Наталия С
Проект в старшей группе «Осенние фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осенние фантазии»
Руководитель проекта : Силкина Н И
Паспорт проекта
Наименование проекта : "Осенние фантазии"
Авторы проекта : Силкина Н. И.
Тип проекта : Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Сроки реализации: сентябрь 2024 г.
Продолжительность: краткосрочный.
Публикация «Проект в старшей группе „Осенние фантазии“» размещена в разделах
Участники проекта : Воспитатели и дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность: дети дошкольного возраста очень стремятся познавать окружающий мир, узнавать новое. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень : это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.
Цель проекта : формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека. Расширить знания воспитанников об осени, как о времени года. Развивать фантазию, творчество, словарный запас.
Задачи проекта :
- закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса.
- учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество).
- формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
- развивать познавательный интерес, наблюдательность.
- приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Планируемые результаты: повышение уровня познавательной активности детей, активизация детской деятельности по усвоению информации и творческой реализации полученных знаний. Закрепление этих знаний. Создание выставки поделок – Осенние фантазии.
Сроки проведения: 02 сентября 2024 г. – 30 сентября 2024 г.
Этапы и содержание деятельности.
Этапы осуществления проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность родителей
1-й этап:
подготовительный; выбор темы, постановка целей и задач. - Педагог предлагает детям тему для творческого исследования: «Фантазии на тему осени»
- педагог формулирует (для себя) основную цель и задачи планируемого проекта.
- Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени.
- При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь.
2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта.
- педагог составляет план реализации проекта : намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты.
- дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, слайды, фотографии и др.). С этой целью родители организуют поход с ребёнком в библиотеку, кинотеатр, книжный магазин и т. п.
3-й этап: непо-средственно деятельность по реализации проекта (образовательная, исследовательская, творческая).
- педагог проводит с детьми серию занятий по теме.
- в ходе самостоятельной деятельности детей педагог так же предлагает им тему «Осень» для игр, рисования, конструирования и других видов деятельности.
- организует консультации для родителей по темам : «Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес», «Осенние фантазии»;
- организует фотосессии и выставки на тему: «Золотая осень», «Осенние дары на окне».
- дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;
- на прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы;
- совместно с воспитателем изготавливают альбом творческих работ на тему: «Что нам осень подарила?»
- родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его;
- совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, по городу, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их;
- собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по изодеятельности и ручному труду.
4- этап: презентация проекта. Подведение итогов.
- педагог организует выставку детских работ (рисунки, поделки, созданных детьми в ходе работы над проектом для родителей.
- презентация проекта первоначально проводится для детей (с использованием альбома «Осенние фантазии?» В ходе подведения итогов дети делятся с педагогом и друг с другом своими впечатлениями. Педагог побуждает к высказываниям каждого ребёнка, позитивно оценивает результаты работы и предлагает в продолжение темы начать знакомиться с тем, как готовятся к зиме звери и птицы.
- для родителей организуется выставка детских работ с участием детей;
Реализация целей проекта.
Образовательная
Творческая
Наблюдения
Самостоятельная
1.«Осенние фантазии»
Программное содержание. Расширять и закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью. Материал. Кукла Катя, две корзины, орехи, листья, шишки; серия картинок с изображением. Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка р. н. с. «Репка». Рисование и лепка овощей.
Ход занятия: Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада.
2.«У медведя во бору грибы, ягоды беру…»
Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Материал. Панорама осеннего леса : берёза, рябина, ель. Игрушки: ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Яблоки в корзине.
Связь с другими видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением грибов и ягод. Игра с муляжами грибов и ягод. Рисование и лепка ягод и грибов. Игра «У медведя во бору…».
Ход занятия: Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. 3. Слушание песни композиции: «Мухоморы» муз. Костина, «Осень» Чайковский. Программное содержание. Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях.
