Ольга Камалитдинова
Проект «Путешествие в страну вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Современный ритм жизни не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встречи. Не соблюдая правил этикета, родители, зачастую, требуют этого от детей. Нередко можно услышать как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей. В воспитании вежливости важным является личный пример людей, окружающих ребенка.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста этических норм поведения.
Публикация «Проект „Путешествие в страну вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Задачи:
1. Формирование этического поведения.
2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
3. Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.
4. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
5. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.
Вид проекта : Практико – ориентированный проект.
Тип проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Продукт проекта :
• Организация выставки рисунков детей с родителями на тему «Что такое вежливость»;
• Проведение с детьми развлечения «Первые шаги в мир хороших манер»;
• Презентация проекта.
Предполагаемый результат.
• 1. Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
• 2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
• 3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
• 4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
• 5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Перспективное планирование по формированию у детей дошкольного возраста этических норм поведения
«Путешествие в страну вежливости».
Месяц
Совместная деятельность педагога и ребёнка
Тема Развернутое содержание
Декабрь 2021 год
Январь 2022 год I неделя «Что такое этикет» Беседа «Что такое этикет»;
Беседа «Страна хороших манер»;
НОД «Урок вежливости»;
Чтение произведений В. Осеевой «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Работа с родителями: Консультация «Правила хорошего тона».
II неделя «Вежливо - невежливо» Заучивание пословиц и поговорок о вежливости;
Проблемные ситуации;
НОД рисование на тему: «Прогулка всей семьей»;
Дидактические игры «Вежливо или невежливо»; «Назови ласково».
Работа с родителями: Консультация «Правила поведения в общественных местах»
III неделя «Волшебные слова» С / р игра «День вежливости в магазине»;
Игра «Доскажи словечко» : «Растает ледяная глыба от слова теплого…»
Чтение «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Добрый вечер» А. Степанов.
Разбор ситуаций, изображённых на карточках;
Словесные игры «Назови вежливое слово».
Работа с родителями: Анкета для родителей «Вежлив ли ваш ребенок».
IV неделя «Ежели вы вежливы». Экскурсия в клуб «Металлург»;
НОД «Ничто не ценится так дорого, как вежливость»;
с/р игра «День рождения у куклы Кати»;
словесная игра «Мне нравится с тобой дружить»;
викторина «Школа вежливых наук».
Работа с родителями: совместное творчество родителей с детьми «Давайте жить дружно».
Диагностика нравственного развития.
Для отслеживания эффективности работы по нравственному развитию детей предлагается использовать методики Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности в начале и в конце работы.
Методика «Закончи историю»
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость.
Проведение. Исследования проводят индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».
1. У девочки на дорогу из корзинки высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик, он подошел к девочке и сказал…Что он сказал? Почему он так сказал? Как он потупил? Почему ты так думаешь? (после каждой мини – истории задаются аналогичные вопросы).
2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть и к ней подошла младшая сестра Варя и сказала : «Я тоже хочу поиграть с твоей куклой» Катя ответила…
3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участие в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила…
4. Петя и Вова вместе играли и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Петя ответил…
Обработка результатов. 1 балл – ребенок не может оценить поступки детей. 2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 4 балла – ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: изучить эмоциональное отношение к тем же нравственным качествам, указаные в предыдущей методике.
Материал: картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книжку, а девочка уступила место пожилой женщине).
Проведение: Исследования проводятся индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны плохие. Объясни, почему ты именно так их разложил».
Обработка результатов. 1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стороне оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных, эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам. 2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия. 3 балла – правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Результаты входящей диагностики по формированию у детей этических норм поведения.
Обследовано: 20 человек.
Форма обследования: индивидуальная.
Цель: изучить осознание и эмоциональное отношение к нравственным качествам.
Фамилия, имя ребенка. Задание №1 Задание №2 Уровневый показатель
1 А. Ваня 2 2 5
2 Б. Асема 3 2 5
3 Г. Софья 2 2 4
4 Г. Глеб 3 3 6
5 Д. Мадияр 2 2 4
6 Ж. Айлина 2 2 5
7 К. Слава 2 2 4
8 К. Вика 2 2 4
9 М. Аида 2 2 5
10 М. Ахмад 2 2 5
11 М. Вероника 3 2 5
12 М. Полина 3 3 6
13 П. Алина 2 2 5
14 Р. Софья 3 2 5
15 С. Артём 2 2 4
16 С. Кирилл 3 3 6
17 Т. Никита 2 2 6
18 У. Альбина 3 2 4
19 Ш. Артём 2 2 4
20 Ш. Виталий 2 2 4
%, соотношение 35% детей называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 15% правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
0% детей с высоким уровнем
60% детей со среднем уровнем
40%детей с низким уровнем
65% детей может оценить поведение детей как положительное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 85% ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия
Вывод: По результатам диагностического обследования было выявлено:
высокий уровень – нет;
средний уровень (5-6 баллов из 7 возможных) -12 детей;
низкий уровень (4 балла из 7 возможных) – 8 детей.