Наташа Дерюгина
Проект в младшей группе «Сундучок сказок»
Проект «Волшебный сундучок сказок» второй группы раннего возраста
ТИП ПРОЕКТА.
групповой, познавательно-творческий
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
дети 2 группы раннего возраста «Ягодки»
воспитатели.
родители.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Краткосрочный – 4 дня
ВВЕДЕНИЕ
Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект в младшей группе „Сундучок сказок“» размещена в разделах
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, не воспринимать окружающее».
Д. Родари.
Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.
Иными словами сказка - это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».
А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей раннего возраста?
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Воспитывать у детей любовь к книге, чтению посредствам сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Раскрыть ценности совместного творчества детей и их родителей, домашнего чтения с детьми.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
С детьми:
Образовательные:
1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками в различных видах совместной деятельности с детьми.
2. Развивать связную речь детей и ее выразительность.
3. Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи у детей.
4. Формировать умение пересказывать и инсценировать с помощью воспитателя сказки. Развивающие:
5. Развивать групповую сплоченность, самооценку и детей.
6. Развивать познавательные способности ребенка. Любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию.
7. Развивать традиции семейного чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим людям.
2. Воспитывать взаимопонимание, дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту.
3. Воспитывать любовь и уважение к труду.
4. Побуждать интерес к сказкам.
С родителями:
1. Расширять представления о детской литературе.
2. Повышение читательской культуры родителей.
3. Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора ребенка, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
4. Не допускать раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять непосредственное общение ребенка с родителями.
5. Привлечь к участию в выставке «Книжки – малышки».
6. Привлечь к организации выставки для детей «Наши любимые книжки».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
У детей: получение дополнительных знаний о сказках. Развитие интереса к художественной литературе посредством русских народных сказок. Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Развитие нравственных качеств. Развитие навыков в лепке, рисовании, конструировании, желание передавать сказочные образы в продуктивной деятельности. Закрепление знаний цветов, величины, формы, количества предметов.
У родителей: наличие представлений о роли детской литературы в развитии детей, формировании их нравственных качеств. Наличие в каждой семье художественных произведений в соответствии с возрастом, в том числе русских народных сказок. Мотивация родителей над традицией семейного чтения. Повышение желания родителей участвовать в образовательной деятельности в детском саду.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
выбор темы.
планирование реализации проекта.
подготовительные работы педагогов.
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
взаимодействие педагогов, детей и родителей.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП.
итоговое занятие в группе раннего возраста на тему: «Волшебный сундучок сказок».
1 день Понедельник. В гостях у детей Курочка.
1. Беседа «Какие бывают разные книги»
Д/И «Научим курочку собирать пирамидку»- цвет, величина.
П/и «Вышла курочка хохлатка»
НОД «В гости к сказке»
Рассказывание русской народной сказки Курочка Ряба по картинкам.
Игровая ситуация «Курочка Ряба в гостях у ребят»
Оздоровительная пауза «Яичко на ладони» Су-джок
2 день Вторник. В гостях у детей Колобок.
Упражнения с элементами звукоподражания. «Кто как разговаривает»
Рассказывание русской народной сказки Колобок по картинкам.
Дидактическая игра на развитие активной речи. «Из какой сказки»
Оздоровительная пауза «Мы лепим колобка»
НОД «Колобок»
Прогулка с колобком по детскому саду.
Подвижная игра «Догони колобка», «Найди колобка»
3 день Среда. В гостях у ребят герои сказки Репка.
Беседа «Что такое сказка»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Подвижная игра «Лохматый пёс»
Инд. работа по равновесию «Мы по мостику идём в гости к деду попадём»
НОД- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕПКА «Репка»
Раскрашивание героев сказки «Репка»
4 день Четверг. В гостях у ребят Маша и медведь.
Беседа «Правила общения с книгой»
Строительная игра «Домик для мишки»
КГН - Научим мишку кушать ложкой.
НОД «Обучение детей рассказыванию по картинке сказку репка.
НОД. ХУД. -ЭСТ. РАЗВИТИЕ Рисование «Мишка идёт по дорожке»
Наблюдение. Расскажем Маше что изменилось в погоде.
Чтение русской народной сказки «Маша и медведь»
Вывод: Дети познакомились с русскими народными сказками. Научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, величину, форму предметов, количество. Появилось желание передавать сказочные образы в художественном творчестве и конструировании. Дети стали использовать сказочные образы, фразы из сказок в сюжетно – образных играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств.
Работа с родителями:
Консультации для родителей : «Влияние сказки на формирование личности»,
«Русские народные сказки»,
«Воспитание сказкой»,
«Радость встречи с книгой».
Совместная деятельность родителей и детей дома: «Вылечим книгу
Чтение сказок детям родителями в вечернее время.