Елена Пономарёва
Проект в подготовительной группе «Мастерская Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мастерская Деда Мороза»
в подготовительной к школе группе
Выполнила: Пономарёва Елена Евгеньевна.
Актуальность
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Мастерская Деда Мороза“» размещена в разделах
Поделки из бумаги и других материалов способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей детей. Проектная деятельность направлена на совместное сотрудничество детей, их родителей, педагога.
Цель проекта: Создание атмосферы праздника, вовлечение каждого участника в активный творческий процесс.
Задачи проекта:
- Продолжить расширение представлений о новогоднем празднике.
- Формирование интереса у детей к встрече Нового Года (украшение группы, изготовление подарков и т. д.).
- Способствование развитию любознательности и творческих способностей детей.
- Привлечение родителей к совместной творческой деятельности.
- Повышение компетентности родителей в освоении различных видов детской творческой деятельности.
- Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Участники проекта: дети специализированной группы старшего дошкольного возраста, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.
Вид проекта: творческо-познавательный.
Продолжительность проекта: среднесрочный, срок реализации 1 месяц
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Паспорт проекта
Наименование проекта «Мастерская Деда Мороза»
Тип проекта Среднесрочный, творческий, информационно - познавательный
Руководитель проекта Пономарёва Елена Евгеньевна
Участники проекта Воспитатель, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители
Место реализации МАДОУ «Детский сад № 5» СП «Детский сад № 55»
Цель проекта Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей
Задачи проекта
- расширение представлений детей о новогоднем празднике;
- формирование интереса у детей к встрече Нового года (украшение группы, изготовление подарков и т. д.);
- способствование развитию любознательности и творческих способностей детей;
- привлечение родителей к совместной творческой деятельности;
- повышение компетентности родителей в освоении различных видов детской творческой деятельности;
- создание комфортных условий для совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Сроки реализации Декабрь 2022 г.
Особенности проекта
Новый год – волшебный праздник. Это время волшебства, таинственных превращений, доброй и красивой сказки, которая приходит в каждый дом.
И взрослые, и дети ждут его с нетерпением. Готовят подарки своим родным и близким. Для детей старшего возраста эти приятные хлопоты не так сложны, как для детей младших. У взрослых есть финансовые возможности, а у детей таких возможностей нет, поэтому новогодние подарки они мастерят сами.
Современные родители очень заняты и не всегда у них хватает времени (где-то и желания) что-то делать вместе с детьми. Поэтому Детский сад – как социальный институт, призван объединить, направить, сплотить коллектив родителей, вызвать желание участвовать в совместной творческой деятельности со своими детьми, особенно готовясь к празднованию Нового года.
Ожидаемые результаты
- Расширение знаний детей о традициях празднования Нового года.
- Дети умеют использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные средства и нетрадиционные способы творчества.
- Повышение педагогической компетентности родителей, их заинтересованности в познавательном досуге своего ребенка, появление новых общих интересов детей и их родителей.
- Участие детей и родителей в выставке «Новогодняя поделка».
Практический результат
Конкурс новогодних поделок, оформление группы и окон, Новогодний утренник «Снежная королева», творческие работы с детьми.
Этапы реализации проекта
Организационный этап
Беседа с родителями, поиск в справочной литературе, в Интернете информации о празднике «Новый год».
Подготовка к реализации проекта 01.12.2022 – 10.12.2022
Реализационный – практический этап
Беседы:
«Зимушка-зима!»
Систематизирование, углубление, обобщение личного опыта ребёнка; упражнение в составлении рассказов по картинам; активизирование словаря по данной теме. 11.12.2022
«Любимый праздник – Новый год!»
Закрепление знаний об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране и других странах. 13.12.2022
«Где живёт Дед Мороз?»
Знакомство с новогодними традициями на Руси. 15.12.2022
Тематические недели в соответствии с календарно-тематическим планированием
«Здравствуй, Зимушка-зима!»1.12.2022-9.12.2022
Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, буран и т. п., особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Продолжение знакомства с зимними видами спорта (биатлон, горнолыжный спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, бобслей, сноуборд, шорт-трек, фристайл, хоккей). Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях Земли.
«Город мастеров»12.12.2022-16.12.2022
Формирование представлений о разнообразии профессий, вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.
«Новогодний калейдоскоп» 19.12.2022-30.12.2022
Знакомство с историей возникновения празднования Нового года. Знакомить с традициями празднования Нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», познакомить с правилами безопасности в новогодние праздники. Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких.
