Ольга Волочкова
Проект «Удмуртский женский национальный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
воспитатель Наговицына Ольга Михайловна, воспитатель ИЗО Волочкова Ольга Александровна
Тема: «Удмуртский женский национальный костюм».
Паспорт проекта
Направленность проекта : «Художественно-эстетическое развитие».
Вид проекта : Групповой, творческий.
Темочки:
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты, проектная деятельность
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Продолжительность проекта : Среднесрочный (3 недели).
Участники проекта : Дети подготовительной, родители воспитанников, воспитатель изо деятельности, воспитатель группы.
Предмет исследования: Удмуртский женский национальный костюм.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Проблема: К сожалению, статистика говорит о том, что многие современные дети затрудняются даже ответить на вопрос, какой они национальности. Они не знают традиций, обычаев своего народа, не знакомы с национальным костюмом и с национальным языком своего народа. Родители не проявляют заинтересованности в приобщении детей к национальной культуре, как правило, они сами мало знают о традициях и обычаях своего народа.
Актуальность: Сохранение богатств мировой культуры начинается с родного края. Знание национальной культуры и традиций своего народа, является важной ступенью в освоении мировой культуры, общечеловеческих ценностей и формировании личностной культуры ребенка дошкольника. Осознание ребенка себя как личности во многом зависит от его социального окружения, от национальных традиций, обычаев, народного языка и норм поведения определенного этноса. Именно дошкольный период является первой ступенью в приобщении ребенка к национальной культуре, в воспитании патриотических чувств к своей родине, толерантного отношения к людям другой национальности.
Мы считаем, что для повышения интереса детей и родителей к национальной культуре родного края необходимо искать новые современные формы работы, привлекающие своей новизной, яркостью, необычностью. Для ознакомления детей с национальным удмуртским женским костюмом, с характерными национальными орнаментами, мы решили создать куклу из бумаги, где дети сами могут оформлять элементы костюма (фартук, нагрудник, головной убор, могут выбрать различные элементы орнамента, самостоятельно украсить наряд и организовать выставку.
Цель проекта :
-Приобщение детей к национальной культуре родного края, закрепление знаний о национальном женском костюме удмуртов.
Задачи:
-Привлечь внимание детей и родителей к актуальной теме приобщения к национальной культуре родного края;
-Обогатить знания детей о национальном женском удмуртском костюме;
-Научить детей определять особенности национального орнамента;
-Учить представлять и создавать национальный костюм;
-Развивать художественно-эстетический вкус, воображение;
-Воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности;
-Воспитывать чувство гордости за свою национальность.
Основные направления реализации проекта :
1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
-подбор книг по изучаемой тематике;
-альбомы «Удмуртский национальный костюм»,
«Удмуртские орнаменты»,
-карта Удмуртии;
-силуэтные заготовки для изготовления куклы из картона и бумаги.
2. Разработка и проведение цикла занятий по темам:
- просмотр мультфильмов: «Сказки удмуртского народа», «Селта»;
-знакомство с географической картой, расположение Удмуртии;
-слушание удмуртской народной музыки;
-разучивание танца с характерными удмуртскими движениями;
-искусство удмуртского народа (ткачество, вышивка);
-чтение удмуртских мифов и сказок, рассматривание иллюстраций этих произведений;
Работа с родителями:
- просмотр мультфильмов: «Сказки удмуртского народа», «Селта»;
- изготовление дидактических игр;
- м-к для родителей: «Удмуртские украшения»- создание украшения с росписью удмуртского орнамента;
- участие в создании альбомов «Удмуртский национальный костюм», «Удмуртские орнаменты»
Методы и приемы:
-рассматривание альбомов, фотографий, книг;
-просмотр мультфильмов по удмуртским сказкам, презентации экскурсия по залам краеведческого музея;
-Рассказ воспитателя о культуре и искусстве Удмуртского народа;
-Рисование, аппликация;
-Слушание музыки.
Ожидаемые результаты для воспитанников:
-повышение интереса детей к искусству удмуртского народа, культуре;
-положительный эмоциональный настрой;
-воспитание уважения к культуре, традициям и искусству;
Ожидаемые результаты для родителей:
- усиление интереса и внимания к декоративному искусству;
- желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.
Продукт проекта.
-изготовление украшения с удмуртским орнаментом;
-Изготовление куклы в удмуртском женском национальном костюме.
Этапы работы над проектом :
Первый этап – подготовительный – создание необходимых условий для реализации проекта :
- обсуждение цели и задачи проекта с участниками проекта;
- анкетирование родителей и детей;
- подбор познавательной, художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, репродукций;
- чтение мифов и легенд;
- изготовление дидактических игр;
- оформление альбомов;
- выставка поделок;
Второй этап – основной – накопление знаний познавательного содержания по теме проекта :
- тематическое планирование по теме проекта
Третий этап – заключительный:
- комплекс занятий;
- подведение итогов реализации проекта;
- оформление выставки работ;
При разработке проекта, необходимо провести анкетирование с детьми и родителями с целью выявления их знаний по теме: «Удмуртский женский национальный костюм». (Анкетирование)
В результате была составлена таблица:
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда мы узнаем
О удмуртском национальном костюме.
О узорах и орнаментах.
Где в одежде используется орнамент.
Из каких элементов состоит удмуртский национальный костюм.
Узоры и орнаменты
Из каких элементов состоит удмуртский орнамент
Как выполняется орнамент
Где можно применить
орнаменты на одежде От воспитателей
От родителей
Из книг
По фотографиям
По фотографиям
По иллюстрациям
На основе полученных данных, был составлен план работы по изучению темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Срок
Этапы проекта Задачи этапа Совместная деятельность воспитателя, воспитателя изо с детьми Взаимодействие с родителями
Первая неделя
Подготовительный 1. Создание у детей мотивации к проектной деятельности;
Погружение в проект, обсуждение темы, определение мотивов проектной деятельности.
2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы, форма презентации, реализации проекта.
3. Создание условий для детского творчества. Просмотр мультфильма:
«Сказки удмуртского народа», Селта»
Беседа: «Удмуртский женский национальный костюм».
Знакомство с узорами и орнаментами удмуртов
Чтение удмуртских сказок.
Просмотр презентации «По залам краеведческого музея» Анкетирование родителей
Ознакомление родителей с задачами и условиями проекта, разработка алгоритма совместной деятельности с детьми. Помощь в сборе материала для работы. Обсуждение целей и задач с родителями, создание условий для реализации проекта.
Вторая неделя
Основной 1. Освоение техники аппликации и рисования
2. Ознакомление с элементами орнамента и расположение его на предметах быта и костюме Д/и «Подбери удмуртский узор».
Изготовление куклы из картона и элементов национального костюма.
Аппликация: удмуртский орнамент в полосе.
Рисование элементов орнамента на клетчатой основе
Привлечение родителей к обогащению развивающей среды в центре изобразительной деятельности группы (иллюстрациями, альбомами) созданные родителями совместно с детьми. Оснащение среды книгами, раскрасками на предложенную тему.
Третья неделя Итоговый Реализация проекта. Закрепление ранее полученных знаний и умений Продуктивная деятельность:
Украшение элементов удмуртского костюма орнаментом
Д/и «Подбери удмуртский узор».
Выставка работ «Чеберина». Изготовление на М-К украшения с удмуртским орнаментом себе в подарок
Вывод: В результате участия в проекте дети подготовительной группы с помощью сверстников, родителей и педагогов приобрели знания о традициях, обычаях удмуртского народа, познакомились с национальным женским костюмом и с характерным национальным орнамент.