Екатерина Сергеевна
Проект «В мире много городов, каждый чем-то славен»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое название «В мире много городов, каждый чем-то славен!» /Знакомство старших дошкольников с достопримечательностями родного города/
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью».
В. А. Сухомлинский
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в другом городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Публикация «Проект „В мире много городов, каждый чем-то славен“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея формирования патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Истоки патриотических чувств – это впечатления от восприятия ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важное значение окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.
Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС ДО является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родине и Отечеству.
Анализ реального образовательного процесса в ДОУ, оценка предметно-пространственной развивающей среды, мониторинг знаний воспитанников о родном городе позволяет сделать вывод, что:
дети испытывают дефицит знаний о родном городе, о достопримечательностях, которые их окружают;
недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания;
необходимо пополнить и систематизировать методический материал по проблеме исследования;
необходимо обогатить предметно-пространственную развивающую среду.
В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания разработан проект, целью которого является: качественное изменение педагогических условий, способствующих патриотическому воспитанию старших дошкольников, формированию представлений о родном городе, его достопримечательностях.
Задачи:
1. Определить оптимальные методы, приемы, формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
2. Обогатить знания детей о достопримечательностях родного города, развивать познавательную активность, воспитывать гордость за свою малую Родину.
3. Создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников.
4. Вовлечь родителей в образовательный процесс, ориентировать на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Целевая группа: участники - дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги.
Соучастники проекта : Библиотека им. В. М. Шукшина, Музей истории города; Курганский областной краеведческий музей, Областной культурно-выставочный ценр.
Вид проекта :
• долгосрочный (2014-2015 уч. год);
• фронтальный;
• информационно – практико-ориентированный (предполагает сбор информации о родном городе из различных источников и использование этой информации в различных видах деятельности).
социально-значимый.
1. Механизм реализации проекта
1.1. План мероприятий
№
п/п Мероприятие Участники, ответственные Срок
1. Подготовительный этап
Аналитическое исследование проблемы, обоснование актуальности; формулировка цели, задач, разработка механизма реализации проекта, прогнозирование ожидаемых результатов.
Теоретическое исследование проблемы
Изучение специальной литературы по проблеме, передового практического опыта (самообразование).
Изучение материалов о культуре и истории родного края, города.
Выбор эффективных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности, направленной на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
Утверждение целевой группы. Герасимова Н. В.,
старший воспитатель;
Сурикова Е. С., воспитатель. Май-август
2. Основной этап
Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
(приложение 1) Сурикова Е. С., воспитатель
Разработка конспектов, сценариев мероприятий.
Разработка анкет для родителей, педагогов.
Изготовление практического материала (дидактических игр, макетов и т. п.).
Создание, оснащение, оформление музея по патриотическому воспитанию в группе.
родители, воспитанники. в течение года
Пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами.
Сурикова Е. С., воспитатель;
родители. в течение года
Сбор и оформление наглядного материала. Сурикова Е. С., воспитатель в течение года
Заключение договоров. Бирюкова Д. В., заведующий д/с сентябрь
Разработка диагностического материала по теме. Герасимова Н. В.,
старший воспитатель,
Сурикова Е. С. сентябрь
3. Заключительный (обобщающий) этап
Открытие краеведческого мини-музея в ДОУ «Люблю тебя, Курган» Сурикова Е. С., воспитатель декабрь
Выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете. Герасимова Н. В.,
старший воспитатель,
Сурикова Е. С. май
Презентация проекта Герасимова Н. В.,
старший воспитатель,
Сурикова Е. С. май
1.2 Ожидаемые результаты проекта
В ДОУ созданы оптимальные условия для нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников:
накоплен методический материал (методические рекомендации, планирование, конспекты, сценарии мероприятий, дидактический материал);
организована предметно-пространственная развивающая среда, функционирует мини-музей «Люблю тебя, Курган»;
родители компетентны в вопросах патриотического воспитания детей, активные участники мероприятий;
воспитанники проявляют высокую познавательную активность к жизни своего родного города, его достопримечательностям, архитектуре, природе, истории, проявляют творчество в патриотическом самовыражении.
