Ирина Рыжкина
Проект в первой младшей группе «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рыжкина И. В.
Участники проекта :
Музыкальный руководитель.
Родители.
Дети – 1 младшей группы.
Сроки реализации проекта – февраль 2017год.
Тип проекта :
по числу детей – групповой
по доминирующему методу - игровой, творческий;
по предметным областям - межпредметный (художественная литература, музыкальная деятельность, физическая культура);
по продолжительности - средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями: Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Публикация «Проект в первой младшей группе „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Воспитывать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование: «Масленица» - наряженная кукла из соломы. Костюмы для взрослых: 1 костюм скомороха, костюм масленицы. Костюмы для детей: русские сарафаны, костюм солнышка, косыночки, платочки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, свистульки.
«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи.
Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеопроектор, фотоаппарат.
Музыкальный репертуар: Песни и хороводы: «Едет Масленица», «А я по лугу» рус, нар, мел. «Веснянка» рус, нар, мел. «Ясна – красна» рус, частушки, русские народные наигрыши нар, мел, “Блины” рус, нар, мел.
Музыкальные игры: «Веснянка» рус, нар, мел, «Карусели» рус, нар, мел. «Платочки» р. н. м.
Ожидаемые результаты проекта :
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Планирование работы над проектом :
работа в группе по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
выбор формы реализации проекта.
помощь в подборе музыкального сопровождения.
разучивание песен, пословиц, загадок, закличек.
организация места проведения праздника.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту :
План – паутинка к проекту.
Хдожественно – эстетическое развитие
Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”.
Рисование «Платок для матрёшки», коллективная работа «Солнышко».
Лепка “Ой, блины”. Музыкальная деятельность
Разучивание хороводов “Веснянка”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”.
Физическое развитие
Составлена картотека подвижных игр по теме «Масленица»
Русские игры – забавы:
“Ловишки”, “Веснянка», Карусели” и др.
Чтение художественной литературы
Чтение стихотворений рассказов о русской тройке,
чтение потешек, дразнилок, небылиц.
Развитие речи
Заучивание приговорок, закличек, поговорок.
Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Работа с родителями
Рецепты выпечки блинов.
Изготовление поделок на тему «Масленица» из бросового материала.
План проведения проекта «Широкая масленица»
Неделя Планирование работы Ответственные
3.02 -9.02 Работа в группе по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
Выбор формы реализации проекта.
Помощь в подборе музыкального сопровождения.
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Родители
10.02-16.02 Разучивание подвижных игр «Веснянка», «Ловишки», «Карусели»
Рассматривание картины Кустодиева В. А. «Масленица»
Разучивание заклички «Солнышко – ведрышко» Воспитатель
17.02-20.02 Разучивание хороводов «Веснянка», «Блины», «Наша Масленица»
Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Организация совместной работы родителей и детей «Широкая масленица» (выставка работ из бросового материала).
Воспитатель
Музыкальный руководитель
24.02-1.03 Рассматривание картины Соловьева В. К. «Тройка»
Заучивание русской народной песни «Блины»
Лепка «Ой, блины»
Подготовка интересных и вкусных рецептов блинов. Воспитатель
Родители
2.03-9.03 Подготовка выставки совместных работ родителей и детей «Широкая масленица»
Развлечение «Масленица» Воспитатель
Родители
Музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно -речевому развитию детей №19 «Золотой петушок» ст. Незлобной».
Конспект занятия по рисованию: I младшая группа
Тема: «Украсим платочки матрешкам»
Воспитатель:
Рыжкина И. В.
2017г.
Задачи: Вызвать желание украшать предметы; продолжать учить работать с красками, правильно держать кисточку. Развивать у детей самостоятельность в выборе узора (линии, мазки, пятна, круги). Продолжать знакомить с русским народным творчеством. Развивать чувство ритма. Воспитывать желание помочь матрешкам украсить платок.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Сложи матрешку», рассматривание различных матрешек, сюжетно ролевая игра «В гостях у матрешки», лепка – «Бусы для матрешки».
Материал: Большая матрешка, маленькие матрешки в подарок, корзиночка, платочки, краски – желтая, красная, синяя, зеленая, кисточки № 2.4, подставки, тряпочки, Русская народная мелодия «Барыня».
