Юлия Викторовна Ястребкова
Проект «Сказки народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные сказки Поволжья»
Тип проекта : творческий, информационный
Продолжительность: среднесрочный
Участники проекта : воспитанники группы раннего возраста и родители
Авторы проекта : Ястребкова Юлия Викторовна - воспитатель
2022
Публикация «Проект „Сказки народов Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Актуальность: Россия является многонациональной страной. На её территории проживает более 190 разных народов. У каждого их них своя культура, язык, обычаи и традиции. 2022 год посвящен культурному наследию народов России. Культу рное насле дие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Задача взрослых ознакомить и приобщить детей к культуре своего народа, местности где они проживают. Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа. Польза чтения народных сказок для детей несомненна и известна всем. Сказка открывает перед ребёнком волшебный мир, развивая его фантазию, память, творческие способности.
Они воплощают память, традиции и обычаи, присущие целым народностям и нациям. Лучшие народные сказки заключают в себе мудрость, которая выкристаллизовывалась тысячелетиями, и потому заслуживает того, чтобы человек изучил её как можно раньше. Воспитательный аспект в преданиях наших предков ценен своей аутентичностью, народным духом, традиционными ценностями. Темы народных сказок, их сюжеты отражают условия, в которых многие столетия жили люди, и обстоятельства, в которых оказывались чаще всего.
Герои народных сказок воплощают самые яркие черты народного характера и отношение общества к окружающему миру, порой загадочному, но всегда полному открытий, к себе самому и к своим соседям.
Народные сказки для детей – то же самое, что почва для молодых ростков. Чем лучше почва, тем крепче и красивее будет растение. Слушая в детстве о волшебных приключениях сказочных персонажей, ребёнок приобретает нечто большее, чем знание фольклора. Он учится понимать разницу между добром и злом, ценить силу духа, предприимчивость, юмор, умение находить выход из, на первый взгляд, безвыходных ситуаций.
Вид проекта : среднесрочный, творческий, информационный.
Направление деятельности: познавательное.
Цель: Воспитание добрых отношений к людям разных национальностей, любви к своей Родине, интереса к сказкам народов Поволжья.
Знакомство детей с народными сказками Поволжья; формирование представлений о культуре народов Поволжья через чтение фольклорных произведений.
Задачи: Развитие творческих навыков, воображения, самостоятельности, инициативности, пробуждение желаний к театрализованной игре; выстраивание тесных взаимодействий друг с другом.
Области: интеграция «Художественно-эстетического развития», «Познавательного развития», «Речевого развития»
Этапы работы над проектом
Этапы Деятельность педагогов Деятельность детей Деятельность родителей
1. Организационный Пополняют наглядный, демонстрационный, дидактический материал. Принимают участие Оказывают помощь в пополнении развивающей среды
2. Погружение в проблему Формируют проблему и создают условия для дальнейшей деятельности. Входят в проблему и задачи проекта. Входят в проблему и принимают задачи проекта.
3. Практическая работа Проводят совместную работу детей и родителей, организуют среду для различной деятельности детей, моделируют проблемную ситуацию, обеспечивают дидактическим материалом (игры, наглядный и раздаточный материал) Обеспечивают материалом для практической деятельности. Участвуют в практической деятельности, знакомятся с художественной литературой. Участвуют в пополнении развивающей среды. Оказывают помощь педагогам.
4. Систематизация информации. Обсуждение результатов. Создают условие для реализации задач проекта. Принимают участие Оказывают помощь воспитателям в оформлении, изготовлении
атрибутов
План реализации проекта
№ Совместная деятельность воспитателя с детьми в ходе режимных моментов Тема (название мероприятия) Методическое обеспечение
1111 Беседы «Наша Родина- Россия», «Национальные костюмы народов Поволжья», «Сказки народов Поволжья» Развивающая среда
Конспекты
2 Художественная литература В. Степанов «Большая семья»; Народные сказки : русская «Теремок»; удмуртская «Инмар и кошка»; марийская «Добро лечит»; чувашская «Золотой мешочек»; татарская «Козёл и баран», «Теремкэй»; мордовская «Как собака себе друга нашла», украинская «Рукавичка». Подборка сказок и стихов.
3 Музыка Слушание народных песен. Развивающая среда
4 Игры Пальчиковая игра: «Большая семья» Народные подвижные игры : «Салки», «Прятки», «Гуси», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. Настольные: «Матрёшки», «Наряди матрёшку» Подборка игр
5 Художественное творчество Аппликация по мотивам украинской сказки «Рукавичка» Развивающая среда
6 Просмотр презентации «Народные костюмы народов Поволжья» Наглядный просмотр
7 Вечер-развлечение Показ пальчикового театра: русская народная сказка «Теремок». Показ на фланелеграфе украинской народной сказки «Рукавичка». Инсценирование татарской народной сказки «Теремкэй». Подбор материала
8 Продуктивная деятельность Изготовление кукол-закруток (оберегов) Развивающая среда
Работа с родителями
№ Мероприятие Ответственные
1 Изготовление масок – шапочек для инсценировки народных сказок Воспитатели, родители воспитанников
2 Изготовление кукол-закруток «Многонациональная семья» Воспитатели
3 Выставка детских аппликаций «Варежка» Воспитатели
4 Папка-передвижка «2022 год – год культурного наследия» Воспитатели
Вывод: Слушая народные сказки, ребёнок приобщается к культуре своего народа, знакомится с традициями и обычаями. Сказка является неотъемлемым элементом нравственного и патриотического воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло.