Валентина Шабалина
Проект «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : старший воспитатель МБДОУ
детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области
Шабалина Валентина Ивановна
Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно - транспортных происшествий. Это происходит из – за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Публикация «Проект „Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице“» размещена в разделах
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детский театр, детские книжки, наконец, но у него нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах должно соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах и дорогах.
Правительством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100). Значительная часть Программы отведена мероприятиям, направленным на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Среди них: создание федеральных экспериментальных центров (полигонов) «Детский автогород»
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного поведения на улице большого города.
Работа детского сада ориентирована на:
• Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков.
• Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
• Привлечения внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Для дошкольников одним их самых эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения на дорогах является организация детского автогородка по безопасности дорожного движения, где можно провести практические занятия, игры-занятия, досуги и т. д.
Проект «Создание автогородка, как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице» разработан в соответствии с областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 гг.
Проект позволит обеспечить системность посредством исполнения программных мероприятий, создать условия для совершенствования и развития инновационных форм воспитания культуры поведения дошкольников на дорогах, а также обобщения и накопления положительного опыта от выполнения мероприятий.
Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых координатором и исполнителями проекта в целях повышения эффективности реализации мероприятий программы и достижения планируемых результатов.
Проект реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Цель проекта :
Совершенствовать формы и методы работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта :
• Создать развивающую среду с целью приобретения детьми опыта поведения на улицах города и проезжей части.
• Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
• Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
• Привлечь родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах, обеспечивая консультативную помощь по данному вопросу с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Основная задача проекта :
• конкретизировать оснащение детского автогородка по безопасности дорожного движения техническими средствами организации дорожного движения;
• раскрыть формы и методы работы с детьми и родителями;
• разработать перспективное планирование работы с детьми в автогородке для каждой возрастной группы;
• определить содержание занятий, игр-занятий, досугов с детьми в автогородке;
• разработать практический материал для работы с детьми (игры, игровые упражнения, загадки)
Принципы работы над проектом :
• Учет местных условий.
• Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.
• Интегрированный подход к организации педагогического процесса.
• Системность.
• Комплексный подход к организации работы.
На участке детского сада оборудовать детский автогородок с разметками пешеходных переходов, тротуаров, проезжей части, дорожными знаками на подставках, светофором, с использованием детского колесного транспорта.
Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.
Для автогородка выбирается земельный участок, как правило, не менее 0,65 га. Рельеф участка должен быть спокойный, неизрезанный, допускается незначительный уклон. Территорию, выделенную для автогородка, следует заасфальтировать. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина - 0,07- 0,1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой 1 - 1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.
Детский автогородок может быть размещен как на территории детского сада, парка, жилого микрорайона, так и в помещении (учебный корпус) предназначенный для проведения практических занятий и представляет собой комплекс из следующих элементов:
• асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;
• технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков, которые могут быть изготовлены силами самих ребят и с помощью родителей;
• транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);
• учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.);
• стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.
На территории автогородка моделируется ряд перекрестков, наиболее
часто встречающихся в городе. Обязательными элементами должны быть крестообразный перекресток и перекресток с круговым движением с минимально необходимыми дорожными знаками, при этом обязательными являются:
• «Пешеходный переход»;
• «Светофорное регулирование»;
• «Дети»;
• «Въезд запрещен»;
• «Поворот запрещен»;
• «Круговое движение»;
• «Пешеходная дорожка».
Обязательные элементы разметки:
• «Разделение транспортных потоков противоположных направлений»;
• «Стоп – линия»;
• «Пешеходный переход»;
• «Пересечение с пешеходной дорожкой».
Выносное оборудование:
• Педальные машины;
• Велосипеды;
• Заправочная станция;
• Самокаты;
• Модули домов;
• Модули машин;
• Дорожные знаки и т. д.
Атрибуты для игр:
• Жезлы;
• Свистки;
• Форма;
• Нагрудные знаки;
• Нарукавные повязки и т. д.
Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.
С детьми проводятся экскурсии, прогулки, беседы с рассказами из жизни, специально подобранными сюжетами.
Рассматриваются и обсуждаются сюжетные картины, плакаты, иллюстрации по данной проблеме. Читаются произведения художественной литературы. Используются ситуации-загадки, побуждающие ребенка дать собственную оценку.
Разыгрываются ситуации, проводятся сюжетно-ролевые игры на тему «Мы идем в детский сад», «Водители и пешеходы», а также дидактические игры и игры-викторины, закрепляющие знания о правилах дорожного движения и поведения на улице.
Организуются совместно с родителями праздники и развлечения по темам. Например, «Умники и умницы на городских улицах», «Знатоки», «Путешествие в страну светофороград» .
В рамках дополнительной или предварительной работы с детьми в оборудовать уголок дорожного движения в групповой комнате, оснащенный дидактическими, настольными играми, альбомами для раскрашивания по данной тематике библиотекой с произведениями художественной литературы, сюжетными картинками и плакатами из серии «Я и улица», «Мой друг - светофор» и другими, набором дорожных знаков, макетом улиц с домами, пешеходным переходом, перекрестком, светофором, автомобилями, куклами-пешеходами.
Для достижения положительных результатов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и Правилам дорожного движения вся работа должна проводиться в комплексе:
с педагогами;
с детьми;
с родителями.
Осуществление мероприятий позволит достичь следующих результатов:
- разработанные педагогические условия выполнения Правил дорожного движения как субкультуры детства, создающей безопасное поведения дошкольников на улице как среду здоровьесбережения ребенка;
- обобщение опыта МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области в использовании потенциала Правил дорожного движения как среды воспитания культуры здоровья ребенка;
- ребенок дошкольного возраста осознает здоровье, как высшую ценность жизни человека и проявляет активную потребность в его сбережении;
- специалисты МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области владеют педагогическим технологиями создания автогородка, как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице, как среды здоровьесбережения в ДОУ.