Лариса Владимировна
Проект «Широкая Масленица» для старше-подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 2
Подготовила
Музыкальный руководитель:
Попова Лариса Владимировна
2019 год.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной.
В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Публикация «Проект „Широкая Масленица“ для старше-подготовительной группы» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями МБДОУ, и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Пути реализации: взаимодействие всех структур педагогического процесса.
Участники: дети старше-подготовительной группы, воспитатель: Панасенко Ирина Николаевна.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Предварительная работа:
- подобрать детскую и познавательную литературу, картины, иллюстрации, видеоматериал, музыкальный материал;
- совместно с родителями изготовить костюмы, декорации, оборудование и угощение для праздника
Ожидаемые результаты проекта :
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Предварительная работа.
1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
2. Проведение бесед с детьми на тему «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
3. Чтение детям сказок, рассказов.
4. Беседы по содержанию прочитанных текстов.
5. Загадывание загадок по теме.
6. Рассматривание игрушек народных мастеров.
Технологическая карта проекта :
1. Образовательная область Физическая культура
Виды детской деятельности: Двигательная, игровая
Формы работы: Народные подвижные игры: «Карусель», «Гори-гори ясно», «Ручеек», «Заря», «Жмурки», «Горелки»
2. Образовательная область: Познание. Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, коммуникативная
Формы работы: Беседы о традициях и обрядах праздника, экскурсия в краеведческий музей.
3. Образовательная область Музыка.
Виды детской деятельности: Музыкальная, игровая
Формы работы: Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др.
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Русских народных игр: «Горелки», «Веселый бубен».
4. Образовательная область Безопасность
Виды детской деятельности Познавательная, коммуникативная
Формы работы: Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!»
5. Образовательная область Коммуникация
Виды детской деятельности: Коммуникативная
Формы работы: Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.
6. Образовательная область Социализация
Виды детской деятельности: Познавательная, продуктивная, коммуникативная
Формы работы: Беседы о праздниках, традициях русского народа, о народной тряпичной кукле, кукле-обереге.
7. Образовательная область Труд
Виды детской деятельности: Трудовая
Формы работы: Помощь в расчистке территории от снега для проведения праздника
8. Образовательная область Чтение художественной литературы
Виды детской деятельности: Коммуникативная, восприятие художественной литературы
Содержание деятельности: Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице :
«Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица» и др.
9. Образовательная область Художественное творчество
Виды детской деятельности: Познавательная
Участие родителей в изготовление костюмов, атрибутов для праздника; Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»;
Материалы к проекту :
• Сценарий праздника: «Масленица»
• Сценарии на каждый день.
• Перечень народных игр, закличек.
• Репродукции картин и описание.
Заканчивается проект проведением праздничного гуляния на участке детского сада, с играми, аттракционами, чаепитием с блинами.
План проекта «Широкая Масленица»
Сроки проведения: 24.02 - 28.02.2019 г.
Подготовила: Музыкальный руководитель - Попова Лариса Владимировна
Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. - Беседа «Что за праздник, Масленица?»
-Слушание песен о Масленице
- Изготовление вместе с детьми чучела Масленицы
- Разучивание масленичных закличек
Вторник
«Заигрыш» Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. - Беседа «Как отмечать Масленицу»
- П/и «Горелки», «Гори-гори ясно»,
- Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»
-- Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»;
- Изготовление поделки народная тряпичная кукла «Маслёнка»,
Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- Слушание песни «Песня блинам»
- Слушание песни «Как на Маслянской неделе»
- Разучивание стих-я «Про Масленицу»
- Игры «Карусель», «Ручеек», «Заря», «Жмурки»,
- Рисование на тему: «Солнышко, нарядись!», «Дымковская барышня»;
Четверг «Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. - Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»
- Игры-аттракционы: катание на санках; бег в мешках; «петушиный бой»
Лепка на тему: «Барышня на Масленице»
Пятница
«Посиделки» Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Развлечение: «Проводы Масленицы»
- катание на лошадях
- лакомство блинами
1 день – «Встреча» 24 февраля 2019 года
Вед. Здравствуйте, гости дорогие! Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – Масленица? Масленица – один из любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный, и все его ждали с нетерпением. Масленицу называли честной, весёлой, широкой. А ещё этот праздник называют проводами зимы и встречи Весны. Масленица – восхваление хлеба и земледельческих работ. Имя своё Масленица получила от обильной масляной еды, которую ели всю масляную неделю.