Творческая мастерская: изготовление новогодних поделок 20.12.2022-22.12.2022
Развитие мелкой моторики, фантазии, воображения, самостоятельности, доброжелательности.
Внедренческий - обобщение опыта 23.12.2022 - 28.12.2022
• Выставка творческих работ детей и родителей «Здравствуй, Новый год!»
• Выставка «Зимняя сказка на окне» (вытынанки) • Совместный праздник с участием детей, родителей и педагогов «Снежная королева» Закрепление знаний детей, полученных во время работы над проектом.
Развитие эмоционально положительного отношения
к предстоящему празднику.
Деятельность по образовательным областям
Физическое развитие
Ежедневные оздоровительные процедуры: утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика.
Подвижные игры: «Мороз Красный нос», «Два мороза», «Сделай фигуру», «Снежная карусель», «Пингвины и льдины», «Снайперы», «Хоккей», «Ловкие ребята», «Санный поезд»
Физкультминутки: «Как зимой нам поиграть», «Ветер дует нам в лицо», «С неба падают снежинки», «Новогодний хоровод», «Новый год», «Мы на лыжах в лес идем», «Снеговик».
Пальчиковые игры: «Елочка», «Новый год», «Мы на елке веселились», «Снежок».
Зимние забавы на улице.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Морозные узоры», «Снежинки», «Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки», «Шляпы, короны и кокошники», «Новогодняя елочка».
Аппликация «Заснеженный дом», символ года «Новогодний заяц».
Лепка «Пришла к нам зимушка-зима», «Нарядный индюк», «Дед Мороз».
Бумагопластика: закладка для книг «Елочка».
Слушание музыкальных произведений: «Зимняя сказка», «Кабы не было зимы…», «Весёлая зима», «Раз морозною зимой», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского музыка, разучивание песен.
Творческая мастерская: вырезывание снежинок.
Познавательное развитие НОД «Зима. Приметы зимы», «Новый год. Зимние забавы», «Новый год. Народные традиции».
Беседы: «Как появился Новый год», «Как встречают Новый год в разных странах мира», «Где живет Дед Мороз?», «Любимый праздник - Новый год», «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зимушка-зима», «Зима в нашем крае», «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Почему скрипит снег?», «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег».
Опыты и эксперименты со снегом, водой и льдом на прогулке и в группе.
Наблюдения на прогулке за свойствами снега, за снежинками, оттепелью, инеем, зимующими птицами, погодой, за изменениями в природе зимой.
Рассказывание детей: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…».
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
Безопасность: «О правилах поведения на горке», «Осторожно! Зимние травмы», обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период.
Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Не идётся и не едется, потому что гололедица», «Чем опасна сосулька», «Одевайся по погоде».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: П. Бажов «Серебряное копытце», В. Одоевский «Мороз Иванович», Бр. Гримм «Госпожа метелица», В. Осеева «На катке». Народные сказки «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка».
Чтение и заучивание стихотворений: К. Чуковский «Елка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачев «Новогодние гости», Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Чтение пословиц, поговорок о зиме.
Викторина «Загадки Деда Мороза».
Беседы «О зиме», «Зима глазами художников».
Творческое рассказывание детей «Как мы готовимся к Новому году», «Ёлочка – красавица», «Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь», «Мы поздравляем малышей с Новым годом!».
Рассматривание репродукций картин: В. Васнецов «Снегурочка», В. Суриков «Взятие снежного городка», А. Саврасов «Зимний пейзаж».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой, «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах, «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Словесные игры: «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для ёлочки».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Трудовая деятельность: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, расчистка дорожек от снега во время прогулки, посыпать дорожки песком с помощью воспитателя, очистить вместе с воспитателем место для игр от снега, расчистка дорожек, постройки из снега.
Деятельность родителей
"Супер столовая для птиц» - изготовление кормушек для птиц.
Конкурс семейных новогодних поделок.
Организация выставок работ.
Деятельность педагога
Оформление информации в родительский уголок «Прогулки зимой», «Зимние травмы».
Консультации: «Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке», «Шесть заблуждений родителей о зимней погоде».
Приложение 1
Конспект беседы «Зимушка-зима»
Цель: Обобщение и уточнение знаний о зиме.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном времени года. Догадайтесь, о каком?
Загадка: Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила
Педагог: О каком времени года идет речь?
