Брилянт Ширинова
Проект «Сенсорное развитие детей с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей через дидактические игры».
Автор проекта :
Ширинова Брилянт Тапдыгкызы,
воспитатель МАДОУ детский сад №104
г. Сыктывкар, Республика Коми
Что такое сенсорное развитие?
Публикация «Проект „Сенсорное развитие детей с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвета, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Цель проекта :
• Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир;
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета;
• Умения, которые дети приобретают, закрепляются на занятиях по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, физическому развитию.
Актуальность проекта :
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его;
познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Паспорт проекта
Тип проекта : практико-ориентировочный;
Форма работы: индивидуальная, групповая, подгруппами;
Длительность: 9 месяцев;
Форма представления: презентация
Перспективное планирование.
Декабрь:
-д\и «Изучаем формы»
-д\и «Помоги Зайке найти овощи и фрукты»
-д\и «Сравни картинки»
-д\и «Найди различия в фотографиях»
-д\и «Изучаем цвета»
-д\и «Тихо-громко»
- Опыт «Окрашивание воды»
-совместная деятельность воспитателя с детьми «Изготовление кормушек»
Январь:
-беседа «Украшения для ёлки».
-д\и «Подбери наряд Ёлочке»
-д\и «Подскажи дорогу Деду Морозу»
-д\и «Цепочка» (блоки Дьенеша)
-д\и «Волшебные коробочки» (лото)
-д\и «Узнай по голосу»
-д\и «Плавает-тонет»
Февраль:
- д\ и «Нарисуй по трафаретке»
- д\и «Сложи матрёшки».
- д\и «Кто где живёт»
-д\и «Большой, средний, маленький»
- д\и «Музыкальные инструменты»
-д\и «Колючий- неколючий»
- подарки папе.
Март:
- «Что притягивает магнит»
-д\и «Найди и сравни гусеничек»
-д\и «Букетики для гномиков»
-д\и «В гостях у трёх медведей»
-д\и «Найди дорогу к бабушке»
-д\и «Сравни всё вокруг»
-д\и «Собираемся на улицу»
- д\и «Найди свою кочку»
- д\и «Найди два одинаковых предмета»
- д\и «Сложи мозаику»
-д\и «Кто позвал»
-подарки мамам, бабушкам…
Апрель:
- д\и «Узнай на ощупь»
- -д\и «Сложи карточки по цвету,форме, величине»
д\и «Подбери паравозику вагончики»
-д\и «Подбери бантики к платьям»
-д\и «Холодно-тепло-горячо»
-д\и ««Какого предмета не стало»
-д\и «Съедобное- несъедобное»
- Д\и «Найди ключ для замка»
-д\и «Сделай узор»
- д\и «Одень мальчика и девочку»
-д\и «путаница»
-д\и «Цепочка»(блоки Дьенеша)
-групповой праздник «Воздушные шары»
Май:
-групповой праздник «Мыльные пузыри».
-д\и «Подбери по цвету»
-д\и лото «Цвет и форма»
-д\и «Рассели животных»
-д\и «Слушаем и отгадываем»
-д\и «Овощи и фрукты»
-д\и «Что перепутал художник»
Целевая группа проекта
Проект адресован детям раннего возраста (1-3 года) ;
Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры;
Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой моторики, памяти, мышления, познавательному развитию.
Правила реализации проекта :
• Развивающие игрушки не стоит давать малышу на целый день – привычка служит помехой неослабевающему любопытству;
• Играющего ребёнка ничто не должно отвлекать;
• Ребёнка нельзя «мучать» занятиями, всё должно проходить легко, в игровой форме;
• Важно не перегружать ребёнка. Так как малыш может устать и потерять интерес к игре;
• Начиная упражнения с самого простого действия, постепенно усложняйте его, стимулируя малыша преодолевать каждый этап;
• Игры должны быть простые и короткие. И пяти-десяти минут достаточно. Начатую игру лучше довести до конца;
• Создание условий для эффективного использования игр;
• Если нам удастся заинтересовать малыша, то он приложить все усилия для того, чтобы научиться.
Задачи проекта :
Формировать сенсорное представление детей 2-3 года о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете;
Познакомить детей с дидактическими играми и правилами игры;
Развить творческие способности, любознательность и наблюдательность;
Создать дружный детский коллектив;
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
Оценить результаты проделанной работы.
I этап (сентябрь)
Подготовительный
- Знакомство с темой проекта;
- Изучение литературы;
- Выявление проблемы, цели, задачи;
- Составление перспективного плана работы;
- Создание условий для эффективного использования игр;
- Подбор дидактического материала и игр;
- Диагностика уровня сформированности представлений о цвете с детьми;
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап (октябрь-апрель)
Основной
- Проведение родительского собрания на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;
- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей.
III этап (май)
Заключительный
- Диагностика детей;
- Анкетирование родителей;
- Проведение родительского собрания на тему проекта;
- Открытое занятие для педагогов ДОУ;
- Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете;
- Самооценка. Выводы.
Форма работы с родителями:
• Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»;
• Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями;
• Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала;
• Открытое занятие для родителей.
Ожидаемые результаты после проекта с детьми
У детей должен вырасти уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;
Дети познакомятся с эталонами цвета;
Дети научатся играть в дидактические игры;
После создания определенных условий, у детей формирование представлений о сенсорных эталонах будет успешным.
Ожидаемые результаты работы с родителями
У родителей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию;
Родители научатся создавать дома условия для дидактических игр и подбирать их;
Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Результаты проекта
• Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы попризнаками: цвет, форма, запах и т. д. ;
• У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их;
• Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
Список использованной литературы
Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду;
Е. Н. Соляник. «Развивающие игры для самых маленьких»;
Т. В. Галанова. «Развивающие игры с малышами до 3-ех лет» Ярославль «Академия развития» 1998;
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет – М. : Просвещение, 1995;
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М. : Просвещение, 1997;
Выготский Л. С. Педагогическая психология – М. : Педагогика, 1991;
Зворыгина Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М. : Просвещение, 1995.