Оксана Паныч
Проект по исследовательской деятельности «Удивительный мир Кольского края»
Цель проекта : расширить знания о Кольском крае, о её национальных жителях – саамах; о разнообразии ягодных культур и животном мире. Задачи: - конкретизировать знания детей о природе Севера; животном мире. - закрепить знания о национальной одежде и жилище народов Севера; - воспитание и уважение к традициям народа саами; - сформировать элементарные представления детей о ландшафтно-дизайнерском искусстве. Автор проекта : Паныч Оксана Александровна. Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы «Ягодки», родители воспитанников. Тип проекта : познавательно-поисковый. Сроки проекта : долгосрочный, групповой. Этапы проекта : Первый этап: - разработка и обсуждение плана проекта (с родителями, методистом, специалистами); - составление плана-схемы проекта; - продумывание домашних заданий для родителей и детей.
Публикация «Проект по исследовательской деятельности „Удивительный мир Кольского края“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Второй этап: - сбор и накопление материала; - изготовление макета ; - изготовление атрибутов для игры: рога, упряжка; - пошив национальной зимней одежды для куклы; - экскурсия в Краеведческий музей; - беседы, чтение стихотворений, рассматривание фотографий, иллюстраций, просмотр фильмов о народах Севера; - продуктивная деятельность (альбомы рисунков, фотоальбомы.
Третий этап: - презентация проекта; - анализ проекта. Перспективный план проектной деятельности «Живая, неживая природа и климат Севера»
Работа с детьми:
Тема: «Юный натуралист Севера»
Форма проведения, тема Задачи Результат конечный
I Составление маршрута проекта :
«Юный натуралист Севера» Способствовать развитию интереса к окружающему миру, к её национальных жителям – саамам; - Познакомить с природой и климатом Севера. Составление карты-маршрута
II Занятия с детьми:
1) «Что мы называем Севером?» -Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России; -Способствовать развитию интереса к окружающему миру. Газета «Юный натуралист Севера»
2) «Растительный мир тундры, – какой он?» -Познакомить с особенностями тундры; объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья; -Рассказать об особенностях лишайников, карликовых деревьев -Формировать у детей бережное отношение к родной природе Севера. Создание экологического паспорта: «Растения тундры», «Деревья Севера»
3) «Какие животные обитают в тундре?» -Сформировать представление о животных тундры – северном олене, песце, полярном волке, рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни; -Воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; Создание экологического паспорта: «Животные Кольского полуострова»
4) «Какие птицы обитают в тундре?» -Сформировать представление о птицах, живущих в тундре: куропатке, белой полярной сове, гагарах; -Объяснить, почему цвет оперения этих птиц зимой – белый, весной и летом – пестрый; рассказать о повадках, питании, -Учить пересказывать короткий текст, играть в слова, отгадывать загадки; Создание экологического паспорта: «Птицы Севера»
III Экологическая тропа «Метеостанция»
1) Беседа «Что такое климат, и какой он на Севере?» -Познакомить с климатом тундры; такими природными явлениями. - Дать детям представление о том, что ветер бывает разной силы. -Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Создание метеостанции.
Дневник наблюдений за погодой.
2) «Минералы – что это и где их добывают?» -Познакомить детей с минералами Кольского полуострова
-Воспитывать интерес к минералам. Оформление коллекции минералов Кольского полуострова.
IV Экскурсии: 1) Выставка ландшафтных моделей -Познакомить детей с разнообразием окружающего мира Кольского полуострова. Изготовление ландшафтных моделей Кольского полуострова
VI Занятие по изо деятельности «Животный мир тундры» Развивать творческое воображение детей путём изображения различных видов животных в рисунке. Выставка детского творчества: «Животный мир тундры»
VII Составление тематических альбомов:
Закрепить знания детей о северных ягодах (клюква, брусника, черника, голубика, морошка); северных съедобных и несъедобных грибах; о деревьях родного края. Выставка альбомов: «Ягоды Севера» «Грибы Севера» «Деревья Севера»
Работа с родителями
1. Ввод в тему проекта -Создать мотивацию к проектной деятельности. -Вызвать интерес к исследовательской деятельности. Экскурсии с детьми в Краеведческий музей города Мурманска
2. Изготовление книжек-малышек «Животные (занесенные в красную книгу) -Закрепить и расширить знания детей о животных нашего края. - Воспитывать интерес и бережное отношение к животным занесенные в Красную книгу Выставка книжек-малышек: «Животные Севера»
3. Составление фотоальбомов: «Наш Север» -Закрепить понятие «Север». -Воспитывать бережное отношение к северной природе. Выставка фотоальбомов: «Наш Север»
4. Составление рассказов
«Край, в котором я живу»
-Учить детей составлять рассказ о природе родного края. -Сформировать представление о том, что юный натуралист – это ребёнок, который любит природу, заботится о ней. Стенгазета: «Юный натуралист Севера»
5. Экскурсии: Посещение Мурманского Краеведческого музея. -Предоставить детям возможность увидеть разнообразие растительного и животного мира Кольского полуострова. Фотовыставка: «Экскурсия в музей»
6. Изготовление ландшафтных моделей Кольского полуострова. -Определить, какую модель ландшафтную, хочется ребёнку изготовить. -Но, прежде всего, необходимо показать ребёнку картинки всех перечисленных природных зон, для этого необходимо обратиться к литературе. Выставка ландшафтных моделей
7. Чтение детской литературы о Севере -Развивать познавательный интерес к природе родного края. -Активизировать умственное развитие, умение обмениваться информацией. Рассматривание книжек «Путешествие по Северу»