Дети: О зиме
Педагог: Как вы догадались?
Дети: Ответы детей
Педагог: Посмотрите на картинку на экране. Что вы видите?
Слайд
Дети: Снег идет, деревья «голые», на земле сугробы и т. д.
Педагог: Как можно охарактеризовать зиму? Какая она?
(Игра с мячиком, ребёнок ловит мяч и называет определение зимы)
Дети: Снежная, морозная, холодная, белая, долгая и т. д.
Педагог: Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим на экран.
(Каждый из детей полным предложением говорит о том, что там нарисовано.)
слайд
Педагог: Молодцы! Зима, как и другие времена года включает в себя три месяца. Назовите три зимних месяца.
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Педагог: О зиме написано много красивых стихотворений, послушайте одно из них. Его написал И. З. Суриков
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен -
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Беседа «Где живет Дед Мороз?»
Цель: познакомить детей с историей появления Деда Мороза.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Дети: Мороз.
Педагог: Ребята, а вы знаете где живет Дед Мороз?
Дети: Да, нет, не знаем.
Педагог: Попробуйте догадаться, в жарких странах может жить Дед Мороз?
Дети: Думаем, что нет, там ему будет очень жарко, плохо и т д.
Педагог: А в море, океане может жить Дед Мороз?
Дети: Наверное нет, в шубе ему тяжело будет плавать и т д.
Педагог: А как вы думаете, где Деду Морозу будет хорошо, комфортно жить?
Дети: Скорей всего, где холодно.
Педагог: Правильно ребята, Дед Мороз живет на севере в старинном русском городе, который называется Великий Устюг. Этот город расположился на реке Сухоне. Как вы думаете, какие дела есть у Деда Мороза?
Дети: Получает письма, исполняет желания, развозит подарки и т д.
Педагог: Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, разъезжает по всей России туда, где ему готовят песни, стихи и прославляют его. Ребята, скажите, как вы думаете, Дед Мороз какой по характеру?
Дети: Мы думаем, он добрый, потому что дарит детям подарки, исполняет желания, но также и строгий, он спрашивает, как вы себя ведете и т д.
Педагог: А по возрасту он какой?
Дети: Он старенький, потому что у него есть внучка.
Рассказ педагога о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.
Появился Дед Мороз более 2000 лет назад. Это был дух холода. Люди не ждали от него подарков, а дарили ему сами, бросали на улицу лепёшки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы не посылал он лютый холод, не мешал охоте. Звали его дед Трескун и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. Со временем Мороз менялся: из грозного превратился в справедливого и доброго деда. А позже у него появилась помощница, Снегурочка.
Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг.
С помощью слайдов показать красоту русской зимней природы, старинный город Великий Устюг, хоромы деда Мороза, познакомить с обычаями русского народа в праздновании Нового года, обратить внимание на костюмы Деда Мороза и Снегурочки, на то, что разъезжает Дед Мороз на санях, запряженных лошадьми, на угощенье, стихи, песни, где прославляется Дед Мороз, на заклички.
Беседа «Любимый праздник - Новый год»
Цель: Закрепление знаний детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране.
Педагог: Не за горами Новый год
Любимый всеми праздник.
Его прихода каждый ждет -
Тихоня и проказник,
И пожилой, и молодой
С ним повстречаться рады.
Войдет зимой он к нам с тобой,
Пройдя пургу, преграды.
Педагог: Ребята, что ж такое Новый год? (ответы детей).
Педагог: Новый год это: праздник, смех, веселье, хороводы, подарки и т. д. Ребята расскажите мне, как же люди празднуют новый год. Как вы в семьях празднуете? Какие у вас в семье есть семейные традиции? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
Педагог: Для чего люди дарят друг другу подарки? (ответы детей).
Беседа об истории праздника на Руси.
Педагог: Как вы думаете, всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта. В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая. Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января. В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.
История Деда Мороза
Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник. Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область). Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.
История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
Истории празднования Нового года в других странах.
Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?
В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель. Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё. В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами. Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке —сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.
В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.
Французский Дед Мороз Пэр Ноэль приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.
Перед новым годом в детском саду кипит работа, мы делаем много интересных поделок, ведь новый год самый любимый праздник. И я тоже вместе с детьми погружаюсь в эту атмосферу праздника. Какую же поделку нужно сделать обязательно? Ну конечно же символ наступающего Нового года.
Изготовление зайчика из фоамирана.