Материал. Листья, жёлтая краска, листы бумаги. Кисти.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Рассматривание осенних листьев на прогулке. Игры с листьями. Чтение произведений об осени.
Ход занятия: Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.
1.«Осенний лист» (рисование гуашевыми красками).
Программное содержание. Учить детей создавать в рисунке композицию из 2-х элементов разной формы. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками… развивать чувства цвета, формы, композиции.
Материал. У детей: листы бумаги (размер формата А4, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки, подставки для кистей. У воспитателя: лист бумаги (формат А4, гуашевые краски, кисть, банка с водой, салфетка, подставка для кисти. Демонстрационный: композиция «Лист клена, березы, каштан, шишки, желудь».
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Дидактическое упражнение «Шишки» (развитие чувства формы и цвета). Обследование формы шишек и желудя. Занятия по аппликации и рисованию.
Ход занятия: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
2.«Раз орешек, два орешек» (рисование ватными палочками).
Программное содержание. Учить детей создавать ритмические композиции «Орехи»… Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
Материал. У детей: листы бумаги (размер формата А4, гуашевые краски (коричневого и оранжевого цвета, ватные палочки, банки с водой, салфетки, фломастеры зелёного цвета. У воспитателя: лист бумаги (формат А4, гуашевые краски, ватная палочка, банка с водой, салфетка, фломастер зелёного цвета. Демонстрационный: композиция «Орехи». Магнитная доска с набором коричневых и оранжевых овалов.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Рассматривание изображений орехов на тематическом плакате «Орехи», дидактическое упражнение «Раз орешек, два орешек» (развитие чувства ритма).
Ход занятия: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
3.«Падают, падают листья…» (рисование гуашевыми красками).
Программное содержание. Учить рисовать осенние листья приёмом ритмичного «примакивания». Знакомить с тёплыми цветами спектра… Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления.
Материал. У детей: листы бумаги (размер формата А4, гуашевые краски, кисти двух размеров, палитры, банки с водой, салфетки, подставки для кистей. У воспитателя: лист бумаги (формат А4, гуашевые краски, кисти двух размеров, палитра, банка с водой, салфетка, подставка для кисти. Демонстрационный: красивые осенние листья разного цвета и размера, собранные на прогулке.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за листопадом. Составление букетов из осенних листьев. Дидактическая игра «Скакого дерева листок?»
Ход занятия: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
4.«Осенний букет» (аппликация обрывная).
Программное содержание. Учить детей создавать работу в технике обрывной аппликации… Развивать чувство формы, мелкую моторику.
Материал. Бумага жёлтого,оранжевого и зелёного цветов; клей, клеевые кисточки, розетки для клея; клеёнки, салфетки, подставки для кистей. Демонстрационный: книжка с красивыми иллюстрациями. Взаимосвязь с другими видами деятельности. Раскрашивание раскрасок. Беседа на тему «Осень разноцветная». Рассматривание листьев, обследование (форма, цвет). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Ход занятия: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 5.«Оденем берёзку в осенний наряд» (аппликация).
Программное содержание. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью и клеем. Упражнять в различении основных цветов.
Материал. Лист картона (1/2 целого листа) с изображённой берёзкой (без листьев, поднос с разноцветными листочками; клей, клеевая кисть, розетка для клея, подставка для кисти, клеёнка, салфетка.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Рассматривание берёзы на прогулке, описание её ствола, веток, листьев. Составление букетов из осенних листьев. Дидактическая игра «Найди такой же листик».
Ход занятия: Занятия по аппликации в детском саду.
6.«Цветы в вазе» (аппликация).
Программное содержание. Упражнять детей в соотнесении предметов по цвету, выделение определённого цвета из множества других. Продолжать учить детей пользоваться клеем, кистью, салфеткой.
Материал. Лист картона (1/2 целого листа) с наклеенной вазой, поднос с разноцветными цветами. Клей, кисть, клеёнка, розетка для клея, подставка для кисти, салфетка. Демонстрационный: кукла, 3 вазочки основных цветов, букет разноцветных цветов (искусственных, соответствующих цвету вазочек.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Дидактические игры на соотнесение предметов по цвету. Рассматривание цветов на клумбе.