Ход занятия.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста: кто-то идет к нам в гости? Кто же это? Идет не спеша, такая нарядная, красивая. Да это матрешка! Встретим ее дружными хлопками (воспитатель за ширмой показывает игрушку)
Матрешка (здоровается).
Я к вам, детки торопилась,
Постаралась нарядилась!
Я Матрёшенька, я круглёшенька,
Щечки пухленькие, сама кругленькая,
До чего же хороша, замечательна!
Дети рассматривают наряд матрешки. Воспитатель обращает внимание на линии, цветочки, украшающие ее платок просит назвать их цвета.
Каким цветом платок у матрешки?
Вопросы: Что нарисовано на платок матрешки? (цветы)
Каким цветом цветы? (желтым)
А что еще нарисовано на платке? (полоски)
Каким цветом полоски?
Воспитатель: «Вот какой нарядный платок на матрешке!»
-Матрешка: Я к вам в гости пришла и подружек позвала. Только вот беда озорницы убежали. Вы их часом не видели, моих подружек – хохотушек? Пожалуйста, помогите мне их найти.
-Воспитатель: Конечно, Матрешенька мы поможем тебе. (В поисках матрешек воспитатель обращает внимание на стол, покрытый красивой скатертью.) Вы слышите, кто-то шепчется? Посмотрим… Да это Матрешкины подружки- хохотушки, ненаглядные красавицы (Воспитатель достает матрешек с неукрашенными плотками)
Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Маланья,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: И вовсе не нарядные. Где же их расписные, красивые платочки? Что же нам делать? Как же быть? Как порадовать матрешек? Может нарисуем?
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, а как же можно расписать платочки? (Мазками, полосками)
Одна матрешка говорит: «я хочу, чтобы мой платок украсили мазками».
Кто хочет украсить платок разноцветными мазками, вот так (показ воспитателя на мольберте).
Другая матрешка говорит, а я хочу украсить свой платок разноцветными полосками, вот такими (показ воспитателя на мольберте)
Воспитатель спрашивает у детей, как они будут расписывать свои платки для матрешек. Дети самостоятельно выбирают свой узор и украшают мазками, пятнами, линиями)
Воспитатель: Какие красивые платочки получились. Нашим матрешкам обязательно понравится.
Матрешка: Однако подружки-хохотушки так озадачили меня, что я забыла о подарках, которые принесла. Вынимает из корзиночки косыночки и повязывает их детям и предлагает исполнить танец матрешек.
Дети выполняю физминутку «Матрешки» и выполняют движения.
Мы милашки
Куклы неваляшки
Не спим, не лежим
Всё на нас глядим
Матрешка: Какие красивые работы получились! Даже у моих подружек стали щечки румяные, глазки сияющие, ротик улыбается.
Картотека подвижных игр по теме: «Масленица»
Карусели
Задачи: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.
Описание игры: «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
Под эти слова карусель сначала медленно движется в одну сторону, потом темп речи и движений ускоряются, На слова «побежали» карусель меняет направление движения и кружится быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «Вот и кончена игра» все останавливаются.
Пузырь
Задачи: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; учить согласовывать движения; развивать внимание.
Описание игры: проводится ритуал приглашения в игру: «Катенька, пойдём играть!». Воспитатель берёт ребёнка за руку, подходит с ним к следующему малышу: «Ванечка, пойдём играть!» Ребёнок подаёт руку предыдущему, и теперь они уже втроём идут приглашать следующего. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных детей целесообразнее приглашать последними.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки, образуют круг, начинают «раздувать пузырь» : наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом раздувании, все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Эти действия повторяются 2-3 раза. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Получается большой растянутый круг.
Воспитатель говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, говорят: «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).
После этого игра начинается сначала.
Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, сказать: «Полетели маленькие пузырики…» Дети разбегаются в разные стороны.
Где звенит?
Задачи: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.
Описание игры: дети стоят лицом к стене, один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,- обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.
Подползи под воротца
Задачи: упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевая его.
Описание игры: дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен зала. Впереди на расстоянии 2-3 м поставлена дуга - воротца. Воспитатель приглашает самого смелого ребёнка, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на своё место.
