Халикова Зульфия
Проект «У природы нет плохой погоды»
▼ Скачать +Заказ
У природы нет плохой погоды
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Кыштовского района детский сад "Солнышко
ПРОЕКТ
«У природы нет плохой погоды»
Приготовила : воспитатель Халикова З, Г высшей котегории
2023г
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта : «У природы нет плохой погоды»
Авторы проекта :
Воспитатели
Участники проекта :
дети группы, воспитатели, родители.
Вид проекта :
Публикация «Проект „У природы нет плохой погоды“» размещена в разделах
информационно – исследовательский.
Срок реализации:
Длительный (октябрь – сентябрь)
Формы и методы реализации проекта :
Формы:
НОД, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, совместная деятельность со взрослыми.
Методы:
игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Характеристика информационно-исследовательского проекта.
Пояснительная записка.
Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.
С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.
Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.
Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.
Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении планируется создание метеорологической площадки.
Актуальность проекта : почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.
Проблема: недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта : формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
• познакомить с профессией метеоролога;
• формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
• познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;
• дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
• формировать представления о четырех частях света;
• познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
• воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
• воспитание навыков применения знаний на практике;
• привлечение родителей к изготовлению метео- приборов для наблюдения за погодой.
Содержание проекта
Этапы проекта :
Подготовительный
• обозначение цели проекта;
• постановка задачи данного проекта;
• определение сроков проведения проекта;
• составление плана работы над проектом.
Основной
На этом этапе предполагается организация и проведение различных мероприятий:
• экскурсий
• дидактические игры по экологии
• совместные развлечения для детей и родителей
• НОД
• беседы, презентации (ИКТ)
• экспериментирование
• чтение художественной литературы
• рассматривание иллюстраций, картин
• ведение календаря погоды, дневника природы и календаря наблюдения за птицами.
Заключительный
• подготовка площадки;
• высадка цветов – барометров;
• работа на метеоплощадке.
Предполагаемые результаты:
• развить умение работать с приборами,
• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и ветра, о частях света;
• установить метеоплощадку на территории ДОУ;
Организация деятельности в ходе выполнения проекта
План работы с детьми
Месяц Тема Форма работы с детьми
Октябрь «Что такое погода?»
Цель: знакомство с погодными явлениями
Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.
Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.
Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Опыты - эксперименты с водой, воздухом. Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.
Рассматривание иллюстрации о приметах времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.
Консультация для родителей: О пользе прогулки в любое время года»
Ноябрь «Загадки планеты Земля»
Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца
Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»; анализ анкеты для родителей).
Беседы: «Как изменилась одежда людей поздней осенью». «Осенняя погода»
Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;
НОД «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» (по технологии С. Н. Николаевой)
Цель: формирование у детей представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.
Чтение художественной литературы:
Э. Шим «От чего Осень грустна»
А. Майков «Осень»
Опытно-экспериментальная деятельность:
свойства песка и глины: песок впитывает воду, глина не впитывает.
Памятка для родителей: «Высказывания и афоризмы великих людей о природе».
Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Ноябрь);
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.
Декабрь «История зарождения метеорологии, как науки»
Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога
Просмотр презентации: «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т. д.
П / игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Наблюдение за снегопадом (дождём).
Чтение художественной литературы:
А. Плещеев «Скучная картина»
Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т. д.
Выставка рисунков «Волшебное зимнее дерево" Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об зимних явлениях в природе; Расширять словарный запас детей.
Январь «Приборы-помощники».
Цель: знакомство с различного вида термометрами.
Беседы:
«Снег, иней, лёд.», «Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры»
Цель: уточнять знания о термометре воздуха.
Экскурсия в библиотеку: «Что такое метеостанция?»
Консультация для родителей «Экология в вашей семье».
Чтение художественной литературы:
Е. Явецкая «Зима-рукодельница»
И. Бунин «Первый снег»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);
Наблюдение за снегом.
Опытно-исследовательская деятельность:
ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожкам;
изготовление цветных льдинок для украшения участка.
Февраль «Народные приметы»
Цель: знакомство с приметами предсказателями.
Настольная игра «Времена года» - развивать мелкую моторику.
Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.
Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.
Наблюдение за сосульками.
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Февраль»
Э. Шим «Сосулька»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Дидактические игры: "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.
Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…» Цель: Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Март «Коллекция народных примет».
Цель:
Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах.
Беседы с детьми:
«Растения-барометры»
«Птицы- метеорологи»
«Насекомые - предсказатели погоды»
Наблюдение за солнцем.
Опыты – эксперименты с воздухом: «Сколько весит воздух?»
Наблюдение в природе «Какого цвета небо?» Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Рисование акварелью «На что похоже облако?» Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Апрель «Цветы-синоптики на участке» (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).
Цель:
Систематизировать и углублять представления детей о цветах – синоптиках.
Посев цветов; высадка на метеоплощадку.
Чтение сказок о цветах. Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.
Чтение, обсуждение экологических сказок : "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное". Цель: Учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.
Наблюдение за ветром.
Рисование на тему: «Деревья на ветру»
Беседы: «Как увидеть воздух?»
«Как увидеть ветер?»
Опытно-экспериментальная деятельность:
проверить с помощью султанчика наличие ветра, измерить силу ветра;
П/ игры: "Раз, два, три - этот лист бери!", "Белкины запасы", "Вершки - корешки". Цель: Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствовать развитию двигательной активности, выносливости, внимания.
Май «Прогноз погоды».
Цель:
Обобщить знания детей о прогнозе погоды.
Наблюдение за радугой.
НОД: «У природы нет плохой погоды»
Цели: учить детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека
Чтение художественной литературы:
З. Александрова «Грибной дождь»
А. Майков «Летний дождь».
Опытно-исследовательская деятельность:
«радуга-дуга» : в солнечную погоду с помощью лейки, насадки «дождик» и воды воспроизвести радугу.
Рисование на тему: «Радуга-дуга».
Составление рассказов «Я люблю такую погоду» Развивать воображение, связной речи.
Оборудование метеоплощадки: психометрическая будка, ветровой рукав, линейка снегомерная, солнечные часы.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта :
• родители – изготовление оборудования для метеоплощадки;
• музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеоплощадке помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
Список использованной литературы:
1. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
2. Автор-составитель Поваляева М. А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д. : «Феникс», 2002. – 416 с.
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 144 с. : ил. – (Дошкольный мир).
4. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр. : с. 573
5. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004
Приложение
Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха)
Знакомство с прибором - барометром
Измерение высоты снежного покрова Коллективная работа «Волшебное зимнее дерево"
НОД «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» (по технологии С. Н. Николаевой
Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня.
Просмотр презентации: «Погода».
Рисование на тему «Планета Солнце» Метеостанция на территории ДОУ
Опыты - эксперименты с водой, воздухом.