МААМ-картинки

Проект для старших дошкольников «Ловкие пальчики»

Виктория Кудрявцева
Проект для старших дошкольников «Ловкие пальчики»

Проект

Тема: «Ловкие пальчики» -

развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка.

Публикация «Проект для старших дошкольников „Ловкие пальчики“» размещена в разделах

Вот почему проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения. Необходимо уделять пристальное внимание развитию мелкой моторики для того, чтобы быть успешным в школе, уметь логически мыслить, иметь хорошо развитую память, внимание, связную речь.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов. Не секрет, что познавательные процессы ребенка и их активизация - залог успешного обучения, в школе. К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся : восприятие, внимание, память, мышление, воображения, речь. Движения рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

О том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму.

В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев ручей и недостаточной форсированностью зрительно - двигательной координации. Понимая, какое значение имеет игровая деятельность в развитии мелкой моторики старшего дошкольного возраста, решила разработать проект по данному направлению.

Цель проекта : развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, как средства активизации познавательных процессов и подготовки к обучению в школе.

Задачи:

способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

формировать и совершенствовать пространственные представления: ориентация на листе, графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам;

формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия;

развивать психические процессы: произвольность внимания, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей; совершенствовать опыт просветительской работы с родителями, с привлечением их к участию во всех этапах развивающего процесса.

• проанализировать у детей уровень сформированности мелкой моторики графомоторных навыков по окончанию проекта;

• воспитывать усидчивость, целенаправленность.

По продолжительности: долгосрочный (2 года).

По классификации: групповой.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.

Гипотеза:

Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Предполагаемый результат:

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в играх, упражнениях, разных видах продуктивной деятельности способствует подготовке руки к письму.

Этапы работы над проектом :

Первый этап - подготовительный.

Изучение:

Научно - методической литературы по теме проекта.

Подбор диагностического материала.

Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики.

Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.

Создание предметно - развивающей среды.

Второй этап - основной: совместная деятельность педагога и детей.

Игровая деятельность: пальчиковые игры и упражнения; массаж кистей рук и пальцев;

игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; игры с веревочкой, шнуровкой.

Продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование; раскрашивание; вырезывание ножницами.

Познавательно - исследовательская: конструирование из лего - конструктора; конструирование из бумаги, из природного материала, из конструктора, мозаик; графические упражнения, штриховки.

Использование: биоэнергопластики; нетрадиционных форм: горох, рис, рисование на манке, песке, грецкие орехи, макароны, обведение трафаретов, рисование по контуру, точкам, клеткам и т. д.

Театральная деятельность - показ разных видов театра.

Третий этап - заключительный.

Диагностическое обследование уровня форсированности навыков развития мелкой моторики и координации движений руки.

Основные принципы моей работы при реализации данного проекта :

Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной,

привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

Принцип гуманности - предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОУ и семьи.

Принцип преемственности - организация и поддержание связей между возрастными категориями детей.

Пути преодоления:

• изучить возрастные, психика - педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;

• разработать план мероприятий по формированию активизации познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и подготовки к обучению в школе;

• провести диагностическое исследование уровня сформированности мелкой моторики рук;

• организовать и оснастить развивающую предметно - пространственную среду;

• организовать работу по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста;

• повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании по формированию активизации познавательных процессов, развитию мелкой моторики рук и подготовке к обучению в школе;

• разработать методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, как средства активизации познавательных процессов и подготовки к обучению в школе.

B своей работе использую следующие методы и приемы:

Словесный (объяснение, рассказ)

Наглядный (показ, демонстрация, схемы)

Практический (совместный показ и рассказ педагога совместно с детьми, игра).

А также различные способы и средства:

Для удобства виды игровых упражнений, используемые в работе с детьми,

я разделила на блоки.

1. Блок "Пальчиковые игры "- пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые шаги, работа со счетными палочками, самомассаж, шнуровка, мозаика, пазлы, конструктор, игры с молнией, игры с бусинами, театр теней, игры с природным материалом.

2. Блок "Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики"- ниткография, работа с сыпучим материалом, пластилинография. аппликация, работа с бумагой и ножницами.

3. Блок "Развитие графической моторики» - проведение различных линий, штриховки простым и цветными карандашами, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда.

4. Блок "Использование нестандартного оборудования"- «игра полянка» : дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цвета, ориентируются на плоскости. Для изготовления взята потолочная панель, цветы изготовлены из цветной самоклеющейся пленки, прикрепляются на липучки. Висит на стене в доступном для детей месте.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах.