По мере усвоения упражнения можно усложнить его: ползти на четвереньках и пролезть в обруч, подлезть под 2-3 дуги, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга.
Лошадки
Задачи: приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается медленно.
Описание игры: дети распределяются в пары по желанию: один лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по залу от одной стороны ее до другой и обратно. Двигаться начинают после произнесения слов воспитателем:
Цок! Цок! Цок! Цок!
Я лошадка серый бок.
Я копытцами стучу,
Если хочешь, прокачу.
Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.
Веснянка
Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: дети с воспитателем встают в круг. Воспитатель говорит:
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Движения: дети идут по кругу. Со слов «побежал в саду ручей» - дети бегут по кругу, «прилетели сто грачей» - машут руками, «сугробы тают» -медленно приседают, «цветочки подрастают» - встают на носочки, тянутся вверх.
Заклички, поговорки, приговорки по теме «Масленица»
Приезжай к нам в гости, масленица,
на широкий двор —
на горах покататься,
в блинах поваляться,
сердцам потешаться!
***
Приходи к нам поскорее.
***
Везет везет Весна,
Везет везет Красна,
Ясные денечки,
Частые дождички,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Теплые деньки!
***
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
***
Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
***
Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.
***
Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня в вескресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
***
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица : "Я поста боюся!"
Широкая : "Я поста боюся!"
"Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!"
***
А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой
***
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
***
Благословите боги
На холм взойти,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать,
Лето теплое,
Зиму студеную.
Лето на сенях,
Зима в санях.
Студеную Зиму в коморочку,
Лето теплое на улочку.
***
А мы масленицу дожидали,
Сыром, маслом гору укладали,
Ой ты, масленица растянися
Да за белую березу зацепися,
А мы масленицу провожали.
А мы масленицу дожидали,
Дожидали, душе, дожидали.
Сыром, маслом гору укладали,
Укладали, душе, укладали.
А мы масленицу увстречали
Увстречали, душе, увстречали.
Ой ты, масленица растянися
Растянися, душе, растянися.
А мы масленицу провожали.
Провожали, душе, провожали.
А мы думали масленки семь недель
А осталось от масленки один день.
***
Наша масленица годовая,
Она гостья нам дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на конях разъезжает,
Кони у нее вороные,
Слуги у нее молдодые.
***
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
***
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
***
Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним — и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно -речевому развитию детей №19 «Золотой петушок» ст. Незлобной».
Сценарий развлечения: I младшая группа
Тема: «Масленица широкая»
Воспитатель:
Рыжкина И. В.
2017г.
Петрушка:
Внимание! Внимание! Народное гуляние! Торопись честной народ, Масленица всех зовет!
Включить песню Гори Гори ясно
Собрать детей в круг.
Заходит масленица :
Здравствуйте, ребята! Вы меня зазывали, закликали, в гости ждали.
Вот я и пришла, и подарки принесла.
Ведущий:
Сегодня мы масленицу встречаем, весело с ней поиграем.
Включить Поутру позвать малышей
Игра: Карусели Зонтик
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
Посадить детей
Ведущий:
Масленица – кривошейка, Встречаем тебя хорошенько: Сыром, маслом и блином, И румяным пирогом.
Давайте пирожков приготовим.
Песня Я пеку
Ведущий Что-то стал я замерзать, Надо солнышко позвать!
Попевка “Солнышко-ведрышко”
Выгляни в окошко твои детки плачут. По камушкам скачут.
Солнышко
Я солнышко лучистое,
Всем тепло дарю!
Лучики игристые,
Радость создают!
На полянку выходите
И со мною попляшите!
Танец с платочками\
Ведущий А давайте поиграем с солнышком. Становитесь в хоровод.
Игра Веснянка
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в ручеек,
Прилетел ветерок,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Масленице взять блины.
Масленица :
Эй, Скоморохи! Дела мои плохи! Блины остывают, Их есть не поспевают!
Угощайтесь блинами Дети!
Ведущий: Спасибо тебе масленица за угощение.
А мы масленицу дожидались,
Сыром, маслом угощались
А мы масленицу провожали.
Ладошками ей в след махали.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе - М. : «Школьная Пресса», 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006.
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000г.
Интернет-источники:
1. Режим доступа: https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html
2. Режим доступа: https://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621