2. Оценка эффективности проекта
2.1 Критерии оценки эффективности проекта :
уровень знаний детей о родном городе (педагогическая диагностика);
полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов (оценка затрат);
педагогический опыт интересен коллегам (мониторинг, анкетирование);
к деятельности привлечены родители (анкетирование, участие в мероприятиях, изучение отзывов);
рациональность организации развивающей среды (мониторинг).
2.2 Смета расходов
Источники финансирования: - добровольная помощь педагогов, родителей, бюджетные средства.
№ п/п Наименование Источник Цена
1. Методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Бюджетные средства 1000
2. Наглядно-дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Бюджетные средства (Госстандарт) 1000
3. Оформление альбомов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
Папки-скоросшиватели
Файлы
Добровольная помощь родителей
Бюджетные средства
Бюджетные средства
100
100
4. Оформление фотоальбомов с изображением Кургана;
распечатка на принтере Добровольная помощь родителей
Бюджетные средства
500
5. Методические рекомендации, сценарии мероприятий, конспекты
Распечатка на принтере
Бюджетные средства
100
Итого: 2800 руб.
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т. к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, микрорайона, побуждает к более бережному отношению к его достопримечательностям, содействует воспитанию уважения к своей семье, родственникам, жителям города. Полученные воспитанниками знания в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т. к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. В дальнейшем проект станет основой для проектов : «Люди, прославившие наш город», «Моя Родина - Россия».
Социальная значимость проекта : направлен на расширение знаний воспитанников, их родителей (законных представителей, педагогов о своей малой Родине, формирование позиции «Я – гражданин».
Практическая значимость: авторские пособия, разработки мероприятий, конспекты НОД.
Информация о проекте размещена на сайте ДОУ
https://94kurgan.detkin-club.ru/
Приложение 1
№ п/п Мероприятие Срок
1 Знакомство с символикой города Сентябрь
2 Д/и игра «Мой адрес» Сентябрь
3 Беседа «Наша улица родная» Октябрь
4 Рассматривание фотографий – достопримечательности города В течение года
5 Чтение и разучивание стихов о Кургане В течение года
6 Целевая прогулка к Городскому центру культуры Ноябрь
7 Беседа «Архитектура родного города» Ноябрь
8 Беседа «Памятники родного города» Декабрь
9 Социально-ролевая игра «Путешествие по родному городу» Январь, апрель
10 Конкурс чтецов (стихи зауральских поэтов) Январь
11 Фотоконкурс «Прекрасное рядом» Февраль
12 Беседа «Театры города» Март
13 Выпуск газеты и создание презентации «Их именами названы улицы города». Апрель
14 Беседа «Что покажем гостям города» Апрель
15 Целевая прогулка к аллее героев Май
16 Викторина – конкурс знатоков родного города Май
17 Оформление альбомов:
- «Город, в котором мы живем»;
- «Наши любимые уголки города»;
- «Дорога от дома до детского сада»; В течение года
Работа с родителями
№ п/п Мероприятие Срок
1 Анкетирование «Я живу в Кургане» Сентябрь
2 Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников. Важно ли это!» Октябрь
3 Информационный стенд с демонстрациями мероприятий, экскурсий, творческих работ В течение года
4 Оформление альбомов В течение года
5 Экспресс – страница «Это интересно!» (рассказы об интересных фактах и событиях жизни города) В течение года
6
Приобщение к оснащению мини – музея в группе В течение года
7 Участие в мероприятиях, экскурсиях В течение года
8 Фотоконкурс «Прекрасное рядом» (виды родного города) Февраль
Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по
ознакомлению с достопримечательностями родного города
целевые экскурсии;
чтение и рассматривание соответствующей литературы;
беседы по содержанию материала, драматизация произведений;
слушание и разучивание песен и стихов о Кургане;
дидактические игры, социально-ролевые игры; игровые задания;
просмотр и обсуждение детских телепередач местного канала, видеофильмов о выступлениях детских народных коллективов города и области;
рассказы об интересных фактах и событиях;
продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, выставка работ;
изготовление альбомов;
викторины по «малой Родине».