Валентина Васильевна
Проект «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнём»
▼ Скачать
Выполнила: Чучкалова В. В
Паспорт проекта:
ТИП ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.
ПО ХАРАКТЕРУ СОДЕРЖАНИЯ: ребенок и его безопасность.
ПО ХАРАКТЕРУ УЧАСТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЕКТЕ: исполнитель.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
• воспитанники 6- 7 лет;
• воспитатели;
• родители.
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: месяц.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА: Создание макета «Пожарный щит».
Актуальность
Публикация «Проект „Утром, вечером и днем осторожен будь с огнём“» размещена в разделах
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от взрослых.
Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Возрастные особенности развития детей от шести до семи лет
Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений; расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т. к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки
Гипотеза проекта
Если подобрать соответствующие возрасту формы, методы и средства по обучению детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения, то это будет способствовать формированию у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения в быту.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения в быту.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации: набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, четко называть свой адрес.
Познакомить со средствами пожаротушения.
Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар.
Расширить знания детей о профессии пожарного.
Развивающие:
Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, сильными и смелыми, как пожарные.
Воспитательные:
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению своего страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.
Этапы и сроки реализации:
1. Организационно-подготовительный.
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов. Составление тематического планирования мероприятий.
Аналитический.
Разработка мероприятий в соответствии с тематическим
планированием. Создание тематических альбомов.
Организация творческой деятельности воспитателей,
детей.
2. Практический.
Проведение бесед, рассматривание иллюстраций,
тематических альбомов, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность родителей совместно с детьми, сюжетно – ролевые, дидактические, хороводные игры, п/игры.
3. Заключительный
Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.
Формы работы:
• Беседы о пожарной безопасности;
• чтение художественной литературы;
• чтение стихотворений, пословиц, загадывание загадок;
• театрализованная деятельность;
• слушание музыкальных произведений;
• с/ролевые игры;
• дидактические игры и упражнения;
• подвижные игры;
• продуктивная деятельность детей;
• физкультминутки;
• исследовательская деятельность;
• просмотр презентаций, мультипликационных фильмов;
• создание макета «Пожарный щит».
Тематический план работы
Сроки Мероприятия
Октябрь I неделя
1. Беседа: «Огонь – друг, огонь – враг»
2. Чтение: Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»; Л. Толстой «Пожарные собаки»
3. Худ/творчество: «Огонь – друг. Огонь-враг» (рисование).
4. Дид/игра: «Огнеопасные предметы»
5. С/р игра: «Спасатели»
6. Театрализованная деятельность: настольный театр «Кошкин дом»
7. Худ/слово: стихи, загадки, пословицы про огонь.
8. Просмотр мультфильма: «Уроки Тетушки Совы – Уроки осторожности - Огонь»
9. Опыт: «Что горит, что не горит»
10. Просмотр презентации: «Огонь давний друг человека»
Октябрь II неделя
1. Беседа: «Отчего происходят пожары?»
2. Чтение: Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»
3. Худ/творчество: «Огнетушитель» (лепка).
4. Дид/игра: «Что необходимо пожарному?»
5. Эстафета «Потуши пожар»
6. Виртуальная экскурсия на пожарную станцию
7. Худ/слово: стихи, загадки, пословицы про огонь
8. Просмотр мультфильма: «Азбука безопасности. Смешарики. Пожарная безопасность»
9. П/игра: «Пожарные на учении»
Октябрь III неделя
1. Беседа: «Труд пожарных»
2. Чтение: Сказка «Как люди добывали огонь»
3. Худ/творчество: «Пожарная машина» (аппликация).
4. Дид/игра: «Горит – не горит»
5. Игры с конструктором: «Пожарная часть»
6. Слушание песни: «Отважный пожарный»
7. Худ/слово: стихи, загадки, пословицы про огонь
8. Просмотр мультфильма: «Азбука безопасности. Смешарики. Пожарная безопасность»
9. Опыт: «Огонь дышит»
Октябрь IV неделя 1. Беседа: «Электрические предметы в доме»
2. Чтение: Е. Пермяк «От костра до котла»
3. Худ/творчество: «Конструирование из строительного материала»
4. Речевая игра: «Доскажи словечко…»
5. Театрализованная деятельность: пальчиковый театр:
«Кошкин дом»
6. Просмотр мультфильма: «Кошкин дом»
7. Худ/слово: стихи, загадки, пословицы про пожарную безопасность.
8. Опыт: «Пожары загрязняют воздух»
9. Эстафета «Сбор пожарной команды»
10. Создание макета: «Пожарный щит»
Ожидаемые результаты:
Имеют представления об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
Сформированы знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения.
Сформированы навыки поведения в экстремальной ситуации: набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону, четко называть свой адрес.
Имеют представления о средствах пожаротушения.
Владеют приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар.
Имеют представления о профессии пожарного.
Развито желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, сильными и смелыми, как пожарные.
Сформированы навыки уверенности в своих силах, по преодолению своего страха перед огнем.
Проявляют чувства благодарности к профессии «Пожарный», которые помогают нам в трудных ситуациях.