Светлана Сидорова
Инновационный проект «Я живу в долине счастья! Я живу в Кувандыке!» с презентацией и описанием проекта.
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю проект в слайдовом оформлении и текст-описание проекта "Я живу в долине счастья! Я живу в Кувандыке!" Почему именно так называется проект? Я живу в городе Кувандык, а название нашего города в переводе с башкирского языка "долина счастья". Вот и всё объяснение.
Публикация «Инновационный проект „Я живу в долине счастья! Я живу в Кувандыке!“ с презентацией и описанием проекта,» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Текст-описание инновационного проекта «Я живу в долине счастья!Я живу в Кувандыке!»
«Чувство любви к Родине нужно
заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих патриотического воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота-дошкольника.
Для того чтобы эта проблема разрешилась, а работа велась успешно и была результативна, я разработала долгосрочный проект «Я живу в долине счастья! Я живу в Кувандыке!».
На этапе тематической проверки мной было выявлено отношение родителей к проблеме исследования.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к традициям русского народа. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях русского народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Родители стали единомышленниками воспитателей, а для этого организована разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей, в которую входит:
- оснащение групповой комнаты предметами быта, народно-прикладного
искусства, народными играми, игрушками;
- участие в народных праздниках и развлечениях;
- организация экскурсий по городу, в музей и т. д. ;
- совместные выставки работ детей и родителей;
- конкурсы совместных работ детей и родителей;
- совместные субботники и т. п.
Совместная работа родителей и детей в детском саду воспитывает чувство гордости за родную землю, желание сохранять и оберегать ее богатства, культурное наследие.
Анкетирование педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно верные представления о традициях русского народа, о необходимости использования их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по представленности в ней элементов культуры русского народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа, живущего в данной местности. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа, живущего в Кувандыке.
Согласно анализу анкетирования перед собой поставила следующую цель: создание условий для воспитания патриотизма и гражданственности, развития активного преобразующего отношения педагогов, дошкольников и родителей к культуре родного края – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, его образного мышления, творческих способностей.
Задачи:
1. Разбудить интерес педагогов к истории и культуре родного края.
2. Создать благоприятные условия для развития представлений дошкольников МДОУ № 5 «Колокольчик» о культуре родного края.
3. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка через стихи, рассказы и сказки кувандыкских авторов, картины кувандыкских художников, природу и промыслы Кувандыка, как основу развития личности.
4. Развивать познавательный интерес к социокультурной среде города Кувандыка.
5. Способствовать формированию личности дошкольника-патриота.
6. Формировать умения варьировать накопленный опыт в различных сферах деятельности.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты:
Педагог – знающий и любящий родной край, умеющий донести знания о родном Кувандыке детям, активный и творческий.
Дошкольник-патриот с наличием потребностей видеть прекрасное в родном городе.
Доверительный творческий стиль обучения, обеспечивающий непринужденность и заинтересованность в работе каждого ребенка, педагогического коллектива и коллектива родителей в целом;
Гости, желающие прийти МДОУ № 5 «Колокольчик» ещё не раз.
Проблема:
Приобщение педагогов, дошкольников и родителей к социокультурной среде города Кувандыка.
Актуальность:
О важности приобщения ребенка к культуре своего города и народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. А это более, чем актуально! Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своего родного народа и города. В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Именно акцент на знание всех сторон жизни города, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям родного Кувандыка.
Содержание проекта : проект направлен на единую работу взросло-детского сообщества в гражданско-патриотическом воспитании.
Структура проекта : целеполагание, разработка проекта, выполнение проекта, подведение итогов.
Таким образом, решая задачи проекта, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• принцип единства деятельности детей и педагогов;
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
• деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает экскурсии, целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей-земляков. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве кувандыкских художников с рассматриванием картин, экскурсии в музей. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование, рисование «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструирование «Мост через реку Кураганка» и др. Игровая деятельность включает дидактические игры и сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о родном городе.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Был проведён открытый педагогический совет «Я живу в долине счастья!», где родители были активными участниками, выявив проблемы, и наметив пути работы в области патриотического воспитания.
Вместе с родителями дети посетили краеведческий музеи города. В семье дети выполняли совместные художественно-творческие работы, подбирали иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проекта. При поддержке родителей в группе была организована выставка «Сувениры города». Промежуточным итогом проекта стало совместное оформление альбома «Мой родной город».