На этот праздник делали чучело из соломы, наряжали в женскую одежду и вывозили во двор. По деревне бегали мальчишки и кричали: «Приехала Масленица, Сударыня – Боярыня масленица!»
Выбегают Скоморохи.
1. Надоела нам зима, наскучила, рученьки приморозила, все суставчики заморозила. Метель глазки запорошила.
2. Нам зима – то надоела, весь хлебушек поела, и соломку подобрала. В мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама отступись, под горку покатись.
Исполняется хоровод с инсценировкой русской народной песни «Как на тоненький ледок» (старший возраст)
Игра: «А на улице мороз!» (средний возраст)
1. Скоморох: Собирайся, народ! Весна красная идёт! Надо зимушку спровадить, дружно Масленицу сладить.
2 Скоморох: Весна, весна красная! Приди, весна с радостью! С хлебом великим! С радостью огромной милостью!
Старшие дети несут Масленицу – соломенную куклу, ставят её в украшенный угол.
1. Скоморох: Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая! Да на саночках расписных! да на кониках вороных!
Дети читают стихи.
Песня: «Едет Масленица!»
Песня: «А мы Масленицу дожидали!»
Пляска: «Платочки и цветочки»
2. Скоморох: Приходили молодцы, всем пенёчкам на пригорке, даже русским поговоркам, нужно предложением сделать продолжение.
Конкурс: «Продолжи пословицу»
Один пирог два раза не (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и (сладкого)
Сам заварил кашу, сам её и (расхлёбывай)
Кашу маслом не (испортишь)
Хочешь есть калачи, не лежи на (печи)
Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду (лезть)
Не разбивши яйца, не сделаешь (яичницу)
От чёрной курочки да белое (яичко)
От черной коровы да белое (молочко)
Ребёнок, давший правильный ответ, получает ленточку, которую после конкурса надевают на Масленицу.
Вед. А теперь загадайте желание и повесьте свои ленточки на нашу Масленицу, чтобы исполнились наши пожелания.
Ребята, а знаете ли вы, что Масленица приходит на семь дней? Сегодня понедельник – первый день масляной недели и называется он «Встреча». В этот день начинают печь блины и делают масленичных кукол, которых и мы сделаем с вами.
Песня: «Вот уж зимушка проходит»
Танец: «Пяточка – носочек»
Игра: «Варежки»
Вед. Ну вот и всё, сегодня наша встреча закончилась. Жду вас завтра, будем встречать второй день масленицы : «Заигрыш». До свидания!
2 день «Заигрыш» 25 февраля 2019 года
Ведущий встречает детей в зале:
Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные!
Здравствуйте молодки, здравствуйте, лебёдки!
Ребята – молодцы, весёлые удальцы!
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Дети усаживаются в зале
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Сегодня мы с вами будем играть, песни петь и плясать – ведь сегодня второй день Масленицы – вторник. А называется он «Заигрыш»
1 Ребё нок: Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда,
Масленица – обируха, Масленица – обмануха.
2 Ребё нок: Обманула – провела. До поста довела, до поста довела, все ежи взяла.
3 Ребё нок: Продолжаем мы программу. Для друзей, для гостей, для всех!
Начинаем панораму удивительных потех.
4 Ребё нок: Во вторник мы будем играть, красно солнышко встречать!
Дети играют в игры:
«А на улице мороз»
«Хи– хи, ха – ха»
«Чучело»
«Вперёд 4 шага»
«Топотунчик Денс»
«Плетень»
3 день – «Лакомка» 26 февраля
Дети под музыку» А мы Масленицу дожидали» заходят в зал. Садятся на места.
