оксана павлова
Проект «Театр — дети — театр» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Сказочный мир театра
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Публикация «Проект „Театр — дети — театр“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Цель проекта : Приобщить детей к театральной культуре.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Учить детей различным средствам импровизации.
3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Участники проекта :
1. Воспитанники группы.
2. Воспитатели группы.
3. Родители детей группы.
4. Музыкальный руководитель.
На сколько рассчитан проект : на период пребывания ребёнка в ДОУ (4 года).
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
• организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
• организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап
Предварительная работа
- Изучение методической литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап
Основная работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
3 этап
Заключительная работа
Содержание работы:
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
1 этап
Предварительная работа:
- изучение методической литературы;
- организация предметно-развивающей среды.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. СанПиН.
3. Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
4. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
5. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
6. Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
7. И. П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
8. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
9. Н. В. Смирнова, В. К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
10. С. Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
11. Н. В. Зарецкая, З. А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
12. В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Организация предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном.
2. Куклы би-ба-бо.
3. Верховые куклы.
4. Куклы на гапите.
5. Плоскостные театры.
6. Фланелеграф.
7. Пальчиковые игрушки.
8. Театр резиновой игрушки.
9. Театр мягкой игрушки.
10. Театр кружек.
11. Театр марионеток.
12. Круглая настольная сцена.
13. Маски.
14. Костюмерная с большим зеркалом.
15. Уголок ряжения.
16. Театр рукавичек.
17. Теневой театр.
18. Театр ложек.
19. Книги-раскладушки.
20. Конусные куклы.
21. Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
22. Атрибуты для танцевальных импровизаций.
2 этап
Структура программы по реализации задач проекта.
Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.
Основные задачи программы:
1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
2. Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
3. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
4. Совершенствование артистических навыков детей.
Структура программы:
Программа состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-6 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.
Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Песенное творчество;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах;
- Основы кукловождения;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации.
Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.
Театральные занятия начинаются со второй младшей группы и проводятся 1-2 раза в неделю. В сетке занятий оно планируется обычно в первой половине недели. Занятие можно проводить утром и вечером на усмотрение воспитателя. Начиная со средней группы можно проводить два занятия в неделю. В старшей группе два занятия в неделю.
Материал для занятий берётся из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.
Вторая младшая группа
Содержание работы:
1. Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.
2. Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
3. Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
4. Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
5. Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов театра : обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
6. Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
8. Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
9. Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
10. Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
11. Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
12. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
13. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Театральные занятия во второй младшей группе :
На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.
Большое значение во второй младшей группе отводится работе над этюдами. Это-своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца кон-центрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Так-же дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку
Сентябрь-ноябрь (вторая младшая группа)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Привлекать детей к сочинению коротких сказок и историй Настольный театр резиновой игрушки «Встреча в лесу», «Медведь и ослик» (сочиняют дети)
Песенное творчество Сопровождение движения куклы песенкой, придуманной ребёнком Любой настольный театр Любая песенка из сказки или музыка напр. «Мишка пляшет» М. Протасова
Танцевальное творчество Вызывать эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку Фонограмма любой ритмичной музыки Предложить детям придумать и станцевать танец любого из персонажей сказки «Репка»
Импровизация на детских музыкальных инструментах Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками Балалайки, дудочки, баяны, пианино Имитировать игру на этих инструментах
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Познакомить детей с приёмами кукловождения настольного театра Настольный театр Занятия 1-4, 5-8, 9-12
стр. 9-26.
Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Основы кукольного театра Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли. Настольный театр, настольные куклы, игрушки, мягкие игрушки
Основы актёрского мастерства Воспитывать внимательность, развивать фантазию и воображение детей Работа у зеркала
Основные принципы драматизации Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение, поощрять доброжелательное отношение друг к другу, побуждать включаться в игры-драматизации Драматизация в костюмах, в предметном окружении, с декорациями По сказке «Репка»
Праздники, досуги, развлечения Привлекать к рассказыванию сказок, вызывать интерес к происходящему на сцене, обогащать детей яркими впечатлениями Атрибуты для концертной обстановки, костюмы Инсценировка сказки «Репка», открытый просмотр сказки
Вторая младшая группа (декабрь-февраль)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия, репертуар.
