Чурина Ирина
Проект «Сказочный Полхов-Майдан»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сказочный Полхов – Майдан».
«Получить в детстве начало эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщаться к художественному творчеству».
(Н. А. Ветлугина).
Наименование проекта : Сказочный Полхов-Майдан.
Вид проекта : исследовательский, творческий.
Разработчик проекта : Чурина И. Ю.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 1 месяц.
Публикация «Проект „Сказочный Полхов-Майдан“» размещена в разделах
Участники проекта : дети всех возрастных групп, воспитатели, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Полхов-Майданской росписи, познакомить детей с историей росписи, её колоритом, составляющими элементами, применением техники росписи на деревянных изделиях, традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные:
1. познакомить детей с русским народным промыслом «Полхов- Майданская роспись»;
2. дать полное представление об истории этой уникальной отечественной росписи, о ее характерных узорах и приемах;
3. содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения и совместной деятельности;
4. сформировать навыки самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерной особенности росписи.
Развивающие:
1. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры);
2. развивать мелкую моторику;
3. развивать чувство ритма и композиции;
4. развивать творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;
5. развивать познавательную активность;
6. развивать активную речь;
7. формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Воспитательные:
1. воспитывать эстетический вкус;
2. воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
3. воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
4. воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца;
5. воспитывать доброту, терпение, нравственные качества.
Актуальность.
Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для этого, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят к традиционному искусству.
Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства. Приобщение ребенка к родной культуре должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка.
Ведь именно знакомство с народной культурой сможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научит любоваться красотой. Настоящий проект направлен на художественно-эстетическое развитие дошкольников и раскрытие их творческого потенциала через ознакомление с Полхов – Майданской росписью.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование творческой личности.
Механизмы реализации проекта.
Формы работы с дошкольниками:
• беседы о Полхов-Майданской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
• рассматривание элементов росписи;
• рисование основных элементов Полхов-Майданской росписи в порядке усложнения;
• мастер-классы;
• познавательные рассказы воспитателей;
• просмотр слайдов, презентаций;
• дидактические игры;
• чтение и заучивание стихотворений и загадок о Полхов-Майданской росписи;
• роспись плоскостных силуэтов Полхов-Майданских матрешек, грибочков;
• роспись разделочных досок в стиле Полхов-Майдан;
• конкурсы, викторины;
Взаимодействие с родителями:
• консультации для родителей «Полхов-Майданские «таратушки», «Полхов-Майданская роспись».
Деятельность педагогов:
• подбор литературы о народном промысле " Полхов-Майданская роспись";
• подбор иллюстраций изделий.
Продукты проектной деятельности :
• презентация «Полхов-Майданская роспись».
• литературно-художественный материал: стихи о Полхов-Майданской росписи; исторические справки;
• экспозиция в мини-музее «Чудеса народного творчества» : «Полхов-Майданская роспись»;
• выставка детских работ;
• фотоотчет проекта «Полхов-Майданская роспись».
Ресурсное обеспечение проекта :
• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
• материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
• кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Этапы реализации проекта :
Проект осуществляется в несколько этапов:
• Организационно-подготовительный.
• Основной (этап непосредственной реализации).
• Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов занятий, мастер-классов, сценариев бесед, сценария развлечения;
- создание презентации «Полхов-Майданская роспись».
Основной:
- знакомство с историей промысла;
- знакомство с особенностями росписи;
- составление орнаментов;
- занятия для детей: «Роспись бумажных силуэтов матрешек», «Роспись бумажных силуэтов грибочков»;
- мастер-класс для детей: «Роспись разделочной доски».
Итоговый:
- обобщение результатов работы;
- создание композиции «Полхов-Майданская роспись» в мини-музее «Чудеса народного творчества»;
- проведение итогового мероприятия «Сказочный Полхов-Майдан»;
- фотоотчет проекта «Полхов-Майданская роспись».
Ожидаемые результаты.
- Дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла.
- Выделяют характерные средства выразительности Полхов-Майданской росписи : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре, этапы росписи и т. п.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.
- Интересуются народными промыслами.
Вывод по проекту.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей народных промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.
Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая ребенка правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.
Мероприятия, проводимые в процессе реализации проекта вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия со сверстниками.
В целом проект имеет прогрессивный характер и позволяет не только способствовать развитию творческой личности ребенка, но и даёт толчок для развития взаимопонимания и сближения детей с родителями и педагогами.
Литература.
1. Вершинина Н. Горбова. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. - Волгоград. : Учитель, 2011.
3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
4. Проблемы народного искусства: Сб. статей - М. : Изобразительное искусство, 1982.
5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.