Ведущий: Ну и снова, здравствуйте! Я рада гостям, как добрым вестям!
Добро пожаловать! Всех привечаю, душевно встречаю!
Сегодня – среда - 3 день масленичной недели и называется он «Лакомка»
В этот день было принято в первой половине дня мыться в бане. А потом нужно устроить большой «пир на весь мир». А мы с вами сегодня проведём весёлые эстафеты
Есть у меня одна затея для самых ловких умелых. Все готово здесь сейчас для забавы этой.
Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.
Начинается игра «Бег в мешках».
Праздник наш вперед идет, и народ не убывает!
Еще один подарок ждет тех, кто с нами поиграет.
Мужиков, парней, ребят вызываем на канат.
10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната».
Игра «Бой подушками»
Игра «Петушки»
Танец «Пяточка – носочек»
Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые. Трудно с ними состязаться, трудно их победить. Устал, заморился, проголодался.
Давай скорее объявлять! Вместе: Среда — «Лакомка», «Сладкоежка».
Мы блинов давно не ели, мы блиночков захотели.
Да какая ж Масленица без блинов горячих, без блинов румяных
Входят дети: Тинька-тинька! Ты, дяденька, ты, тетенька,
Подайте блинка-оладышка: Прибавышка!
Последний кусок, мочальный усок, Для Масленицы-обманщицы!
Звучит песня «Блины», ведущие угощают гостей блинами.
4 день – «Широкий Четверг» 27 февраля
Дети входят в зал, рассаживаются.
Вед. Эй, господа! Пожалуйте сюда! Приглашаю всех гостей к нам на праздник поскорей! Милости просим к нам на праздничное гулянье.
Четверг – «Широкая Масленица». В этот день на Руси было принято дарить подарки своим друзьям и близким, сделанные своими руками. А ещё этот день называли «Разгул». Разгуляй – Четверг придёт, шутку, песню принесёт.
Походил уже по свету, лучше русской пляски нету!
Где песня поётся – там легче живётся!
Запевайте песню русскую, песню звонкую, задушевную.
Песня: «Широкая Масленица»
Вед. А сейчас конкурс танцевальный. Подходи сюда, народ, тот, кто пляшет, тот вперёд! Согревал нас много раз развесёлый перепляс!
Звучат танцевальные мелодии: «Барыня», «Калинка», «Яблочко» Желающие танцуют.
Далее проводятся игры по выбору детей.
МБДОУ № 2
Сценарий праздника
«Широкая
Масленица»
(5 день – проводы)
Музыкальный руководитель:
Попова Лариса Владимировна
Дата проведения: 28 февраля 2019 г.
Цели и задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя детей;
2. Совершенствование знаний о народном празднике масленица, традициях его празднования;
3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Место проведения: площадка.
Оформление: солнышко, шары, метла, две гимнастические палки, два обруча, два мешка.
Атрибуты – чучело Масленицы на шесте, кони (мальчики подготовительной группы, если не будет настоящей лошади, сани для масленицы (катать).
Музыкальное оформление: песни посвящённые масленице, музыкальное сопровождение для игр,
Костюмы: костюмы скоморохов, платки павлопосадские для взрослых и детей.
Угощение: блины.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Проводы Масленицы
Скоморохи (хором с бубнами) :
Внимание! Внимание! Веселое гулянье!
1 скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие, Маленькие и большие!
2 скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Молодцы веселые и молодушки!
1 скоморох: Подходите ближе, подходите,
Всем хорошее настроение предъявите!
2 скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Оба вместе: Все повеселимся! В играх, плясках закружимся!
Играют на бубнах, пляшут и поют:
«Ах вы, сени мои сени! Сени новые мои!
Сени новые, кленовые, решетчатые! Выходила молода, за новые ворота,
За новые, кленовые, за решетчатые!»
(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг друга)
Скоморохи: А где же наша Масленица, Наша Авдотья Изотьевна?
