Елена Любченко
Проект «Удивительный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Удивительный космос
Актуальность
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
К. Циолковский
Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос?
Публикация «Проект „Удивительный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе и недостаточность знаний детей о празднике «12 апреля - День Космонавтики».
Проект позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств.
Цели и задачи
Цель:
1. Совершенствование познавательных способностей детей, знакомство с российским праздником — День космонавтики.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
2. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
3. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
4. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
5. Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
6. Воспитывать желание учиться, узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса.
7. Воспитывать чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов, бережное отношение к тому, что есть на нашей планете.
План деятельности по достижению цели
1. Подбор загадок, стихов, дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых и настольно - печатных игр.
2. Составление консультации и папки передвижки для родителей «12 апреля - День Космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?».
3. Разработка интегрированных занятий по теме «Космос» и развлечение.
4. Чтение с детьми художественной литературы.
5. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос».
6. Подготовка беседы по теме «Космос».
Предполагаемый результат
В ходе реализации проекта у детей сформируется нравственно-патриотические чувства.
Заинтересованность темой научит детей познавательной активности: совместно с родителями сформируют информацию по теме, ребята поделятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
У детей появится инициативное конструирование из строительного материала, конструктора, из бумаги оригами, разовьется творчество и детальность в работе. Дети примут участия в развлечении, где покажут имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствуют в веселых конкурсах и соревнованиях.
У родителей появятся знания и практические навыки при взаимодействии с ребенком. Обмен опыта педагога с родителями послужит становлению партнерских отношений в совместной организации жизни группы, изготовление поделок на выставку.
Педагоги
Появятся качества в работе с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностях через различные виды продуктивной деятельности.
Повысится уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).
Распространится педагогический опыт в использовании нетрадиционных изобразительных технологий: оригами.
Содержание проекта
Этапы реализации
Подготовительный этап.
Определение объёма работ по теме. Составление плана к поставленной цели, обсуждение темы с детьми и родителями о предстоящей выставки. Обновить содержание предметно — развивающей среды. Составление конспектов, картотек игр, определение тем консультаций и папок передвижек для родителей.
Основной этап.
Составление плана реализации проекта в соответствии с образовательными областями, а также тематическим планом. Осуществление работы в различных направлениях: познавательное, социально-коммуникативное, чтение художественной литературы, речевое, физическое, художественно-эстетическое развития.
Для детей будет предоставлен наглядный и дидактический материал, в процессе деятельности дети научатся моделировать, рассуждать, анализировать. Работа пройдет последовательно и в системе.
В ходе реализации проекта дети получат представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнают имя первого космонавта Земли, познакомятся со значениями новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствует развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
Большое внимание будет уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность, свободная игра, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, т. д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Заключительный этап
1. Подведение итогов работы над проектом.
2. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
3. Подготовка и проводится презентации по деятельности данного проекта.
4. Проведение развлечения.
Совместная деятельность
Совместная деятельность с детьми
1. Чтение художественной литературы о космосе, Знакомство и заучивания стихов.
2. Отгадывание загадок.
3. Беседы о космосе, о космонавтах, о солнечной системе.
4. Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток.
5. Подвижные игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.
7. Конструирование.
8. Рассматривание изображений иллюстраций макета, карт, книг.
9. Дидактические игры и настольно-печатные игры.
10. Рисование, лепка.
Совместная деятельность с родителями
1. Индивидуальные беседы с целью создать интерес и привлечь родителей к участию в проекте, подбор консультации.
2. Проведение выставки.
Совместная деятельность с педагогами.
1. Подбор методической литературы.
2. Разработка папки передвижки и консультации по данной теме.
Тематический план работы с детьми
1 неделя Образовательная область Мероприятие Задачи
Познавательное развитие Рассматривание изображений планет, карты звёзд и созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос». Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.
Познакомить детей с понятием «планета». Познакомить детей со строением Солнечной системы.
