Анастасия Александровна Величкина
Проект в старшей группе «Праздник Светлой Пасхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели).
Срок проведения: с 15.04.19. по 28.04.19 г.).
Руководители: Величкина А. А., Гончаренко Н. В.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Актуальность. С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято разработать и реализовать проект «Праздник Светлой Пасхи». Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Публикация «Проект в старшей группе „Праздник Светлой Пасхи“» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дошкольники имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции.
Необходимо знакомить детей с народными праздниками.
Цель проекта. Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». - Возрождение традиций народной культуры.
Задачи.
1) «Познавательное развитие» :
-Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.
-Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
-Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
-Развивать интерес к русской национальной культуре.
-Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
2)«Речевое развитие» :
-Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
-Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.
3)«Социально – коммуникативное развитие» :
-Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
-Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
4)«Художественно – эстетическое развитие» :
-Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
-Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
5)«Физическое развитие» :
-Содействовать развитию двигательной координации, мелкой мускулатуры рук.
Подготовительный этап:
-Выставка открыток, принесённых из дома,
-Беседа на тему «Что такое пасха?»
-Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Основной этап:
Использовались различные виды совместной интегрированной деятельности по реализации образовательных областей.
1)«Познавательное развитие» :
Рассматривание старинных и современных открыток к празднику «Светлая Пасха»,
-Игры – эксперименты «Яйцо в бутылке», «Колумбово яйцо», «Варёное или сырое?», «Послушное яйцо» «Крашеное яичко».
-Рассказ воспитателя «Подарки от Курочки Рябы».
2)«Речевое развитие» :
-Придумывание сказки «Сказка о пасхальном яйце»,
-Чтение стихотворения Л. Шишкиной «Апрель»,
-Свободное общение,
-Обсуждение – выбор самой красивой и интересной открытки, самого красивого яйца,
3)«Социально-коммуникативное развитие» :
-Сюжетно-ролевая игра «Семья»,
-Беседа об этических нормах – поздравление с праздником, дарение подарков,
-Дидактические игры: «Узор из мозаики»,
«Найди одинаковые»,
4)«Художественно-эстетическое развитие» :
- Рисование «Пасхальный натюрморт»,
- Аппликация (коллективная работа) пестрое яичко к Пасхе «ПИСАНКА»,
- Лепка на картоне «Вербочка»,
- «Угадай зверька» - крашение яйца, а затем его оформление, превращение в одного их зверей (поросёнок, зайчик, оленёнок, ёжик, котёнок и т. д.)
5)«Математика: цвета, формы, линии» :
-Работа с методическим материалом, обводим контуры яйца и узоры внутри яйца.
6)«Физическое развитие» :
-Игры – эстафеты.
Заключительный этап:
-Выставка творческих работ детей.
-Игры – эстафеты, хороводные игры
Конспект выборочных занятий.
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Цель беседы: - Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Ход беседы:
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам».
27 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого четверга, мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходили друг к другу в гости. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
Цель беседы: - Развивать познавательную активность детей; - Формировать представления детей о народных праздниках, о традициях и обычаях.
Ход беседы: - Сегодня я вам расскажу – почему мы красим яйца. Послушайте мой рассказ: - «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. - Кто же вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось яйцо: - Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему? - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надежно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Игры – эксперименты
Цель игр – экспериментов:
- Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление;
- Развивать любознательность, стремление к открытиям;
- Развивать способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути её решения.
«КОЛУМБОВО ЯЙЦО»
«ЯЙЦО В БУТЫЛКЕ»
«МЯГКАЯ СКОРЛУПА»
«ВАРЁНОЕ ИЛИ СЫРОЕ?»
Совместная творческая деятельность с детьми «Пасхальный натюрморт»
Цель: - Расширять читательский интерес детей, помогать правильному восприятию литературного текста, организовывать творческую деятельность на его основе.
Ход деятельности: - Апрель – месяц важный, как король. Много светлых праздников он дарит людям!
Веточки вербы, красивая ваза, пасхальный кулич, расписные яйца, ленточки – получился красивый натюрморт (воспитатель составляет натюрморт). Почки вербы – жёлтые, серебристые, как капельки дождика и солнечных лучиков. Всех Весна согреет своим теплом!
И я предлагаю послушать стихотворение Л. Шишкиной «Апрель» (чтение стихотворения).
- А теперь я вам предлагаю нарисовать свой пасхальный натюрморт (дети выполняют задание – рисуют пасхальный натюрморт).
- Молодцы! Какие чудесные работы у вас получились!
Ожидаемый результат:
-У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
-Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
-Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
-Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
-Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.