(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели? (Ответная реакция детей)
А давайте вместе ее позовем:
«Приезжай к нам, Масленица,
В гости на широкий двор!»
(Дети со Скоморохами зовут Масленицу и поют все) :
Песня: «А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем! Ой, ладу, ладу – увидаем! (2 раза)
На улице появляется «свита» с чучелом Масленицы под звон бубенцов
ее несут ряженые дети подготовительной группы,
Скоморохи (хором) : Ура! К нам масленица пожаловала!
(нараспев) Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая!
1 скоморох: Будем Масленицу величать, Да блинами угощать.
2 скоморох: Будем Масленицу хвалить, Да на саночках возить!
Ребята, поздороваемся с Масленицей! (Дети здороваются)
Свита (все вместе) : Здравствуйте и вы, люди добрые!
1 скоморох: В хоровод всех приглашаем, Дружно песни запеваем!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь. И в два круга становитесь!
Свита (все вместе. Будем петь, и плясать, Масленицу величать!
Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре – Масленица.
Все идут вокруг нее противоходом (кроме ясельных группы, наблюдающих
со стороны) и поют:
«Масляна, Масляна, куда ты идешь?
Потеряла лапоточки – не найдёшь!»
«Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся! На горах катаемся, Блинами объедаемся!»
1 скоморох Звонко, весело вы Масленицу встречали.
А чем она знаменита, вы ребята, знаете?
Дети (подг. гр.) : Пирогами да блинами, да высокими горами!
2 скоморох:А песни старинные вы про Масленицу знаете?
Дети: Знаем, знаем! И петь с нами приглашаем!
Дети старшей и подготовительной групп вместе со взрослыми поют песню
«Ой, ты, Масленица дорогая!»
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
Да на саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие:
И блины, и калачи, на окошко их мечи!»
1 скоморох: Так в старину пели, И мы не отстали,
А еще в старину в разные игры играли.
2 скоморох: А вы, ребята, поиграть хотите? Давайте и гостей наших спросим, Может, и они с нами поиграть хотят?
Русская народная игра «Метелица».
Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим.
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!» /
1 скоморох Ух! Как хорошо мне стало! Теперь и поплясать бы не мешало!
2 скоморох: И мне плясать захотелось! Хоть танцор я не умелый,
Но с ребятами – другое дело!
Танец: «А НА УЛИЦЕ МОРОЗ»
1 скоморох Ну, как, ребята, не устали? Вон как весело плясали!
А скажите-ка, друзья, Хорошо ли было вам зимой?
- «Любите вы с гор кататься?» «На снежочке повалятся?»
- «А как еще вы любите играть зимой?»
2 скоморох Да, зима для сильных, смелых, Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?. Тогда, кто меткий все за мной! В руки вы снежки возьмите. И в фигурку попадите!
Игра: «Попади в цель»
1 скоморох: Весело играли с вами, Пора и Масленицу величать,
Да на саночках катать.
Все хором (и дети и взрослые) :
Дорогая наша Масленица! Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, трехаршинная!
В детский сад к нам пришла. И веселье принесла!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь, Друг за другом становитесь,
Вокруг сада все пойдем, Масленицу повезем!
Скоморохи (хором) : Эх! Хорошо мы прогулялись!
Да, пожалуй, и проголодались!
1 скоморох: Блинчиков у Масленицы надо попросить…
2 скоморох. А нам Пора уходить.
1 скоморох Весна на пятки наступает, Солнце сильно припекает.
Вместе: До свидания, друзья! До встречи в будущем году!
2 скоморох: Ну, а мы блинков попросим:
Все хором: Масленица, не скупись!
Блинчиками поделись!
/Старшие дети и взрослые поют русскую народную песню «Блины»
(«Мы давно блинов не ели…»)
1 скоморох: Прощай, Масленица – плутовка, Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков, А мы думали – 7 годков.
2 скоморох: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица! Приходи к нам, Весна Красная!
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.