Понимая, какое значение имеет игровая деятельность в развитии мелкой моторики старшего дошкольного возраста, стремилась создать условия: начала с построения развивающей предметно - пространственной среды.

Развивающая предметно - пространственная среда разнообразна и доступна для ребенка, наполненная предметами, которые дети могут брать, рассматривать, сравнивать, использовать в игровой деятельности. В игровой зоне дети действуют с игрушками, конструкторами, бросовым материалом, различными инструментами, предметами, мозаикой, шнуровками и т. д.

В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, различные лекала, трафареты, предметы для экспериментирования в рисовании, глина, штамповки карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т. д.

В учебной зоне: пеналы с ручками, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности. При желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а гак же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда постоянно обновляется, дополняется занимательным материалом, что способствует большему развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Система моей работы включает в себя комплекс занятий со всеми участниками образовательного процесса. Игры, упражнения, методические рекомендации, консультации для родителей с целью повышения эффективности работы по данному направлению.

Основа моей работы - совместная деятельность педагога с детьми, которая включает:

Подгрупповую форму работы - позволяет работать с небольшим количеством детей, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по уровню развития, но возрасту и др. Это улучшает эффективность работы, коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.

Парную форму работы - предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары можно формировать по желанию воспитателя или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку, можно дать ребенка посильнее.

Индивидуальную форму работы - предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка.

Работу по развитию мелкой моторики рук провожу традиционными и нетрадиционными способами.

Традиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук;

• Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём.

Игры: мозаика, конструкторы.

Кукольные театры: пальчиковый театр теней.

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

• Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

• Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала:

• Бросовый, природный, хозяйственно - бытовой.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Играя в пальчиковые игры, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. 1ворчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. В своей работе я стараюсь использовать наиболее интересные формы работы на занятиях.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - это выкладывание с помощью нити контурных изображении различных предметов. На начальном этапе, я учила детей выкладывать из ниток контуры простых предметов, затем более сложных. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается.

Развитие графической моторики и ручного праксиса – координированное, сознательное произвольное движение или действие.

Для его развития использую такие упражшения, как: перебирать пальцами, крутить карандаш, рисование, штриховка, обведение по контуру, проведение различных линий в разных направлениях, работа с трафаретами, контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам, дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры, лабиринты, закрашивание фигур по образцу и по желанию детей.

В старшей группе использовала графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень валено для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования я использовала книжки - раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении этих заданий решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер, развиваются графомоторные навыки.

Это способность ребенка удерживать пишущий предмет, целенаправленное умение ребенка рисовать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы, контролировать собственную деятельность, правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично, что валено для выработки красивого и четкого почерка. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

В старшей группе детям предлагала тетради в крупную клетку. На первом этапе детей учила ориентироваться на листе бумаги: где у листа левый край, правый, где низ, вверх. Дети определяют правый и левый верхний (нижний) угол, середину листа. Игра «Веселые клеточки» способствуют ориентировке на листе бумаги с помощью перемещения по клеточкам бабочек, шариков, машинок.

Использую тетради - прописи, тетради - штриховки со специально подобранными графическими упражнениями для подготовки руки к письму. Опыт работы свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Следующим этапом в работе с детьми старшей группы было составление и проведение диагностики детей с целью выявления развитости мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а именно:

1) провести диагностику, с целью выявления уровня мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2) провести работу с детьми с низким и средним уровнем развития моторики;

3) провести повторную диагностику развития мелкой моторики;

4) проанализировать динамику.

Обследование мелкой моторики рук проходило в 2 этапа:

Статические и динамические упражнения.

1. Статические упражнения:

Педагог даёт образец выполнения каждого упражнения. При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Каждое упражнение выполняется правой, левой рукой, а так же обеими руками вместе, вовлекая в действие все пальчики (педагог даёт образец выполнения каждого упражнения).

«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10 (педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка).

2. Динамические упражнения:

работа с бумагой, обрывная аппликация, сила тонуса, обследование щепоти, захват карандаша, катание шарика.

В старшей группе проводила диагностику с детьми по методике Сосниной С. П.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. Перед ним лежал листок с заданием. Задача ребенка состоит в том, чтобы он внимательно выслушал задание и приступил к его исполнению. Все задания выполнялись простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После выполненного задания необходимо похвалить и поблагодарить его при любом результате.

