ЕЛЕНА КАЛУЦКИХ
Проект «Театр и дети»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» п. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области
(МБДОУ д/с «Колосок» п. Лев Толстой)
Проект подготовила и провела: Калуцких Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Лев Толстой 2022 г.
Паспорт проекта.
Тип проекта :
По доминирующему методу: игровой, творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный, двухнедельный.
Публикация «Проект „Театр и дети“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей комбинированной группы, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта : с 14 марта по 25 марта.
Актуальность темы.
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов)
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи проекта :
Образовательные
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, видах, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т. д.
Развивающие
Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
Развивать артистические навыки, познавательные способности детей, сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
Развивать способность запоминать слова героев.
Развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика).
Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные
Воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемый результат:
Активное внедрение театральной деятельности в жизнедеятельность воспитанников детского сада будет способствовать развитию у них нравственных представлений, активному развитию речи, творческую инициативу, эстетический вкус, широко развивает творческий потенциал дошкольников.
Благодаря проделанной работе дети станут активнее и сознательнее пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в разных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появилась любознательная активность к самостоятельному познанию, размышлению.
Риски и пути преодоления рисков:
В данном проекте не должны возникнуть мотивационные риски его неудачной реализации, так как этот проект очень заинтересовал всех (и родителей, и самих детей, а мы, педагоги с удовольствием готовы работать над развитием талантов наших детей).
Родители готовят детей: дома разучивают с детьми роли, планируют совместный выход в детский театр, планируют начать готовить костюмы и помогать воспитателям в заготовке декораций
Если вдруг возникнут карантинные риски, то спектакль будет перенесен на другую дату. Путями преодоления станут здоровьесберегающие технологии.
Для того чтобы не возникли следующие риски: неосведомленность родителей, слабая заинтересованность, отсутствие мотивации воспитателями ведется ежедневная работа с родителями и детьми.
Пути преодоления рисков:
Путями преодоления рисков являются:
1) проведение информационной работы среди детей и родителей;
2)отслеживание деятельности по реализации проекта;
3) организация и проведение круглых столов, ежедневная работа с родителями, репетиции, групповая и индивидуальная работа с детьми.
Продукт проекта :
Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ);
словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.
игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.
Роль родителей в реализации проекта :
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театральной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театральной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Участие специалистов в реализации проекта : Организуют образовательную деятельность, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Этапы проведения проекта :
1 этап: Вводный.
Опрос детей на тему «Что я знаю о театре?»
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозируемый результат.
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Волшебный мир театра».
- Создать развивающую среду по данной тематике (Стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей).
- Подобрать и изготовить костюмы, атрибуты к постановке сказок (Создать условия для формирования интереса к театральному искусству).
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Обсуждение проекта с родителями; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
- Составить перспективный план мероприятий.
2 этап: Подготовительный.
- Проектирование театральной зоны в группе.
- Разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д. по теме проекта.
- Создать наглядный материал “Художественное слово о театре”.
- Организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр».
- Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС”.
3 этап: Основной.
Для детей:
- рассматривание иллюстраций по теме “Театр”. Интерактивные игры.
- чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о театре. Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.
- выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Для родителей:
-консультации: «Играем в театр».
-памятки и консультации, буклеты.
4 этап: Заключительный.
Составление портфолио проекта.
Показ театрализованной экологической сказки «Весенняя сказка» для детей младших групп.
План реализации проекта.
Направления Содержание деятельности Срок исполнения
Работа с детьми ОД «Знакомство с театром».
Словесная игра «Два – пять».
Оформление выставки книг по теме проекта.
Дидактическая игра: «Где мы были – мы не скажем».
14 марта
понедельник
Сотрудничество с родителями Подготовка информационного стенда для родителей по проекту.
Опрос родителей.
Работа с детьми Просмотр презентации «В гостях у театра».
Беседа «Что такое декорации? Для чего нужен театральный реквизит?»
Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист».
Подвижная игра: «Дождь».
Артикуляционная гимнастика:
«Окошко», «Чистим зубки», Чашечка».
Игра – пантомима:
«Кто живет в Африке?», «Пойми меня».
15 марта
вторник
Сотрудничество с родителями Консультация для родителей: «Театр в жизни ребенка».
Работа с детьми ОД Развитие речи «Что мы знаем о театре».
Загадки о театре.
Рассматривание изображений разных театров.
Дидактические игры «Угадай, чего не стало?», «Займи свое место».
Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.
16 марта
среда
Сотрудничество с родителями Провести просветительскую работу с родителями по теме «Театрализованная деятельность в детском саду по ФГОС”.
Работа с детьми Рассматривание иллюстраций «Театр».
Рисование «Украшаем театральный костюм для артиста».
Игры на развитие плавных движений рук: «Ветерок», «Ленточки - поющие руки».
17 МАРТА
четверг
Сотрудничество с родителями Буклет «Как устроить домашний театр для детей».
Работа с детьми Чтения стихотворения Н. В. Соколовой «Театр кукол».
Кукольный театр – показ сказки (по выбору детей).
Игры: «Измени голос», «Хитрый маленький зверек».
Игра – пантомима «Угадай, что покажу».
18 МАРТА
пятница
Сотрудничество с родителями Предложить создать альбом о театре.
Отчет по проекту (вацап).
Раздать слова к инсценировке.
Работа с детьми Викторина «Мы любим сказки».
Беседа «Волшебство театра» (закрепление).
Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.
21 марта
понедельник
Сотрудничество с родителями Папка – передвижка «Дети и театр».
Работа с детьми Рассказывание о театральных профессиях.
Сценка сказки «Заюшкина избушка».
Дидактическая игра «Театр».
Дидактические игры «Театральные профессии», Угадай, кто?».
Репетиция сказки «Весенняя сказка».
22 марта
вторник
Сотрудничество с родителями Индивидуальные беседы.
Работа с детьми Сюжетно – ролевая игра «Мы – артисты».
Беседа: «Культура поведения в театре».
Показ настольного театра «Три медведя» (дети).
Чтение Б. Заходер «Плачет киска…», И. Жуков «Киска».
Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо», «Хитрая лиса» «я – грустный заяц»….
23 марта
среда
Сотрудничество с родителями Консультации для родителей "Играем в театр".
Работа с детьми Игровая ситуация «Почему Ане не понравилось в театре»
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»
Подвижная игра «Звери».
Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем!»
24 МАРТА
четверг
Сотрудничество с родителями Привлечь к созданию выставки детских работ. Помощь в изготовлении костюмов и декораций к сказке.
Работа с детьми Показ постановки сказки «Весенняя сказка» детям младших групп.
25 МАРТА
пятница
Сотрудничество с родителями Организация выставки детских работ.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
Литература:
1 .Васильева М. В, Гербова В. В, Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
2. Веракса Н. Е, Васильева М. В, Комарова Т. С. «Программа «От рождения до школы»;
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М. : РОСМЭН, 2000.
5 .Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
6 .Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
7 .Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
Интернет ресурсы:
vospitately.ru/publikacii-vospitatele
Материально – техническое:
- подборка консультативного материала для родителей;
- разработка проекта, конспектов занятий, игр;
- подбор иллюстраций, детской литературы;
- музыкальное сопровождение;
- оформление предметно-развивающей среды по теме «Театр и дети".