Марина Ушакова
Проект в средней группе «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Ловкие пальчики»
Вид проекта : Творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (01.04.2024г. – 30.04.2024г.)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Актуальность: В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Темочки:
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Сухомлинский В. А. справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Более чем у 55% детей моей группы наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей и мелкой моторики. Этих ребятишек отличает общая скованность и медлительность в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке и, следовательно, речевое развитие этих детей отклонено от нормы.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и просветить родителей в данном вопросе, а также научить их создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.
Цель проекта : Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи проекта :
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
• расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;
• совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;
• просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
• научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.
Предполагаемый результат:
• развита мелкая ручная моторика у детей;
• положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);
• у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
• проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
• в группе оформлен центр развития мелкой моторики;
• активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
1. Проанализировать методическую литературу.
2. Проанализировать педагогический опыт.
3. Разработать цикл мероприятий.
4. Отобрать диагностические методики, выявить уровень развития мелкой моторики у детей
5. Консультация для родителей «Роль развития мелкой моторики руки в жизни дошкольника».
6. Пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап – Практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики руки у детей:
- Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей
дошкольного возраста в процессе игры»;
- Оформление наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.
3. Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики у детей
3 этап – Заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов: различные виды изобразительной деятельности (рисования и аппликации, конструирование, оригами).
Планирование воспитательно-образовательной работы
1 неделя
Упражнения пальчиковой гимнастики «Этот пальчик».
Аппликация «Сумочка для мамы»
Конструирование «Ракета».
Игры с крупой «Найди шарик».
Д / и «Волшебные замочки» - массаж рук с помощью ребристых мячей.
Игра на липучках «Транспорт».
Лепка «Зонтик» - игра с прищепками «Дождик».
Игры с конструктором.
Лабиринт «Где спряталась мышка?».
Папка-передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика?»
2 неделя
Массаж рук с помощью карандашей.
Аппликация «Одуванчик».
Упражнение с пробками «Выложи узор».
Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья».
Игра на липучках «Подводный мир».
Лепка «Прилетели птицы».
Д / и «Сортируем макароны».
Игры с удочкой «Рыбалка».
Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко».
Рисование ладошкой «Птичка».
3 неделя
Массаж рук грецкими орехами.
Д / игра «Найди такую же игрушку», найди отличия.
Аппликация «Ромашка».
Пальчиковая гимнастика «Весна», Д / и «Бусы».
Работа с раскрасками «штриховка».
Лепка «Раскрась листочки пластилином».
Игра на липучках «Мир профессий».
Игры с прищепками «Подсолнух», «Цветок».
Рисование «Украшаем фартук».
Игры-шнуровки.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки»
4 неделя
Массаж рук с помощью ребристых мячей,
Аппликация методом обрывания «Солнышко».
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
Рисование «Дорисуй ёжику колючки».
Игры с прищепками «Павлин».
Лабиринт «Пройди по солнечной дорожке».
Игра «Вырежи для мамы».
Игра на липучках «Времена года».
Д / игра «Мозайка».
Игры с водой «Достань, что назову», разложи по цвету.
Д / игра «Шнуровка».
Итог проекта :
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- развитие графических навыков, подготовка руки к письму;
- умение действовать по словесным инструкциям;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Фото-отчёт