янжима намсараева
Проект «Удивительный мир Алханая»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Намсараева Янжима Цыренжаповна воспитатель старшей группы МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Ромашка»
Тип проекта : исследовательско - творческий, долгосрочный
Срок реализации: 5 месяцев (октябрь 2013г-май 2014г).
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края?Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Публикация «Проект „Удивительный мир Алханая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Алханая, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Цель проекта : Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта : Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Алханая, ее экологией.
Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности :
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре родного края.
Предмет проектной деятельности :
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Гипотеза: Формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
I этап проекта.
1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
2. Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.
1. Блок «Алханай самый, самый!».
(знания о географическом положении национального парка Алханай, уникальность Алханая, размер, высота, возраст, происхождение, климат).
2. Блок «Животные национального парка «Алханай»».
2.1.(знания о типичных представителях нашего края, приспособление к изменению среды обитания). НОД тема: «Смышлёный зверек-соболёк!», ОО «Коммуникация» к окружному семинару 30.10 2013г.
2.2. НОД тема: «Птицы нашего края!» ОО «Познание» проводит папа Аяны Дабаевой, учитель биологии МБОУ «Дульдургинской СОШ», кандидат биологических наук Дабаев Насан-Баир Мункуевич).
3. Блок Акция: «Защитим природу».
3.1.(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны). Сотрудник национального парка «Алханай» Эржена Ивановна Дамбиева.
3.2. Конкурс рисунков совместно с родителями «Берегите природу».
4. Блок «Растения национального парка «Алханай».
(знания о растительном мире Алханая, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира). НОД тема: «В гости к первоцветам» ОО «Познание». Создание Красной книги (растительный мир) группы «Смешарики»
II этап проекта :
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
Беседы, легенды об Алханае (в гости к детям приходил сотрудник национального парка, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе ( дети составляли сказки на тему: «Алханай в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)
Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний совместно с родителями ( дети готовили сообщения и выступали с ними во время непосредственно образовательной деятельности: о соболе, о бурундуке, о ёжике, об изюбре, о лисе.)
2. Использование методов экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок ( составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Алханая, составление маршрута для путешествия по природным памятникам на занятии по физкультуре).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматического строя речи. Например: камни – каменистый, песок – песчаный, дерево-деревянный).
Продуктивная деятельность - создание макетов, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик» «Чей хвост»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Алханай грустный, грозный, приветливый и др.
3. Практические методы.
Проведение акций: «Берегите природу Алханая!», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний (викторина «Алханай – сердце Дульдурги!»).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурс букет цветов «Осенние фантазии», «Поделки из природного материала», «Лесная сказка).
4. Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Национальный парк «Алханай»», «Цветы Сибири», «Легенды Алханайского леса).
Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика.
5. Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, альбомы, журналы «Сибирячек», легенды, сказки, карта Забайкальского края).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
6. Работа с родителями.
Беседы родителей с детьми об Алханае, о природе родного края.
Участие в оснащении мини – музея.
Пополнение художественной и научной литературы.
Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
Анкетирование.
Ожидаемый результат.
Знание детей приближаются к системным.
Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию об обитателях национального парка Алханай, его экологии.
Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
Проявляют чувства гордости и восхищения Алханаем, малой Родиной. –
Осознано правильное отношение детей к животным и растениям, к природе Алханая.