Содержание работы
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Поощрять стремление детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках Настольный театр конусной игрушки «Бабушка и внучка», «Лиса и кот», «В гостях у Деда Мороза» (сочиняют дети)
Песенное творчество Предложить детям сочинить песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной или плясовой Крупная мягкая игрушка «Колыбельная для Мишки», «Пляска куклы»
Танцевальное творчество Побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения под разнохарактерную музыку Фонограммы и диски с разнохарактерной музыкой, атрибуты для танцевальных импровизаций (флажки, султанчики) Танцевальные импровизации: «Танец Петрушек» (муз. Д. Кабалевского, «Танец снежинок» (муз. П. И. Чайковского)
Импровизация на детских музыкальных инструментах Дать представления и способы звукоизвлечения на детских музыкальных инструментах Ложки, погремушки, бубны, барабаны, колокольчики Предложить детям подыграть на музыкальных инструментах музыку под фонограмму
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Обучить детей приёмам кукловождения настольного театра конусной игрушки Конусная игрушка Зан. 13-16, 17-20, 21-24
Стр25-52. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Занятия 17-18 - на оценку умения и знаний детей по театрализованной деятельности за осень
Основы кукольного театра Развивать эмоциональный отклик на действие персонажей спектакля, вызывать сочуствие и желание помочь, формировать эмоциональную выразительность речи Театр конусной игрушки
Основы актёрского мастерства Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия Работа у зеркала Любые этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне», «Уходи», «До свидания»
Основные принципы драматизации Вызывать желание участвовать в играх-драматизациях, подводить детей к созданию образа героя, используя при этом жест и мимику Костюмы, декорации, предметная среда. Напр. «Звери в гостях у Снегурочки»
Праздники, досуги, развлечения Развивать активно участ-вовать в празднике, развивать воображение, фантазию детей. Побуждать детей играть с куклами настольного театра Атрибуты для досуга, праздника «Праздник ёлки»,
«Белоснежка и семь гномов» (эпизод-постановка)
Вторая младшая группа (март-май)
Виды творческой деятельности Методы развития творческих способностей Средства развития творческих способностей Занятия и репертуар
Занятия используются из книги Н. Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий»
Игровое творчество Поддерживать желание детей коллективно сочинять небольшие сказки, рассказы, придумывая диалоги действующих лиц Настольный театр мелкой мягкой игрушки «День рождения слонёнка», «Тигрёнок заболел, «Маша и Жучка» (сочиняют дети)
Песенное творчество Побуждать детей сочинять песенки на заданный текст и использовать их в кукольных спектаклях и драматизациях Настольный театр конусной игрушки, костюмы, декорации и атрибуты Песенка петушка из сказки «Заюшкина избушка»
Танцевальное творчество Прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности ребёнка, воспитывать эмоциональное отношение к музыке через танцевальное движение Фонограммы, шапочки зверей и птиц, мягкая игрушка, куклы Свободная пляска козы и козлят из сказки «Волк и семеро козлят»
Танцевальная импровизация с куклами
Импровизация на детских музыкальных инструментах Поощрять стремление детей использовать детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты в драматизациях и кукольных спектаклях Фонограмма, звучащие игрушки – инструменты со звуком неопределённой высоты Оркестровое сопровождение свободных плясок в спектакле и драматизациях «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»
Основные навыки театрального мастерства Методы формирования навыков театрального мастерства Средства формирования навыков театрального мастерства Содержание работы, занятия
Основы кукловождения. Формировать у детей навыки кукловождения мягкой игрушки настольного театра Мягкая игрушка Зан. 25-28, 29-32,33-36
Стр. 52-73 Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий»
Занятия 35-36 –мониторинговые
См. стр. 73
Основы кукольного театра Развиват умение давать поступки действующих лиц в спектакле. Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей Театр мягкой игрушки
Основы актёрского мастерства Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё Работа у зеркала Этюды «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты»,
«Новая кукла», «Лисёнок боится», «Ваське стыдно», «Молчок»
Основные принципы драматизации Формировать устойчивый интерес к играм-драматизациям, поощрять самостоятельность детей в выборе выразительных средств для создания образов Костюмы, декорации, атрибуты «Волк и семеро козлят»
Праздники, досуги, развлечения Вызывать у детей желание выступать перед родителями, прививать любовь к театральному искусству.
Поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях Костюмы, декорации и атрибуты необходимые для досугов и развлечений Показ сказки на усмотрение воспитателя
3 этап
Мониторинг выполнения задач проекта «Театр-дети-театр» (оценка педагога)
Критерии оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности :
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре :
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра : би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Оценка знаний, умений и навыков детей
Оценка знаний, умений и навыков детей
0 - отлично Х - хорошо У - удовлетворительно - неудовлетворительно
Группа Этюдный тренаж Игры-драматизации Этюды с куклами Кукольные спектакли Общая оценка
Ф. И. 1 2 3 4 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Иванов П о о у х х х о о о х х х х хорошо
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
2. Умение общаться с партнёром;
3. Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1. Желание играть с куклой;
2. Умение управлять ею;
3. Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1. Желание участвовать в спектаклях;
2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.