Социально-коммуникативное развитие Беседа:
«Кто первый космонавт?»,
«Кого принимают в космонавты?», «Животные в Космосе».
Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим космонавтам. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.
Речевое развитие
Чтение рассказов: В. П. Бороздина «Первый в космосе», В. В. Медведев Звездолет «Брунька», Свирин А. Б., Ляшенко М. Ю. «До земли ещё далеко». Отгадывание загадок; чтение стихов: «Летит корабль.» В. Орлов, В. Степанов: «Юрий Гагарин», И. Левченко «Улыбка Гагарина», А. Хайт «Ты ухватишься за звёзды». Учить внимательно слушать текст, понимать образное содержание, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры «Космическое путешествие», «Космонавты», «Космодром. Готовимся к полёту в космос». Побуждать детей к развертыванию сюжетно-ролевых игр. Развивать социально-личностные качества каждого ребё нка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Ракета»; слушание музыкальных произведений. Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в поделках. Формирование эстетического отношения к окружающему миру через музыку.
Учить слышать и понимать музыкальный образ, характер и настроение, выраженные в музыке.
2 неделя Образовательная область Мероприятие Задачи
Физическое развитие Подвижные игры «Тренировка будущих космонавтов», «Ждут нас быстрые ракеты». Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Солнечная система». Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Солнечную систему», и передавать характерные особенности средствами рисунка.
Речевое развитие Настольно-печатная игра «Солнечная система»; Дидактические игры и упражнения «Потому что…», «Добавь словечко»,
«Собери ракету» (из строительного материала, «Найди одинаковые ракеты». Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу, активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Развивать память, мышление, воображение. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Познавательное развитие Конструирование из бумаги-оригами «Первый полёт ракеты». Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую; закреплять умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую, воспитывать аккуратность, развивать творческое воображение, фантазию детей.
Социально-коммуникативное развитие Развлечение «День космонавтики». Углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, формировать познавательный интерес к теме космоса, развивать коммуникативные способности, воспитывать уважительное отношение к профессии космонавта, любознательность у дошкольников.
Работа с родителями
1. Была оформлена творческая выставка работ по теме «Космос», выполненных детьми вместе с родителями.
2. С родителями проводились консультации по темам «Почему Луна превращается в месяц?», «Знакомим ребенка с космосом», «Планеты и звезды».
3. Для родителей - была представлена папка - передвижка «Всемирный день авиации и космонавтики», где даны не только рекомендации, но и предложены совместные со взрослыми игры и задания для лучшего запоминания данной темы.
Результаты реализации проекта
У детей создалось целостное представления о празднике - День космонавтики. Дети стали активно интересоваться темой о космосе, о космическом пространстве Вселенной, о Солнечной системе.
Приобрели знания о личности первого космонавта Юрия Гагарина, также познакомились с другими известными советскими космонавтами и их достижениями в космических полётах.
Дети активно стали проявлять инициативное конструирование из строительного материала, конструктора.
Обогатился словарь, сформировалось наблюдательность, любознательность, появился интерес к познавательной деятельности.
Родителями совместно с дети находили информацию по теме, в последствии дети поделились своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Родителей заинтересовал проект в последствие чего приняли активное участие в выставке. Совместная работа педагога и родителей привела к партнёрским отношениям в воспитание и образование детей.
Выводы по проекту
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Удивительный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Использованная литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2005.
2. Г. Юрмин, А. Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.
3. Калашников В. О звездах и планетах Калашников В. - Москва,2004.
4. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.
5. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2009.
8. Н. С. Голицына Конспекты комплексно – тематических занятий-Москва, 2003.
9. Алексеева И. В. «Удивительный мир астрономии»; Санкт - Петербургская академия постдипломного образования; 2010.
10. Дерягина Л. Б. «Дошкольникам о российских покорителях космоса» - Москва,1999.
11. Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе» (методическое пособие); - М. : ТЦ Сфера, 2014.