Используя данную систему работы с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Результаты диагностики Вы видите на экране.

Начало года. Конец года 25 чел. :

Высокий уровень: 7% (2 чел.) Высокий уровень: 32% (8чел.)

Средний уровень: 48% (13 чел.) Средний уровень: 68% (17 чел.)

Низкий уровень: 45% (12 чел.) Низкий уровень - 0%

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 6 - 7 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными, что облегчает детям работу в тетради.

Перейдя в подготовительную группу, детям предъявляются требования, которые непосредственно нужны в школе. Развивая графические навыки, мы решаем несколько задач:

Совершенствование системы: глаз - рука; ухо - рука;

• Формирование графических навыков;

• Развитие способностей слухового и зрительного анализа

• Умение поддерживать необходимый темп деятельности

• Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и тетради в клетку

• Умение правильно держать ручку и карандаш

• Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

• Умение работать в тетради

• Умение организовывать свое рабочее место.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводила в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Диагностика по развитию навыков ручной умелости у детей подготовительной группы была проведена по методике Н. Гариевой, которая выявляет уровень графомотормых функций, графических навыков, то есть готовность руки к письму.

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Результаты диагностики представлены на экране.

Высокий уровень: 14% (3 чел.) Высокий уровень: 36% (8 чел.)

Средний уровень: 59% (13 чел.) Средний уровень: 64% (14 чел.)

Низкий уровень: 27% (6 чел.) Низкий уровень: О

Анализируя выполненные задания, отмечаю, что у детей с высоким уровнем развития графических навыков наблюдаются: четкие правильные линии изображения, правильное положение тела при работе, движения руки не зажаты. Так же эти дети на занятиях по рисованию, лепки, аппликации, конструировании, ручного труда - сконцентрированы, самостоятельны, аккуратны в выполнении работы.

В группе детей со среднем уровнем развития мелкой моторики, были выявлены ошибки разного характера: неправильный зажим карандаша, сильное давление на карандаш, выполняет

медленно; выполняет очень быстро, не сосредоточен; часто отвлекается, пет интереса, допускает ошибки в выполнении, неправильная поза при работе (но, выполняет задания четко, правильно, уровень развития мелкой моторики находится в пограничной зоне высокого уровня).

У детей с низким уровнем развития мелкой моторики ошибки похожи: неправильная поза при письме, управление карандашом; неуверенность движений, невнимательность, быстрая утомляемость, нечеткость линий и изображения фигур. На занятиях эти дети не справляются с заданием, прибегают к помощи педагога.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

• специальные игры - упражнения для развития мелких движений пальцев;

• обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;

• формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей» и другие, с целью - довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Не забывать хвалить ребенка.

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме, например: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка» и др. Родители участвовали в оформлении предметно - развивающей среды группы, а именно, в изготовлении дидактического материала и пособий.

Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», например: «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Развивающие игры на кухне» и т. д. Для родителей эта тема оказалась очень интересной, они знакомились с представленным материалом, получали консультации, принимали активное участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах, приносили различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.

Я приглашала родителей поучаствовать в различных мероприятиях, викторинах, развлечениях, а также устраивала дни открытых дверей, где они могли посетить любую образовательную деятельность или режимный момент и посмотреть, как чем занимаются дети.

Проведённая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, принесла свои положительные результаты:

1) Улучшилось состояние развития мелкой моторики.

2) Речь детей стала более выразительной и внятной, более интонированной, стихи и потешки дети рассказывают более выразительно, ритмично.

3) Улучшилось звукопроизношение.

4) Дети стали более общительными.

5) Значительные изменения можно наблюдать на занятиях по работе с тетрадью, изодеятельностью.

6) Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Таким образом, в результате проделанной работы, я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Публикации по теме:

«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет)«Наши ловкие пальчики». Совместное мероприятие с родителями и детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4–5 лет) Конспект совместного мероприятия с родителями и детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР, 4 – 5 лет) учителя-дефектолога.

Дидактическая игра с прищепками «Ловкие пальчики»Дидактическая игра с прищепками «Ловкие пальчики» Дидактическая игра с прищепками «Ловкие пальчики». Воспитатель: Клименко Наталья Александровна Цель игры: Развивать мелкую моторику.

Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторикиКнига «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старших дошкольников «Ловкие пальчики»
Опубликовано: 19 июня 2024 в 16:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для старших дошкольников «Ловкие пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кудрявцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД