Ирзутова
Проект «Свет доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, гуманности по отношению к более слабым, ответственности за окружающий мир.
Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Публикация «Проект „Свет доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать христианские и народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и православными праздниками поможет детям более ярко воспринимать окружающую действительность.
Проект
«Свет доброты»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Православные и народные праздники на святой Руси
разновозрастная группа
Воспитатель первой квалификационной категории Ирзутова Ирина Валентиновна
2020-2022г
Пояснительная записка
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!» К. Д. Ушинский.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.»
Н. И. Пирогов
Срок реализации проекта — 2020-2022 года
Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Перспективы развития проекта «Свет доброты» духовно-нравственного направления позволит:
-ввести детей в мир истории страны и родного края;
-возродить народные традиции;
-воспитывать чувство сопричастности к прошлому, истории своей Родины, края;
- создать условия для творческого раскрытия личности ребёнка;
-воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира;
- расширить кругозор воспитанников.
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Цель проекта
разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской христианско - народной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания через знакомство с православными праздниками.
Задачи реализации проекта
• Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
• Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
• Воспитание духовно-нравственной личности, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
• Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре через знакомство с православными праздниками;
• Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, гуманности по отношению к более слабым, ответственности за окружающий мир.
Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать христианские и народные праздники и традиции. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Использование педагогами и родителями средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и православными праздниками поможет детям более ярко воспринимать окружающую действительность.
Участники проекта
• Воспитатели;
• Музыкальный руководитель;
• Дети в возрасте 4–6 лет;
• Родители (законные представители).
Механизмы реализации проекта
• Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
• Формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
• показ сказок (педагогом, детьми);
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдение;
• чтение педагогом художественной литературы;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
• экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• загадывание и отгадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей о своих впечатлениях;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
• чтение сказок и стихотворений;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
• организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
• проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму», дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
• изготовление кукол к сказкам;
• организация постановки, сказок, литературных произведений;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
• изготовление с детьми наглядных пособий;
• - организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир, рождественский венок, заплетание березки и т. п.)
Основные мероприятия проекта
Этапы реализации проекта «Свет доброты».
Принципы:
1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Деятельность — знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой его участия в различных посильных видах деятельности;
3. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность;
4. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта
1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
4. Подборка подвижных, дидактических игр,
5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Создание музыкальных видео – коллажей.
Календарный план реализации проекта
Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях;
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры», «Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Христианские праздники сентября» и т. п. ;
4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».
5. Видео-коллаж «Русский быт»
6. Инсценирование сказки «Колобок»
7. Чтение христианских сказок
Октябрь
1. Обучающее занятие для старших дошкольников «Что такое хорошо, что такое плохо»;
2. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи»;
3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пословицы и поговорки»;
4. «Покров или Осенины» (развлечение и выставка работ из овощей).
5. Видео-коллаж «Приметы октября», «Покров Пресвятой Богородицы»
6. Чтение сказки «Счастливый принц»
Ноябрь
1. Ознакомление с возникновением образа Деда Мороза «Изготовление подарков для Деда Мороза»
2. Знакомство с приметами «Синичкиного дня»
3. Пополнение мини-музея «Кукольный театр» новыми экспонатами;
4. Изготовление кукол своими руками.
5. Рассматривание иллюстраций, посвященных матерям (развлечение «День матери») 6. Видео-коллаж «Святого архистратига Михаила»
7. Чтение христианских сказок
Декабрь
1. Консультации для педагогов «Особенности духовно – нравственного воспитания дошкольника»;
2. Занятие по авторской сказке «В гостях у Деда Мороза»»;
3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»;
4. Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку»;
5. Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».
6. Видео –коллаж «Празднование Нового года и Рождества в старину»
7 Чтение христианских сказок.
Январь
1. Презентация-занятие «История Рождества»;
2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов;
3. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки»;
4. Выставка детских работ «Рождественская открытка»
5. Видео – коллаж «Празднование Рождества и Крещения на Руси»
6. Чтение книги «Иисус друг детей»
Февраль
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси»;
2. Беседа «Сретенье Господне»
3. Оформление фотоальбома «Наши былинные богатыри»;
4. Беседы о традиционной кухне в православные праздники и что такое пост.
5. Оформление папки – передвижки «Постные блюда русской кухни»
6. Чтение книги «Иисус друг детей»
Март
1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»;
2. Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской христианско - народной культуры»;
3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-cказка «Приключения на Масленицу»;
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла»
5. Развлечение «Жаворонки или Сороки»
6. Видео –коллаж «Как встречали и провожали Масленицу на Руси»
7. Чтение книги «Иисус друг детей»
Апрель
1. Чтение книги «Детям о Боге» (Благовещенье)
2. Развлечение — «Вербное воскресенье» (развлечение для дошкольников);
3. Полу объемная аппликация «Ветка вербы» «Лукошка с пасхальными яйцами»
4. Мастер – класс для родителей «Поделки для украшения дома к Пасхе»
5. Чтение книги «Иисус друг детей»
Май
1. ООД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка»;
2. Интегрированное ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что такое Пасха? Украшаем пасхальное яйцо»;
3. Развлечение «Пасха»;
4. Беседа «Они сражались за родину»
5. Рассматривание материалов о ВОВ
6. Папка – передвижка, посвященную Дню Победы»
7. Акция – День Победы
8. Чтение христианских сказок
Июнь
1. Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси»;
2. Беседа на тему: «Летние христианские праздники».
3. Чтение книги «Иисус друг детей»
4. Развлечение «Троица — праздник русской берёзки»;
5. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская берёзка».
6. Чтение книги «Иисус друг детей»
7. Чтение христианских сказок
Июль
1.«Развлечение «Иван Купала»
2. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о берёзе в частности?»; «Целебное лукошко»;
3. Организация выставки детских работ «Праздники»;
4. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.
5. Чтение книги «Иисус друг детей»
6. Чтение христианских сказок
Август
1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр»;
2. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки»;
3. Видео – коллажи «Яблочный спас», «Медовый спас», «Ореховый спас»
4. Чтение христианских сказок
5. Чтение книги «Иисус друг детей»
Литература
1. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
2. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004;
3. Измайлова А. Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;
4. Карпов И. А. Азбука нравственного воспитания/ М. : Просвещение,1979;
5. Макаренко А. С. Книга для родителей. / - М. : «Педагогика», 1988;
6. Орехов Д. Святые места России. -С-Пб. : Издательский дом «Новый проспект», 1999;
7. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. https://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;
8. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск. : Издательство «Русь», 2007;
9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения/ М. : «Педагогика», 1988;
10. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А. И. Маляревский. https://pedagog.eparhia.ru/
11.
11. Православные сказки elenyhram.cerkov.ru›detskaya-stranichka…skazki/
12. https://hotplayer.ru/?s=христианские%20сказки