практике работы ДОУ
• Проведен цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, который включает интеграцию образовательных областей с направлениями логопедической работы (формирование навыков звукопроизношения, развитие фонематического слуха).
НОВИЗНА ПРОЕКТА
Определение целесообразных эффективных средств (информационно – коммуникативные технологии, методических приемов, моделей) по формированию монологической формы речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, С- Петербург, ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014 г.
2. Бухарина Ксения Евгеньевна "Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 5. Звуки [л]". Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.
3. Вадим Петрович Глухов, Валерий Анатольевич Ковшиков.
Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007
4. Глухов В. П. Формирование связной речи, детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, 2002.
5. Комиссарова Светлана Александровна "Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.
6. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
7. Коноваленко С. В., Методическое пособие для логопедов и воспитателей, ГНОМ и Д, 2010
8. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам, СПб, Детство- Пресс, 2017г. Соответствует ФГОС.
9. Нищева Н. В., Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Старший дошкольный возраст, подготовительная группа. Выпуск 2. СПб, Детство-Пресс, 2018, Соответствует ФГОС
10. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., Мозаика-Синтез, 2015.
11. Примерная программа «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.