Лариса Якиева
Проект в подготовительной группе «Родник»
▼ Скачать
Пояснительная записка.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Родник“» размещена в разделах
Главная задача экологической работы – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.
Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Хорошим материалом в этом плане являются сказка. И действительно, сказки не только развлекают, они ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, добром и злом. Они – универсальный учитель, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
Авторских сказок с действительно экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию.
Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления:
• о закономерностях природы;
• о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде;
• об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать прекрасное в обыденной жизни. Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство - начальный этап формирования экологических знаний у детей. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у детей экологических знаний о природных явлениях, объектах ближайшего окружения.
В последнее время, в целях природоохранной пропаганды среди дошкольников и младших школьников все чаще стали использоваться так называемые экологические сказки.
Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи. Однако красной нитью все же должна проходить тема охраны природы.
Сказки учат детей не быть равнодушными, будят мысли, развивают эмоциональный внутренний мир, воспитывают гуманность, формируют экологическое поведение и экологическую этику.
Таким образом, все вышеизложенное и определило выбор темы работы: «Знакомство детей с родниками родного края через экологическую сказку».
Цель проекта.
Формирование у детей гуманных чувств, бережного отношения к природным ресурсам родного края, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи проекта.
1. Расширить представления детей о значении воды в жизни человека, о водных источниках – родниках, экологических проблемах, связанных с их загрязнением, которые необходимо решать на современном этапе. Ознакомить детей с родниками, расположенными в Белорецком районе, их целебными свойствами. Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
2. Развивать творческие способности, исследовательские навыки в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта, а также воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края
Проект : краткосрочный, групповой, информационно-практико-познавательный.
Участники проекта.
- Воспитатели;
- Дети старшей группы;
- Родители.
1 этап – подготовительный.
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта
2. Пополнить развивающую среду:
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор энциклопедий, карт, схем;
- составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
- составление картотеки опытов с водой;
- подготовка оборудования для опытов с водой.
-подбор художественных произведений художников России и Башкортостана с изображением реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.
3. Разработать план работы по реализации проекта «Родники родного края»
4. Создать творческую группу в помощи реализации проекта : родители, сотрудники детского сада, сотрудники городских объединений
5. Подготовить информацию для родителей по темам:
- Эксперимент в детском саду;
- Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
- Почему воду нужно беречь?
- Памятка «Что почитать детям о во «Письмо от Капельки».
2 этап – основной (планирование и организация деятельности)
Образовательная область Содержание работы Цель
Познавательное развитие ООД «Волшебница - вода»
приложение № 1
Презентация «Что такое родник?»
приложение№ 10
Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям.
Речевое развитие ООД «Вода в жизни человека».
Приложение № 2
ООД «Путешествие с зайцем Коськой и Родничком» (по сказке Н. Грибачёва «Заяц Коська и его друзья»
приложение№ 3
Рассказывание экологической сказки «Родник» с использованием моделирования.
Приложение № 4
Рассматривание картин:
• Мясоедов «Родник»
• Мещерский «Родник в лесу»
• А. А. Пластов «Родник» Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники.)
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжение знакомства детей с явлениями и объектами природы, расширение и совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды и круговороте ее в природе.
Заинтересовать сюжетом сказки. Сформировать умение беречь природу и не засорять родники.
Познакомить с картиной, объяснить, где бывают родники.
Художественно-эстетическое развитие Чтение рассказов «Трудолюбивая вода» В. Иванова;
«Речка зимой» В. Фетисов.
Чтение стихотворений «Ручеёк» Т. Жиброва;
«Сколько я знаю дождей» А. Тараскин;
«Что случилось с рекой» Б. Заходер;
«Капля дождевая» Т. Маршалова.
Загадки о роднике, ручейке, болоте, реке, водоёме. приложение№ 7
Рисование «Весёлые капельки».
Рисование «Зеркало реки»
Приложение № 5
Лепка «Белые птицы»
Приложение № 6
Развивать память, слуховое внимание; продолжать знакомить детей с явлениями окружающей жизни.
Выполнять индивидуальные и коллективные творческие работы по теме «Водоёмы»;
Научить детей передавать свои впечатления от окружающей действительности.
Продолжать формировать умение передавать в лепке разнообразные сюжеты на темы окружающей жизни.
Физическое развитие Подвижные игры:
«Ручеёк»,
«Зонтики»,
«Дощечка»,
«Ручей и озеро»,
«Снежинки, летите»,
«Ходят капельки по кругу».
Приложение № 9
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
«Капелька»,
«Твёрдое –жидкое»,
«Кому нужна вода»,
«Вода. Обитатели водоёмов», «Отгадай и сравни загадки о воде»,
«О двух братцах»,
«Знаем, знаем»,
«Зверь,рыба, птица, небылица»,
«Что мы знаем о воде».
Приложение № 8 Расширять и закреплять знания о водоёмах, реках, озёрах, об их обитателях. Закреплять знания о свойствах воды.
Создать у детей радостное настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки.
Взаимодействие с родителями Создание семейных альбомов: «Наша семья на роднике», «Родники нашей Республики (Родины).
Экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков.
Плакат «Живи родник – живи».
3 этап – заключительный.
Итог проекта :
Презентация проекта.
Альбом «Наша семья на роднике» (родители, дети)
Фотовыставка «Если б не было воды, не купались в речке мы».
Альбом «Этика поведения около водоемов».
Коллекция видеофильмов о родниках.
Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
Совместная деятельность с родителями
1. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
2. Сбор материала о родниках.
3. Организация экскурсии на родник.
4. Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке, море мы», «Наша семья на роднике».
5. Создание коллекции видеофильмов «Родники Белорецкого района – частица нашей Родины». (Святой источник и часовенька «Сажелка», близ селения Кага. «Тёплый ключ» в селе Ишля.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
1. Привлечение узких специалистов: логопеда и муз руководителя.
2. Поиск методической литературы.
Ожидаемые результаты
Дети.
После проведённой работы дети узнают, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширятся представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформируются знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнают о круговороте воды в природе, научатся составлять схемы круговорота воды в природе.
У детей разовьётся объемно- пространственное воображение, сформируются основы экологической культуры, дети узнают: какой бывает вода, научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды поможет понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?
Дети научатся экономно использовать воду, станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получат знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь, прежде всего, чем изменить мир, начни изменять себя.
У детей расширится кругозор, появился интерес к своей малой Родине. Дети станут замечать красоту окружающей природы.
Повысится познавательная активность, заинтересованность историей возникновения названий рек, озёр, гор, своего края.
Родители.
Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы
Педагоги.
Получат позитивный эмоциональный контакт, при разработке проекта, с родителями и сотрудниками культурных учреждений.
Будет реализован единый подход к воспитанию любви к родной природе, в семье и в детском саду.
Опыты.
Какую форму принимает вода?
Есть ли у воды вкус?
Есть ли у воды вкус?
Чем пахнет вода?
Зачем нужна вода растениям?
Ручеек
Вода не имеет цвета
Вода смачивает и очищает предметы
Испарение воды
Волшебный карандаш
Фонтан