Новизна
Развитие эмоционально-чувственной сферы и патриотических чувств ребёнка на основе местного материала и информации (стихи, рассказы и сказки кувандыкских авторов, картины кувандыкских художников, природа и промыслы Кувандыка).
Практическая значимость
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Поэтому перед нами встала задача – систематизировать собранный материал и использовать в практической деятельности МДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»». Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
Уровень проработанности:
• этапы работы:
1 этап. Подготовительный
• Создание творческой группы для работы над проблемой.
• Подбор литературы.
• Подготовка участников проекта : изучение литературы, разработка подпроектов, консультации.
• Разработка тематического планирования «Я люблю родной город!»
• Проведение тематического контроля.
• Анкетирование родителей по теме.
2 этап. Основной.
• Внедрение в работу МДОУ практики ведения открытых практических педагогических советов.
• Работа по тематическому плану «Я люблю родной город!»
• Использование метода проекта для организации деятельности по теме «Я живу в долине счастья»
• Взаимодействие с родителями по данной проблеме.
3 этап. Аналитический
• Диагностика усвоения знаний дошкольниками традиций и культуры народа, живущего в Кувандыке.
4 этап. Заключительный.
• Открытые показы во всех возрастных группах.
• Открытый практический педагогический совет «Я живу в долине счастья!».
• Защита проекта старшим воспитателем и подпроектов воспитателями и специалистами МДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»»
• Обмен мнениями.
• Освещение работы по теме «Я живу в долине счастья!» в местной печати.
• выполненный объём работ, полученные результаты с указанием их количественных и качественных показателей
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваем к конкретным событиям и праздникам, например, в День города – выставка картин Кувандыкских художников, ко Дню Победы – экскурсия в краеведческий музей, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Проект реализовывался и через подпроекты педагогов по составленному предварительно плану на материале краеведческого характера (см. проект).
Выполненный объём работ 100 % (создание подпроектов педагогов и специалистов МДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», встреча со спортсменами и тренерами города Кувандык, встреча с вязальщицей пуховых платков, выставка рисунков «Оренбургский пуховый платок» и выставка самих пуховых платков, драматизация сказки О. Путенихиной «Уточка», открытые занятия «Животные родного края» и «Рисуем родную природу», деятельность музея «Родник истории», знакомство с оркестром ДШИ г. Кувандыка).
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе тематической проверки показал, что высокий уровень усвоения знаний дошкольниками традиций народа, живущего в г. Кувандыке обнаружен у 55,5 % детей, средний уровень у 35,5 %, низкий уровень у 9 % обследованных дошкольников МДОУ «Детский сад №5 «Колокольчик»».
Уровни:
Высокий уровень: Ребёнок проявляет устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера (занятия кувандычан, предметы быта, уклад жизни, природа). Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость каждого вида труда, предназначение орудий труда и предметов быта. У ребёнка создано целостное представление об укладе жизни в Кувандыке.
Средний уровень: У ребёнка имеются отрывочные сведения об основных занятиях людей в Кувандыке, об укладе жизни, предметах быта и природе Кувандыка. Ребёнок стремится аргументировать свои суждения, может вести диалог на данную тему с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Низкий уровень: Ребёнок называет отдельные предметы быта, но не знает их назначения; называет отдельные ремёсла, но не обосновывает значимость трудовых действий, не знает названий рек, памятников и достопримечательностей города Кувандыка Отсутствуют знания об укладе жизни людей в Кувандыке. Ребёнок затрудняется вести диалог даже с помощью вопросов воспитателя.
Состояние усвоения дошкольниками традиций я определяла следующим образом - каждому признаку был приведен в соответствие балл: 3 балла - при ярко выраженном признаке, 2 балла - при его неустойчивом проявлении, 1 балл - в случае слабого проявления признака, 0 баллов при его отсутствии. Нами было определено следующее соответствие количества набранных детьми баллов по трем уровням усвоения детьми традиций.
Баллы:
- низкий уровень - количество баллов от 0 до 3;
- средний уровень - количество баллов от 4 до 6;
- высокий уровень - количество баллов от 7 до 9.
Определённость перспектив продолжения работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий: оформление фотовыставки «Мой родной Кувандык»; пополнение патриотических центров материалами по краеведению; проведение экскурсий по родному городу; организация издательской деятельности в детском саду; размещение материала в районной газете «Почитайка»; включение в годовой план интеллектуально-познавательной олимпиады «Я живу в долине счастья!». Намеченные перспективы необходимы для формирования личности дошкольника-патриота.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди Кувандыка – все это стараемся передать своим воспитанникам, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.