Ход занятия:
7.«Грибы на пенёчке» (лепка коллективная).
Программное содержание. Учить детей лепить грибы конструктивным способом из 2-х частей. Показать приё мы моделирования шляпки гриба: раскатывание шара и сплющивание в форму диска… вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Грибы на пенёчке». Развивать способность к формообразованию и композиции. Воспитывать любознательность и аккуратность.
Материал. Пластилин коричневого, жёлтого, белого цветов; пенёк; доски для лепки, салфетки. Демонстрационный: картинка с изображением грибов на пне, грибы, заранее вылепленные воспитателем.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Беседа о грибах. Рассматривание изображений грибов. Уточнение представлений о строении гриба (ножка, шляпка, поиск аналогий (зонтик, детская песочница, настольная лампа и др.).
Ход занятия:
8. «Веточка рябинки» (лепка).
Программное содержание. Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелочки и пальцев – для ягод. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.
Материал. Комочки пластилина разного размера: большие для тарелки, небольшие – для отщипывания и формирования ягод. Дощечки, салфетки. Демонстрационный: картинки с изображением рябины, несколько вариантов веточек из пластилина, заранее изготовленных воспитателем.
Взаимосвязь с другими видами деятельности. Закрепление и расширение представлений об осенних кустарниках и деревьях. Лепка предметов округлой формы. Дидактическая игра «Найди такую же ягодку».
Ход занятия: Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. 1. Наблюдение на прогулке:
- за деревьями и кустарниками. Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника – много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать, какие они (дерево высокое, у него красивые листья);
- за осенними листьями. Дети рассматривают листья клёна, рябины, берёзы, рассказывают, какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (дидактические игры «С какого дерева лист?», «Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер», «Листочек, найди своё дерево»). Воспитатель побуждает детей понаблюдать за листопадом, отмечает его красоту;
- за цветами на клумбе. Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами – астрами, гладиолусами. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;
- экскурсия на огород (проводится в начале сентября и в конце октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растё т на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, перец, редис, репа, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему «Витамины на грядке» с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами.
- экскурсия по территории детского сада. Тема экскурсии – «Золотая осень». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.
2. Наблюдения в группе.
- рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, грибы, осенние явления природы и т. п.). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию
Рассматривание детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери», «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Птицы», «Цветы», «Овощи и фрукты», «Грибы и ягоды», осенние пейзажи, календари природы и т. д.);
- подвижные игры «У медведя во бору…», «Листочек, найди своё дерево», «Овощи и фрукты», «Бегите под зонт!»; дидактические игры «Времена года», «Как зовут тебя, деревце?», «С какого дерева лист?», «Овощ или фрукт?», «Что где растёт?»; игра-драматизация «Выросла в огороде репка»;
- рисование и лепка по замыслу (в вечернее время);
- слушание детьми литературно-художествен-ных произведений в утреннее и вечернее время
Выставка работ воспитанников «Осенние фантазии»
Список литературы
Методическая:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - Мозайка-Синтез 2015
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Мозайка- Синтез 2015.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Мозайка-Синтез. 2015
4. Малышева А. Н. Занятия по аппликации в детском саду. / А. Н. Малышева, З. М. Поварченкова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 160 с. : ил. – ( Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям).
Детская:
5. Сказки, стихи, рассказы о животных. – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 320 с. – (Хрестоматия для детского сада).
6. Стихи и рассказы о природе. – М. : Дрофа-Плюс, 2006. – 320 с. – (Хрестоматия для детского сада).
7. Хрестоматия для дошкольников. Кн. 1. 2-4 года/Оформл. М. Пыльцына. – Ростов н/ Д: ЗАО «Книга», ООО «Владис», 2001. – 576с.